- •33.Речь автора и речь персонажа. Понятие лирического героя.
- •34. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.
- •36.Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства.
- •38.Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры.
- •39.Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие единства и тесноты стихотворного ряда тынянова. Ритмические определители стиха.
- •6. Проблема содержания и формы в литературе. Гегель о дидактическом единстве и возможности содержания и формы. Гегель: «лекции по эстетике (об единстве идеи и формы в искусстве)».
- •Типология сюжетов:
- •Компоненты сюжета:
- •23.Эпитет.Сравнения.Ее разновидности, изобразительно-выразительные функции.
- •26,27.Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные средства функции. Гипербола и литота; их художественные функции.
- •28.Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
- •45.Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы.
26,27.Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные средства функции. Гипербола и литота; их художественные функции.
Метонимия – иносказательность, основанная на смежности (связи, сопричастности) явлений жизни.
Различают несколько видов метонимии:
- места – об иносказательном обозначении явлений через название того места, той сферы жизни, в которых они существуют, находятся: «весь город спал», «чайник кипит», «выпил стакан». Метонимия места очень распространена в обыденной жизни и в современной политической, газетной речи – употребление вместо названий правительств названий географических пунктов, где они находятся: «у Лондона и Берлина не получилось заключить новый контракт»;
- времени – обозначение явлений, событий и переживаний через название того временного промежутка, в котором они произошли, происходят или будут происходить: «был трудный год», «какое счастливое время», «это будет тяжелый день»;
- средства – обозначение тех или иных действий через названия средств, с помощью которых они осуществляются: «придержи свой язык», «у него очень верный глаз», «какой изящный карандаш»;
- принадлежности – обозначение того или иного предмета или явления через имя его создателя, владельца, управителя: «он знает наизусть всего Есенина», «она не любит Чайковского», «они встретились у Моссовета»;
- вещества – обозначение того или иного предмета через название вещества, из которого он сделан: «они подарили ему столовое серебро», «этот скульптор особенно силен в бронзе»;
- признака – обозначение тех или иных состояний и отношений человеческой жизни по их внешнему выражению, признаку: «нечего зубы скалить», «на это не следует закрывать глаза», «да у него еще молоко на губах не обсохло», «у меня рука на это не поднимается».
Все 6 данных видов метонимии – качественные. Количественной метонимией является синекдоха – перенос значения по ассоциации части и целого. Различают несколько видов синекдохи:
- обозначение целого предмета через наименование его части: «на заводе не хватает рабочих рук», «я теперь ее на порог не пущу», «под его командой был отряд в двести штыков»;
- обозначение множества какого-либо рода явлений или предметов через одно такое явление или предмет: «медведь в этих лесах не водится», «студент теперь пошел требовательный», «наш брат-педагог»;
- употребление собственных имен в нарицательном значении: «нам Суворовы и Кутузовы нужны», «у нас драматургов много, но Шекспиров пока нет».
В зависимости от особенностей творческого мышления писателей, от идейного содержания произведений иносказательность их художественной речи совершенно различна. В использовании метонимий в большей мере воплощается умственная, а не эмоциональная активность человеческого сознания. Метонимии позволяют придать используемым словам дополнительный смысл.
Выразительность синекдохи основана на том, что она как бы подчеркивает важность какой-либо части предмета, называя эту часть, но подразумевает предмет целиком. Может быть подчеркнута значимость самого предмета или совокупности предметов.
Термин «гипербола» можно понимать в широком и узком смысле. В самом широком – основное свойство искусства, заключающееся в творческой типизации характерных явлений жизни, благодаря которой их характерность получает в художественных образах гораздо более отчетливое, сгущенное, законченное выражение, чем в явлениях реальной жизни (это для тех, кто любит мыслить масштабно по юности лет и горячности головы).
Если понимать уже – это один из видов словесно-предметной выразительности, заключающейся в том, что характерные явления жизни сильно преувеличиваются в образах искусства в своих внешних размерах, действенности и результативности (это то, с чем придется смириться всем).
Наконец, существуют и собственно словесные гиперболы, обычно создающиеся с помощью метафор и сравнений.
Синкретическое устное творчество имело в своем фантастическом содержании, наряду с олицетворениями, и другую сторону, вытекавшую из стихийного преувеличения явлений жизни в коллективном сознании общества. Гиперболизация жизни природы была существенной стороной первобытного мировоззрения, а отсюда и творчества. В героическом народном эпосе сильная гиперболизация боевых действий богатырей выражает возвышенно – эмоциональное утверждение их национального значения. Например, в русской былине «Добрыня и Василий Каземирович» так изображается столкновение Добрыни с татарами:
Стоят татаровья престрашные,
Престрашные татаровья, преужасные:
Во плечах у них так велика сажень,
Между глазами велика пядень,
На плечах головушки, как пивной котел.
Начиная с эпохи Возрождения гипербола превратилась в средство выражения собственно художественного содержания. С особенной силой она стала применяться как прием творческой типизации комических характеров в их юмористическом и сатирическом осмыслении.
Гипербола встречается и в произведениях с романтическим пафосом.
Пример не из былин, а к нам по времени поближе:
Исколесишь сто лестниц.
Свет не мил.
(Вл. Маяковский «Прозаседавшиеся»)
Литота противоположна гиперболе – это сознательное преуменьшение с целью создания определенного образа:
Страна была до того малюсенькой,
Что весь ее общественный транспорт состоял из автобуса без мотора.
(Р. Рождественский «Сказка с несказочным концом»).