- •33.Речь автора и речь персонажа. Понятие лирического героя.
- •34. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.
- •36.Силлабическая система стихосложения. Основные размеры русской силлабики и их выразительные свойства.
- •38.Силлабо-тоническая система стихосложения. Основные метры.
- •39.Стих как элементарная единица стихотворного ритма. Понятие единства и тесноты стихотворного ряда тынянова. Ритмические определители стиха.
- •6. Проблема содержания и формы в литературе. Гегель о дидактическом единстве и возможности содержания и формы. Гегель: «лекции по эстетике (об единстве идеи и формы в искусстве)».
- •Типология сюжетов:
- •Компоненты сюжета:
- •23.Эпитет.Сравнения.Ее разновидности, изобразительно-выразительные функции.
- •26,27.Метонимия и синекдоха; их изобразительно-выразительные средства функции. Гипербола и литота; их художественные функции.
- •28.Понятие анафоры и эпифоры; их изобразительно-выразительные свойства.
- •45.Родовое и жанрово-видовое деление художественной литературы.
33.Речь автора и речь персонажа. Понятие лирического героя.
Несмотря на то что текст литературного произведения порождается творческой волей автора, звенья речевой ткани находятся в весьма сложном отношении к сознанию автора. Прежде всего, текст не всегда выдерживается в авторской речевой манере. В литературных произведениях запечатлевается разноречие, то есть воссоздаются различные манеры (способы, формы) мышления и говорения. При этом художественно значимым оказывается неавторское слово, именуемое Бахтиным чужим словом. Ученый отмечал обилие чужого слова в истории романа, например, у Диккенса. Чужие слова неприметно вторгаются в авторское повествование Достоевского: «Раскольников … «безобразную мечту» как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя все еще сам себе не верил. Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало все сильнее и сильнее». Здесь «безобразная мечта» и «проба» и графически не выделенное «предприятие» принадлежат по сути не автору, а его герою: получается, что Достоевский как бы цитирует Раскольникова. Эти речевые единицы произносятся повествователем отчужденно, со стороны. Закавыченные выше слова запечатлевают одновременно голоса Раскольникова и Достоевского, которые глубоко различны. Подобного рода текстовые единицы Бахтин называл двуголосыми словами.
Характеризуя соотнесенность единиц художественной речи с авторской манерой повествования, Бахтин разграничивает три рода слов:
- прямое, непосредственно направленное на свой предмет, слово, как выражение последней смысловой инстанции говорящего;
- внеположное сознанию говорящего «объектное слово (слово изображаемого лица)»;
- принадлежащее одновременно двум субъектам, по-разному ими осознаваемое и переживаемое «двуголосое слово».
Речевые единицы второй и третьей групп, таким образом, являются словами неавторскими.
34. Стих и проза. Проблемы специфики стихотворной речи.
Художественная речь осуществляет себя в двух формах: стихотворной (поэзия) и нестихотворной (проза). Первоначально стихотворная форма решительно преобладала как в ритуальных и сакральных, так и в художественных текстах. Ритмически упорядоченные высказывания, отмечает М.Л. Гаспаров, ощущались и мыслились как повышенно значимые и «более других способствующие сплочению общества»: «Из-за своей повышенной значимости они подлежат частому и точному повторению. Это заставляет придать им форму, удобную для запоминания. Удобнее запоминается то, что может пересказываться не всякими словами и словосочетаниями, а лишь особенным образом отобранными». Способность стихотворной (поэтической) речи жить в нашей памяти составляет одно из важнейших и неоспоримо ценных ее свойств, которое и обусловило ее историческую первичность в составе художественной культуры. Тынянов охарактеризовал особенность стихотворной речи законом единства и тесноты стихового ряда: слово в стихе значит больше, чем оно значит в языке. Но и у художественной прозы есть свои уникальные и неоспоримо ценные свойства, которыми стихотворная словесность обладает в гораздо меньшей мере. При обращении к прозе, как показал М.М. Бахтин, перед автором раскрываются широкие возможности языкового многообразия, соединения в одном и том же тексте разных манер мыслить и высказываться: в прозаической художественности (наиболее полно проявившейся в романе) важна, по Бахтину, «диалогическая ориентация слова среди чужих слов», в то время как поэзия к разноречию, как правило, не склонна и в большей степени монологична: «Идея множественности языковых миров, равно осмысленных и выразительных, органически недоступна поэтическому стилю». Соотношение различных систем стихосложения, сближающие их тонические факторы, преемственность и развитие стиха прослеживаются В.М. Жирмунским.
Основной признак стихотворной речи – записанный в колонку текст, то есть она обычно выделяется графически. Стихи воспринимаются слушателями и читателями как речь, резко отличающаяся от обычной разговорной речи. Она ритмически упорядоченная, имеет ряд особенностей. В ней есть не только логические, но и ритмические паузы.
Стихи – это такие ряды слов, на которые речь делится не логическими, а ритмическими паузами. В литературном тексте каждый такой ряд слов (стих) пишется отдельной строкой.
Основными соразмерными частями стихотворной речи являются не стопы, а сами отдельные стихи.
Стопа – небольшая группа слогов, подчиненная словному акценту на одном из них и повторяющаяся в такой своей организованности в пределах ряда стихов.
Отличие стихов от ритмизованной прозы:
Стихи |
Ритмизованная проза |
На последнем слове каждого стиха всегда возникает более сильное ритмическое ударение, которое организует весь стих и делает его основной, соразмерно повторяющейся «единицей» ритма стихотворной речи. Это ударение стоит на последнем слоге стиха неизменно, постоянно и поэтому называется константным ударением или константой стиха. |
В тактах прозы самостоятельно значимые слова имеют одинаковые словные акценты. |
Стихи отличаются друг от друга в основном паузами ритмическими, которые показывают конец стиха и оттеняют его ритмическое константное ударение. |
В прозе такты отделяются только логическими паузами, часто обозначаемыми знаками препинания. |