Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Бозаджиев В. Л. История психологии(1).doc
Скачиваний:
62
Добавлен:
23.04.2019
Размер:
592.9 Кб
Скачать

30. Психологическая концепция и. Гербарта.

В XVIII в. в Германии намеча­ется тенденция к изучению фак­тов, конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях высту­пил философ, известный педагог и психолог Иоганн Фридрих Гер­барт (1776— 1841), который явил­ся основоположником немецкой эмпирической психологии.

Гербарт выступил против теории способностей Вольфа, ко­торую считал чисто словесной, уводящей исследователя от изу­чения явлений сознания, доступ­ных наблюдению, а также потому, что считал неправильным разделение всей душев­ной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевная жизнь — это единая связанная цельность.

Собственно психологические сочинения Гербарта: «О психологии как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824-1825); «Учебник пси­хологии» (1816)5.

Гербарт был сторонником ассоциативной психоло­гии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: ее предметом должны быть Факты, явления сознания. Это очень простое положение в период господства в Германии рациональной психологии способностей должно было казаться, как пишет Рибо, «оригинальным до парадоксальности»1. По-видимому, эти идеи возник­ли у Гербарта под влиянием Локка.

Факты сознания, т. е. состояния сознания, высту­пают исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Однако с их помощью нельзя объяснить душевные процессы и, следовательно, получить научного знания о них, в то время как задачей психологии является «объяснить человеку, каков он есть». Эксперимент в отношении явлений сознания, по мнению Гербарта, абсолютно неприменим: «Психология не смеет экспериментиро­вать над людьми»2. В связи с этим Т. Рибо замечает, что он даже не предчувствовал появления трудов по пси­хофизике, которые покажут возможности эксперимен­тального изучения ощущений3. По Гербарту, чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность на­шим определениям и делает возможной их проверку.

В связи с обоснованием возможности применения в психологии математики Гербарт развивал следующие психологические идеи. Элементом душевной жизни он считал представление. Представления— это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием объектов, существующих вовне. Они имеют не только качественные особенности, которые делают отличным одно представление от другого, но также и количествен­ные характеристики. Количественная сторона душев­ных явлений отмечалась исследователями и раньше, но описывалась крайне неопределенно, в терминах «боль­ше» или «меньше», например, «более или менее ясное представление», «более или менее напряженное состо­яние» и т. д. Количественная характеристика представ­ления — это его сила, показателем силы выступает ясность. Представления — это динамические силы, они вступают во взаимодействие друг с другом. В результа­те количественная сторона представлений изменяется. В сознании происходит постоянная борьба между пред­ставлениями. Всю математическую сторону своей пси­хологии Гербарт направил на вычисление интенсивностей борющихся представлений с целью составить точную картину душевной жизни. Само применение ма­тематики оказалось неудачным. Впервые эту поставлен­ную Гербартом задачу осуществил Г. Фехнер1.

Психология И. Гербарта складывается из двух ча­стей — «статики духа» и «динамики духа». Предметом статики духа являются данные, полученные в резуль­тате измерения представлений в условиях их равнове­сия, т. е. в период покоя. Предмет динамики духа со­ставляет выяснение условий движения представлений в сознании, В статике духа развивается учение о пред­ставлениях, устанавливаются различные типы связей между ними, описываются области и пороги сознания. В разделе о связях между представлениями Гербарт производит их классификацию. Выделяются, во-пер­вых, отношения противоположности, борьбы между представлениями: при этом одно представление вытес­няет другое. Соединение представлений бывает двух типов: это, во-первых, «компликация», когда данные отдельных ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в некоторое новое целостное образование; во-вторых, слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развива­ет положения ассоциативной психологии, но Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впослед­ствии, в частности, В. Вундтом.

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания — здесь располагаются представления, имеющие свой­ство ясного сознания; сознания — здесь находятся менее ясные представления; темные, подавленные Другими представления становятся бессознательными. разделении сознания на три области по признаку генсивности представлений чувствуется влияние Лейбница. Распределение представлений по областям не есть нечто постоянное: в разные моменты времени одно и то же представление может пребывать в раз­ных областях сознания. Душевная жизнь — это безос­тановочное движение представлений. Границы, кото­рые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал порогом ясного сознания, а грани­цу, которая отделяет область неясного сознания от бессознательного,— порогом сознания. Введенное Гер-бартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.

Таким образом, сознание, по Гербарту, это сцена, или экран, на котором «теснятся» представления ме­няющейся степени ясности, они вступают в отноше­ния друг с другом, перемещаются из одной области сознания в другую, при этом некоторые погружаются за порог.

При каких условиях представление проникает в центр сознания? Во-первых, это зависит от собствен­ной силы впечатления, которая не сводится к физичес­кой интенсивности, а определяется его значимостью для субъекта. Важно также отсутствие препятствий на пути представления в сознание. Однако главным ус­ловием, которое позволяет представлению перейти в область сознания и стать осознанным, ясным, являет­ся поддержка, которую окажет ему весь запас про­шлого опыта. Если новое впечатление не встречает такой поддержки, оно сознаваться не будет. Таким образом, новые впечатления обязаны своим существо­ванием в нашем сознании не специальной силе души, как этому учили раньше, а взаимодействию наличного и прошлых восприятий. Запас прошлых впечатлений, который идет навстречу новому, Гербарт назвал «ап­перципирующей массой», а сам процесс слияния пред­ставления с прошлым опытом «апперцепцией». Гербарт придает понятию апперцепции эмпирический смысл, который следует отличать от ее идеалистической трак­товки у Лейбница и Канта. Он использует учение об апперцепции в своей педагогике («Очерк педагогичес­ких чтений», 1835).

Кроме представлений, Гербарт выделял в созна­нии чувства и волю, которые считал продуктом отно­шений между представлениями, частным случаем их

взаимодействия. Например, чувство неудовольствия является результатом стеснения представлений; устра­нение стеснения составляет чувство удовольствия. Стремление, т. е. желание выводится из стеснения представления, которое заканчивается его освобожде­нием и прояснением и есть не что иное как состояние, при котором представление пробилось в сознание сквозь препятствия и все более и более определяет собой другие представления, частью вызывая их, частью по­давляя. Это составляет содержание раздела о воле.

Уже современники подвергали критике учение Гербарта о чувстве и воле. Действительно в нем теря­ется всякая специфика этих процессов. Они не полу­чают самостоятельной характеристики, все сводится к силе представлений.

В психологии Гербарта вся душевная жизнь ока­зывается результатом взаимодействия представлений. Сознание также не есть нечто отдельное, оно — лишь сумма действительных представлений, их свойство. На основе психологических идей о взаимодействии представлений Гербарт разработал эстетическую тео­рию. Сложные эстетические переживания, вызывае­мые художественным произведением или явлениями природы, основаны на взаимодействии соотношений формальных элементов, на гармонических соотноше­ниях тонов, ритмов, пропорций, красок. Эти соотноше­ния могут быть выражены математически, что позво­ляет точно связать чувство прекрасного с определен­ными формальными отношениями между элементами художественного произведения. В наибольшей степе­ни такому описанию из всех видов искусств поддается музыка.

Принципы гербартовской эстетики дали начало формалистическому направлению в эстетике (Р. Цим­мерман, Э. Ганслик, К. Фидлер и др.).