Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
гл. 8.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
22.04.2019
Размер:
300.03 Кб
Скачать

8.4.2. Пределы ограничения прав

Из верховенства законодательства, казалось бы, следует, что законодатель может все. Однако в случае существования норм, касающихся основных прав человека, конституционные системы устанавливают границы свободе законодательства. Прибегать к использованию этих (280) барьеров приходится по большей части из-за требований, предъявляемых правовому государству (государственные органы должны соблюдать предписания законов); разница лишь в том, что в правовом государстве эти принципы применялись в первую очередь в связи с правительственной деятельностью (скорее в связи с конкретными актами, чем с принятием постановлений), тогда как конституционная система осуществляет их и по отношению к законодательству.

Однако эти пределы лишь отчасти указываются в конституционных текстах; другая их часть была разработана в ходе судебной практики. Преимущество судейского строгого сдерживания ограничения прав состоит в том, что в определении пределов ограничения правоприменитель может лучше приспосабливаться к общественным нуждам, потребностям момента и трудностям, чем создатели конституции. Разумеется, в этом же кроются и недостатки судебной деятельности.

Уже Декларация прав человека и гражданина 1789 г. содержала принцип, согласно которому права могли быть ограничены только в законе, т.е. ограничение прав Декларация считала привилегией законодательной власти.

Тексты более поздних конституций отмечают различия между отдельными признанными основными правами человека в отношении их ограничиваемости; в некоторых случаях ограничивающие законы или просто регулирование права они связывают с особыми процедурами (необходимость обеспечения квалифицированного большинства, принятия органического или конституционного закона). Определенные основные права теоретически можно было ограничивать только в пользу других (схожих) прав, причем исключительно в тех случаях, когда без этого ограничения ущемлялись бы конкретные равноценные права других лиц.

В отдельных случаях конституции определяют такие общие интересы или ценности, защиту которых они считают необходимой даже в ущерб основным правам. Так, американскую свободу слова, кажущуюся абсолютной, можно ограничить, если это право создает непосредственную угрозу общественному порядку или провоцирует преступление. Германский Основной закон считает защиту молодежи, а также чести и достоинства человека такими ценностями, которые ограничивают свободу слова.

Ниже приводится несколько возможностей ограничения прав из германского Основного закона, характерных и для других стран.

Основные права могут быть ограничены:

- если ими злоупотребляют или используют их для совершения преступления;

(281) - свобода объединений может быть ограничена, если объединение сталкивается с уголовным кодексом или направлено против конституционного строя (состав статей уголовного кодекса имеет свои конституционные границы);

- в интересах безопасности государства (может быть ограничено право свободы передвижения с целью предотвращения непосредственной опасности, угрожающей свободному демократическому конституционному порядку (абз. 2 ст. 11); этот абзац был включен в текст статьи в соответствии с законом, принятым в июне 1968 г., как реакция на массовые выступления террористов);

- право на неприкосновенность жилища может быть ограничено с целью предотвращения угрозы общественному порядку и общественной безопасности, а также морали молодежи;

- собственность может быть отчуждена, исходя из общественных интересов;

- иногда права могут ограничиваться вообще без всяких условий, как, например, право на проведение собраний под открытым небом46.

Германские принципы ограничения прав отличаются от общеевропейских, по сути дела, только своей дифференцированностью. Эталоном в этом отношении является Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., которая почти все защищаемые права человека объявляет ограничиваемыми по соображениям национальной безопасности, охраны общественной безопасности, общественного здоровья и общественного порядка, защиты нравов и предотвращения преступлений, а в случае чрезвычайного положения допускает дальнейшие ограничения. Право на личную жизнь можно ограничивать даже во имя экономического благополучия страны, что лучше не комментировать. Если задуматься о том, что именно этот международный документ в значительной мере способствовал развитию защиты конституционных прав в европейских государствах, то станет очевидно, какую слабую преграду представляют собой ставшие конституционными основные права.

Осуществление, без оговорок, государственных и общественных интересов должно, видимо, означать, что настоящих ограничений не существует: основные права также изнашиваются. Состояние, в котором ограничение прав происходит под знаком государственной необходимости, во имя защиты государственных интересов, в принципе не намного лучше социалистической концепции права, допускавшей осуществление прав только в интересах трудового народа.

(282) Однако в действительности возможность ограничения прав на основе растяжимых понятий в правовом государстве не становится в послевоенной Европе источником систематических злоупотреблений. Суть содержания основных прав и само человеческое достоинство, согласно германской и венгерской конституциям, не могут быть ограничены47.

Демократическое пользование властью и антидеспотическая общественная культура, оказывающие влияние и на политиков, побуждают к почитанию основных прав человека. Из-за судебного контроля законодатель вынужден придавать истинное значение тем сферам, в рамках которых конституция ограничивает права.

Суды могут рассматривать и общественную необходимость правоограничения. Под предлогом такой необходимости они более тщательно изучают вопрос о том, следует ли ввести ограничение для функционирования демократического государства»48. Индийский Верховный суд пошел дальше и провозгласил: «О том, действует ли закон, нужно судить по его влиянию на основные права граждан и по его неизбежным последствиям. Если влияние закона и его последствия затрагивают права граждан с ущербом для них, его необходимо объявить недействительным»49.

Из принципов правового государства следует дальнейшее ужесточение ограничения основных прав. Ограничение должно быть разумным и соразмерным. Ограничение прав соответствует этому требованию в том случае, если регулирование пригодно и необходимо для достижения правотворческой цели (иными средствами цель недостижима). В нынешнем состоянии конституционного судопроизводства неясно, какие правотворческие цели обусловливают возможность ограничения основных прав.

Если предположить, что ограничение происходит в интересах:

- аналогичных прав других лиц,

(283) - других основных прав,

- конституционных обязанностей,

- конституционных целей,

- охраны государства и порядка,

- законной законодательской цели, то возможны различные границы ограничения основных прав. Однако, какова бы ни была основа для ограничения, связанная с ним нагрузка не должна быть «чрезмерной». Законодателю необходимо часто доказывать, что выбранное им средство регулирования причиняет наименьший ущерб в защищенном основном праве.