29. Становление американского реализма и творчество Марка Твена.
!!!Про реализм смотрите вопрос номер 30!!!
Марк Твен (его подлинное имя Сэмюэл Ленгхорн Клеменс) родился в маленькой деревушке Флорида, неподалеку от Миссисипи, а вырос в поселке Ганнибал. Рано потеряв отца. Будущий писатель еще в детском возрасте должен был собственным трудом зарабатывать себе на пропитание. Ему, ученику типографа, пришлось изведать жизнь «в людях». Незадолго до войны Севера и Юга, освоив привлекательную профессию лоцмана, он стал плавать на пароходах, бороздивших реку Миссисипи.
Несколько лет Твен служил репортером и фельетонистом в маленькой невадской газете. В 1865 году появился его первый рассказ («Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса»), привлекший к себе сравнительно широкое внимание. Когда рассказ был впервые опубликован, автору его уже было 30 лет. Твен начал печататься еще мальчиком, но потребовались долгие годы, прежде чем он сумел перейти от подражательных шуток и грубоватых пародий к этому произведению, в котором возникают убедительные и в то же время полные комизма человеческие характеры.
В первых рассказах и фельетонах молодого писателя было много грубоватого, шумного юмора, основанного на самой откровенной клоунаде, самых экстравагантных трюках и фантастических гиперболах. Вместе с тем лучшие из этих произведений делали объектом насмешки подлинные изъяны и пороки капиталистического общества: лживость буржуазной печати, своекорыстие политических манипуляторов, алчность «денежных людей» и т.д. Правда, ранний Твен, тесно связанный с традициями народного юмора, беспечно смеется, артистически используя приемы народного юмора. Но с годами творчество Марка Твена становится более серьезным и глубоким, юмор сменяется сатирой.
Уже в ранних рассказах юмориста мы встречаемся с чрезвычайно характерными для него образами «простаков». В книгах Твена есть «простаки» самого разного толка, и они выполняют самые разные функции. Зачастую это всего лишь тупые, нелепые и противные люди. Они совершают идиотические поступки, вызывая у читателя пренебрежительную усмешку. Боле сложны и содержательны образы таких простаков – людей необразованных, приниженных, призираемых богачами, - которые на самом деле обладают сметкой, ясным умом и благородством. Порой люди из народа с сознательным лукавством надевают маску «простака», чтобы прикрываясь ею, защитить себя в столкновении с более сильным противником и разоблачить его пороки. Характернейшие особенности раннего творчества Твена с наибольшей полнотой воплощены в его собраниях путевых очерков «Простаки за границей» (1869), в котором писатель высмеивает отсталость – материальную, политическую и духовную – восточного мира и государств Европы, еще не сбросивших с себя ярмо феодальных пережитков, и «Налегке» (1872).
Произведения: роман «Позолоченный век», очерки «Старые времена на Миссисипи», повесть «Приключения Тома Сойера», роман «Приключения Гекльберри Финна», повесть «Принц и нищий» и др.
Книгой, отвечающей этим задачам времени, стал роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна». Правда, Твен в романе по-прежнему уходит в прошлое, к 50-м гг., отделенным от современности грозным шквалом Гражданской войны. Но здесь довоенная Америка показана уже по-иному. В романе нет идиллических картин, тень грозных событий послевоенной Америки легла на него. Изменилась тематика, изменились герои. На смену детским забавам и игре в приключения пришла настоящая жизнь с ее жестокостью и реальными опасностями. В качестве главного героя на смену мальчику из буржуазной среды пришел сирота, дитя улицы Гек Финн.
Замечательна антибуржуазная направленность книги. Гек не узнал бы столько опасностей и лишений, если бы остался у вдовы Дуглас. Если бы он был «хорошим мальчиком», он прожил бы всю жизнь в довольстве и комфорте, но он не стал бы настоящим человеком!
Гек рожден для вольной жизни. Он не выдерживает мещански-размеренного существования.
В романе «Приключения Гекльберри Финна» герой, став жертвой притеснений со стороны своего отца-пьяницы, люмпен-пролетария, покидает город и бежит в широкий грозный мир.
Гек оказывается на плоту с беглым рабом Джимом. Глубоко и правдиво раскрывает автор душевную борьбу, которая происходит в южанине Геке. Религия и предрассудки, привитые ему средой, велят Геку выдать Джима властям, ибо побег раба считается на Юге самым тяжким преступлением. Но побеждает внутреннее благородство, природная доброта сердца: Гек становится защитником и укрывателем беглого раба. Он спасает Джима от своры злобных работорговцев, рискуя потерять собственную свободу, ибо в случае поимки Джима его самого бы ждала тюрьма.
Прослеживая историю Гека на протяжении двух книг, можно заметить динамику образа, духовный рост героя. Он рискует собственной свободой ради спасения Джима, он борется за свободу негра-раба. Образ Гека овеян глубокой человечностью: он добр, простодушен, бескорыстен, великодушен.
Такими же качествами наделяет Твен и негра Джима. И в этом сказался воинственный гуманизм писателя, бросившего вызов расистам. Доминирующая черта характера Джима — это неукротимая любовь к свободе. Именно эта черта и делает его другом и единомышленником Гека. Тоскуя по семье, страдая от разлуки с ней, Джим упорно пробирается в свободные штаты.
Но Джим привлекает читателя и как человек великой доброты, великодушного сердца. Рабство не убило в нем лучших человеческих качеств. Даже в приниженном положении раба он сохранил чувство человеческого достоинства. Вот почему он способен быть преданным Геку не как раб — господину, а как товарищ — товарищу. Порой Джим поднимается над Геком, учит его подлинной человечности. Таков он в сцене злой шутки, которую Гек сыграл с ним, спрятавшись на плоту и убедив своего черного друга, что он утонул. Джим упрекает Гека в бессердечии, и мальчику становится стыдно, он готов целовать ноги Джима, чтобы доказать ему свое раскаяние.
Образы Гека Финна и негра Джима, взаимно дополняющие друг друга, подчеркивают общность борьбы двух обездоленных американцев, - у которых "одни и те же "симпатии"" и антипатии, надежды и чаяния. Дружба Гека и Джима в то же время символична: она олицетворяет союз белых и черных тружеников, который явится залогом успеха в их борьбе с несправедливым общественным строем. Гек и Джим показаны как люди, созревшие для такого союза, ибо они, забывая о собственных интересах, готовы идти на любые жертвы ради общего дела.
В результате Твен внес свой вклад в решение важнейшей проблемы создания образа положительного героя. Правда, формирование такого героя у Твена не завершается. Гек и Джим — пока лишь тот человеческий материал, из которого куются настоящие борцы, вожаки общественной борьбы. Гек Финн только вступает в жизнь. Но мы верим, что в определенных условиях он мог бы стать борцом за народные права, участником и вожаком фермерских и рабочих движений.
Правда, для решения такой задачи, как показывает набросок романа о взрослом Геке, сам писатель был не готов. Твен был оторван от рабочего движения, разделял многие иллюзии относительно буржуазной демократии. Поэтому честный писатель может представить себе лишь трагическое будущее своего героя. Бродяга-Гек возвращается домой шестидесятилетним стариком, встречает Тома. Друзья вспоминают старое время: «Жизнь оказалась неудачной. Все, что они любили, все, что считали прекрасным,— ничего этого уже нет. Умирают».
По жанровым особенностям «Приключение Гекльберри Финна» — роман о путешествии. Герои плывут на плоту по великой реке Миссисипи, и это позволяет автору показать всю Америку с ее убогой провинциальной жизнью, жестокими нравами. Легендарный Запад, край неограниченных возможностей и энергичных людей, предстает во всем своем убожестве, застое и безысходности.
Твен создает образ провинциального города, увиденный глазами Гека. Убог и отвратителен внутренний мир обывателей. Они жестоки и трусливы. Скуку и застой этого города время от времени нарушают гнусные сцены — травля собаками, вымазывание дегтем и вываливание в перьях заезжего, убийство и линчевание. Полковник Шерборн, застреливший безвредного пьяницу Богса, не вызывает у нас никакой симпатии, его речь, обращенная к обывателям, пришедшим линчевать Богса, верно раскрывает психологию американского мещанина — его жадность и трусость.
Мир, окружающий Гека и Джима, беден, невежествен, груб и жесток. Мы видим, что друзья нигде не могут найти справедливости и свободы — всюду только насилие, расовая ненависть, убийство и дикие нравы. И только на плоту они чувствуют себя свободными и счастливыми. Но и эта свобода оказывается кратковременной, ибо на плот бесцеремонно вторгаются два авантюриста «король» и «герцог» — худшие носители нравов буржуазной Америки. И здесь, на плоту, в этом последнем убежище от страшной действительности, Гек и Джим вынуждены вести борьбу с ненавистным им миром насилия и гнета. Символичны поиски Каира, олицетворяющего собой свободную жизнь: Гек и Джим так и не нашли его, он остался в тумане.
Велики художественные достоинства романа. Кроме глубокого психологизма, мастерства в раскрытии характера, следует отметить великолепное композиционное построение романа. Внутренней пружиной, двигающей сюжет, является бегство Гека и Джима на плоту из южных штатов в поисках свободы.
Блестяще использует Твен возможности романа, написанного от первого лица, от лица Гека. Этот прием позволяет глубоко заглянуть в душу подростка, тонко передать наивность, искренность детской души. Благодаря бесхитростному рассказу Гека, картины жизни Америки потрясают своей правдой.
Твен учился на образцах народного юмора сочному и меткому языку, но вместе с тем он отшлифовал язык устного рассказа, поднял его на уровень подлинной художественности. В то время как Джордж Гаррис, Артемус Уорд и др. злоупотребляли диалектом, Твен сумел найти другое решение, сохраняя меткость и выразительность народной речи. Гек говорит не полностью на диалекте — Твен использует лишь ключевые слова, придающие особый колорит его речи. По-другому построена речь Джима — она насыщена диалектом, она тонко передает то сочетание лукавства, юмора и грусти, которые характерны для языка американских негров Юга.
Суровый колорит романа с его трагическими сценами, с его безрадостной действительностью свидетельствует о том, что Твен чутко уловил настроение трудового народа накануне грозных событий 1886 г., когда рабочие и фермеры снова заявили о своей непримиримости с эксплуатацией и гнетом.
