Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Теория литературы зачет.docx
Скачиваний:
88
Добавлен:
18.04.2019
Размер:
151.17 Кб
Скачать
  1. Реалистичность и условность в литературе. Первичная и вторичная условность.

Художественная условность - принцип художественной изобразительности, обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. Во многом условность в литературе определяется тем, что слово не всегда может полностью охарактеризовать.  Предметы превращаются в слова. Однако слова могут приобретать огромный спектр значений.  Предмет теряет свою определённость.

Первичная условность тесно сопряжена с природой самого искусства, неотделимого от условности, и потому характеризует любое художественное произведение, так как оно нетождественно жизни, не может повторять ее буквально. \\ условность, вызванная самим свойством лит-ры

Вторичная условность - демонстративное и сознательное нарушение художественного правдоподобия в стиле произведения. Первичная условность перерастает во вторичную при использовании образности мифов, легенд, притч, сказок и т.п. Типы открытой условной образности - фантастика, гротеск.

Условность – передача худ. изображения приемами, принятыми в данном виде искусства. Худ. условность обычно лежит на внутренних монологах действующих лиц. Размышляя о чем-либо наедине с собой, человек не облекает свои мысли в четкие грамматические формы, законченные слова и предложения. Писатель же, чтобы быть понятым, вынужден придавать внутренней речи не свойственные ей организованность и упорядоченность. Он как бы проецирует словесно не оформленные движения человеческой души в общепонятные речевые формы. В ряде случаев условность внутреннего монолога как бы подчеркивается писателем: словами обозначается то, о чем лишь мог думать персонаж, испытывая те или иные чувства. Во многих других случаях условность внутреннего монолога, напротив, складывается. Происходит это при изображении людей напряженно и активно мыслящих (князь Андрей с его мечтами о военной карьере).

В пределах развития реалистической литературы самым важным следует признать процесс понимания писателем процессов, происходящих в мире. Для этого писателям нужно было овладеть научным, конкретно-историческим пониманием жизни. Исходя из него писатели смогли в своих произведениях соединить глубокое и верное осознание жизненных процессов с глубоким и верным пониманием их причин, результатов и перспектив.

Кроме того, писатели – реалисты стараются преодолеть односторонность в изображении характеров, изобразить их наиболее правдиво, творчески типизировать. Автор исходит при этом из внутренних закономерностей социальных характеров.

Но при создании характеров так или иначе играют роль воображение, фантазия, интуиция художника. Кроме того он произвольно отбирает, обобщает и типизирует элементы реальности.

Когда мы говорим о материале в литературе, мы должны помнить, что материал действительности: предметы, характеры, действия – преображаются уже на первом этапе работы. Вещи превращаются в слова. Причем слова не просто знаки, а несущие в себе множество смысловых ассоциаций. Даже слово «стол» каждый поймет по-своему. И его можно уточнять, наделять признаками, и от этого значение расширится. При превращении предмет теряет свою определенность, вещи не могут воспроизводиться до мельчайших подробностей. С преображения предметов на первом этапе работы, с превращения их в слова начинается создание любого произведения. И уже с этой преображенной реальностью проходит дальнейшая работа. То есть внутренняя сущность произведения - всегда преображенная реальность. Поэтому говорить о реалистичности изображения нельзя.

Лихачев «Внутренний мир художественного произведения»: Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем «сокращенном», условном варианте». Это касается и художественного времени, которое не равно времени реальному. Художник создает свое время, независимое от реального.

Художник не успеет описать каждое действие реальности на бумаге. (Мы не знаем как Печорин чистит зубы. ходит в туалет и т.д., а между человек совершает эти действия ежедневно). В лит-ре мельчайшие единицы времени воспроизведению не поддаются, мы им не придаем значения, но они есть. Зато в лит-ре можно воспроизвести жизнь в общем ее представлении. Угнаться за протяжением жизни нельзя, это незыблемый закон.

Усло́вность худо́жественная - один из основополагающих принципов создания художественного произведения. Обозначает нетождественность художественного образа объекту изображения.

Всякий образ в литературе условен, как и все искусство в целом, «подражающее» первичной реальности, но не являющееся таковой. Различаются условность первичная . связанная с тем, что это вообще искусство, тот или иной его вид, род, жанр, привычная художественная система (сюда относятся, например, всеведение автора, мгновенный перенос действия в другое пространство, стихи как форма речи автора). предмет (Б.Л. Пастернак «Как непомерна разница меж именем и вещью!»). Первичная художественная условность связана с типизацией: изображая даже реального человека, автор стремится представить его действия и слова как типичные, и с этой целью изменяет некоторые свойства своего героя. Так, мемуары Г. В. Иванова «Петербургские зимы» вызвали много критических откликов самих героев; например, А. А. Ахматова возмущалась тем, что автор выдумал никогда не бывшие диалоги между ней и Н. С. Гумилёвым. Но Г. В. Иванов хотел не просто воспроизвести реальные события, а воссоздать их в художественной реальности, создать образ Ахматовой, образ Гумилёва. Задача литературы – создать типизированный образ реальности в её острых противоречиях и особенностях.

И условность вторичная, т.е. осознанный отход от жизнеподобия. (гротеск, заостренная гипербола, стихи как форма речи персонажей). Это та разница между реальным и художественным миром, которая фиксируется при их сравнении. Границы между первичной и вторичной условностью подвижны. Например, чудеса, в которые безусловно верили средневековые авторы и читатели, большинством современных читателей воспринимаются как фантастика.

Примеры: отрезанный и живущий сам по себе нос майора Ковалёва в «Носе» Н. В. Гоголя, градоначальник с фаршированной головой в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Вторичная художественная условность создаётся за счёт использования религиозных и мифологических образов (Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте, Воланд в «Мастере и Маргарите» М. А. Булгакова), гиперболы (невероятная сила героев народного эпоса, масштабы проклятия в «Страшной мести» Н. В. Гоголя), аллегории (Горе, Лихо в русских сказках, Глупость в «Похвале Глупости» Эразма Роттердамского). Вторичную художественную условность может создавать также нарушение первичной: обращение к зрителю в финальной сцене «Ревизора» Н. В. Гоголя, обращение к проницательному читателю в романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?», вариативность повествования (рассматриваются несколько вариантов развития событий) в «Жизни и мнениях Тристрама Шенди, джентльмена» Л. Стерна, в рассказе Х. Л. Борхеса «Сад расходящихся тропок», нарушение причинно-следственных связей в рассказах Д. И. Хармса, пьесах Э. Ионеско. Вторичная художественная условность используется, чтобы привлечь внимание к реальному, заставить читателя задуматься над явлениями действительности.

Первичной условностью является словесная изобразительность. Буквально литература – в отличие от живописи, графики, скульптуры - ничего не изображает, но вызывает в читательском сознании более или менее представимые «пластические» образы.