
- •Автор, повествователь, персонаж.
- •3. Различие между художественным, научным и обыденным мышлением.
- •4. Гипербола и литота, их функции в литературе. Понятие о гротеске.
- •Временные и пространственные.
- •Метонимия как вид образности и средство художественного мышления. Синекдоха.
- •7. Художественный образ. Образное мышление.
- •Предметный мир произведения.
- •9. Художественное время и художественное пространство в произведении. Понятие о хронотопе.
- •12. Силлабо-тоническая система русского стиха. Классические размеры русского стиха.
- •Реалистичность и условность в литературе. Первичная и вторичная условность.
- •14. Эпос как литературный род.
- •15. Метафора и ее разновидности. Метафорическое мышление в литературе.
- •16. Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в произведении.
- •18. Особенности драмы как литературного рода
- •20. Художественный мир и целостность художественного текста.
- •21. Белый стих, вольный, свободный.
- •22. Понятие о художественном мире. Х.М. И текст.
- •23. Литературный язык и язык литературного произведения.
- •25. Литература и мифология.
- •27. Понятие об интерпретации. Закрытая и открытая интерпретация.
- •28. Ирония, юмор, сатира в литературе.
- •29. Сюжет, фабула, композиция в литературном произведении.
- •30. Многозначность слова в художественном произведении, его иносказательное значение. А.А. Потебня о внешней и внутренней форме слова.
16. Содержание литературного произведения. Авторская и объективная идея в произведении.
Воспроизводя жизнь в слове, используя все возможности человеческой речи, художественная литература превосходит все другие виды искусства разносторонностью, разнообразием и богатством своего содержания. Содержанием нередко называют то, что непосредственно изображено в произведении, то, что можно пересказать после его прочтения. Но это неточно. Если перед нами эпическое или драматическое произведение, то пересказать можно то, что случилось с героями, что с ними произошло. Изображенное в лирическом произведении пересказать, как правило, вообще невозможно. Поэтому надо различать то, что познается в произведении, и то, что в нем изображается. Изображаются персонажи, творчески созданные, вымышленные писателем, наделенные всякого рода индивидуальными особенностями, поставленные в те или иные взаимоотношения. Познаются общие, существенные особенности жизни. Индивидуальные поступки и переживания персонажей и героев служат способом выражения идейно-эмоционального осмысления и эмоциональной оценки общего, существенного в жизни. Выраженная в произведении эмоционально-обобщающая мысль писателя называется идеей. В ее познании и должен заключаться анализ произведения.
Содержание художественного произведения заключает в себе разные стороны, для определения которых существуют три термина — тематика, проблематика, идейно-эмоциональная оценка. Начинать анализ, естественно, надо с того, какие характерные явления действительности нашли отражение в данном произведении. Это вопрос об особенностях тематики.
Тематика - это те явления действительности, которые отражены в данном произведении. Тема – предмет познания. Предметом изображения в произведениях художественной литературы могут быть самые различные явления человеческой жизни, жизни природы, животного и растительного мира, а также материальной культуры (здания, обстановка, виды городов и т. п.). Но основным предметом познания в художественной литературе являются социальные характеры людей как в их внешних проявлениях, отношениях, деятельности, так и в их внутренней, душевной жизни, в состоянии и развитии их мыслей и переживаний.
Проблематика - это идейное осмысление писателем тех социальных характеров, которые он изобразил в произведении. Осмысление это заключается в том, что писатель выделяет и усиливает те свойства, стороны, отношения изображаемых характеров, которые он, исходя из своего идейного миросозерцания, считает наиболее существенными
Проблематика в еще большей степени, чем тематика, зависит от миросозерцания автора. Поэтому жизнь одной и той же социальной среды может быть осознана различно писателями, имеющими разное идейное миросозерцание. Горький и Куприн изображали в своих поризведениях фабрично-заводскую рабочую среду. Однако в осознании ее жизни они далеки друг от друга. Горького в романе «Мать», в драме «Враги» интересуют в этой среде люди, политически мыслящие и нравственно сильные. Куприн же в повести «Молох» видит в рабочих безликую массу измученных, страдающих, достойных сочувствия людей.
Произведения искусства, художественной литературы в особенности, всегда выражают идейно-эмоциональное отношение писателей к тем социальным характерам, которые ими изображены. Именно благодаря выражению этой оценки в образах литературные произведения так сильно действуют на мысли, чувства, волю читателей и слушателей, на весь их внутренний мир.
Выраженное в произведении отношение к жизни, или ее идейно-эмоциональная оценка, всегда зависит от осмысления писателем изображаемых им характеров и всегда тем самым вытекает из его мировоззрения. Писатель может выражать удовлетворение осознаваемой им жизнью, сочувствие к тем или иным ее свойствам, восхищение ими, оправдание их, короче говоря, свое идейное утверждение жизни. Или же он может выражать недовольство какими-то другими свойствами жизни, их осуждение, вызванный ими протест и негодование, короче говоря, свое идейное отрицание изображаемых характеров. Если писатель недоволен какими-то жизненными явлениями, то его оценка – идейное отрицание. Так, например, Пушкин показывал вольную жизнь цыган для того, чтобы выразить свое романтическое восхищение гражданской вольностью вообще и глубокое недовольство «неволей душных городов». Островский изображал самодурство купцов и помещиков для того, чтобы осудить все русское «темное царство» своей эпохи.
Все стороны идейного содержания художественного произведения — тематика, проблематика и идейная оценка — находятся в органическом единстве. Идея литературного произведения — это единство всех сторон его содержания; это образная, эмоциональная, обобщающая мысль писателя, определяющая глубинный уровень содержания произведения и проявляющаяся и в выборе, и в осмыслении, и в оценке характеров.
Не всегда художественная идея воспринималась как авторская. На ранних этапах существования литературы они признавались выражением объективной истины, имеющей божественное происхождение. Считалось, что вдохновение поэтам приносят музы. Гомер начинает «Илиаду»: «Гнев, Богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына».
Авторская и объективная идея в произведении
Авторская идея – это и есть то, что он хотел бы нам сказать.
Объективная идея - то, что сказалось помимо авторской воли.
Автор, по словам А. Камю, "неизбежно говорит больше, чем хотел".
В произведениях искусства неизменно присутствует нечто запредельное взглядам и творческим намерениям их создателей. По мысли Д.С. Лихачева, в составе авторской субъективности различимы два ее важнейших компонента: слой "активного воздействия на читателя" (слушателя, зрителя), т. е. сфера сознательных и направленных утверждений (мыслей и связанных с ними чувств) - и слой "пассивный" (он определен ученым как "мировоззренческий фон"), который "приходит" в произведение от укорененных в обществе представлений непроизвольно, как бы минуя авторское сознание. Причем нередко объективная идея, которая возникает в произведении помимо воли писателя, оказывается шире, чем авторская.
Образ шире идеи писателя, т. е. что, помимо того истолкования, которое сам автор дает своему материалу, мы вправе искать и находить в нем то, что позволит нам сделать свои выводы. Определив идейную оценку самим писателем материала, изображенного в произведении, мы должны вслед за тем поставить вопрос, в какой мере отвечает эта оценка нашему пониманию жизни,— только в этом случае мы сумеем полностью понять произведение. Иногда авторская идея страдает ограниченностью. Характерным примером ограниченности авторской идейной оценки является «Анна Каренина» Л. Толстого. Она, как известно, открывается эпиграфом: «Мне отмщение, и аз воздам». В эпиграфах обычно выражается авторская позиция. Фраза эта взята из евангелия, где говорится о гневе божьем*. Однако для понимания ее существенно, что Толстой взял свой эпиграф из" книги Шопенгауэра, который толковал эти слова таким образом, что люди лишены права морального воздаяния, оно принадлежит только богу. Своим эпиграфом Толстой хотел сказать, что и он, ни читатели не вправе судить Анну, а могут только жалеть ее'. Как видим, в этом эпиграфе высказана действительно весьма существенная авторская идея, обобщающая во многих отношениях содержание романа, и в то же время очевидно, что непосредственное содержание романа, чрезвычайно глубоко раскрывающее ложь и противоречия общественной жизни, изображаемой Л. Толстым, точно так же как и объективно-историческое значение отраженных в романе социальных противоречий, далеко выходит за пределы той моральной проблемы, на которой сосредоточил свое внимание в эпиграфе Л. Толстой. Й кроме того, эпиграф ограничивает идейное значение романа лишь морально-этической проблематикой, тогда как читатель вправе перенести центр тяжести на противоречия того общественного строя, который в конечном счете показывает в своем романе Лев Толстой. Если бы мы ограничились только критикой воззрений самого автора, мы увидели бы в романе гораздо меньше того, что в нем есть. Таким образом, перед нами в произведении, с одной стороны, авторская идея, а с другой — объективная идея, к которой приходит критик на основе анализа всего материала произведения и соотнесения его с авторской идеей.