Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы по имк.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
219.37 Кб
Скачать

32. Г.Флобер. Письмо «серым по серому» и развенчание романтических иллюзий в «Госпоже Бовари».

Наследие Флобера невелико. Он писал медленно и трудно. Творчество его развивалось как бы по спирали – большинство произведений, над которыми он работал до конца жизни, были задуманы еще в юности. Время от времени писатель возвращался к ним, шлифуя то одно свое творение, то другое. В 1849 г. Флобер закончил первую редакцию «Искушения святого Антония» и прочитал его друзьям. Те настоятельно посоветовали ему бросить рукопись в огонь и взяться за какой-нибудь будничный сюжет, что-то типа происшествий, о которых пишут в газетах. Вняв этому совету, Флобер начал писать роман «Госпожа Бовари», который завершил в 1856 г. Эта книга открыла новую эру в истории реалистической литературы, и Флобер прекрасно сознавал, что сумел создать нечто совершенно особенное. Восхищаясь Бальзаком, его глубоким пониманием своей эпохи, Флобер как-то проницательно заметил, что великий романист умер в тот исторический момент, когда общество, которое он великолепно знал, начало клониться к закату. «С Луи-Филиппом ушло что-то такое, что никогда не возвратится, - писал он. – Теперь нужна другая музыка». Но что же такого могло измениться за какие-то считанные годы? «Время Красоты миновало», - отвечал на этот вопрос Флобер. Реальный мир, с которым теперь имеет дело художник, - мир «цвета плесени». Именно этот мир и должен стать предметом изображения в сегодняшнем искусстве. Работая над «Госпожой Бовари», Флобер не раз жаловался в письмах, что ему приходится писать «серым по серому». И в самом деле, «буржуазный сюжет» флоберовского романа основан на совершенно банальной коллизии: жена, нелюбимый муж, которого она обманывает сначала с одним любовником, затем со вторым, коварный ростовщик, улавливающий в свои сети жертву, чтобы нажиться на чужой беде. Несложное взаимодействие этих фигур приводит к драматической развязке. Разочаровавшись в любовнике, вконец разоренная ростовщиком, убоявшаяся публичного скандала, не смеющая раскрыться в своих обманах доверчивому до слепоты мужу, госпожа Бовари кончает жизнь самоубийством, отравившись мышьяком. Один за другим перед глазами читателя проходят все акты «буржуазной драмы», пусть опошленной обыденностью, но не ставшей от этого менее трагической. Новым был здесь не сюжет, но сам способ его воплощения. Впрочем, смелое новаторство Флобера оценили далеко не сразу. Современники, прежде всего, были шокированы необычайной, как им казалось, откровенностью романа. Едва «Госпожа Бовари» вышла из печати, писатель подвергся преследованиям за «посягательство на нравственность и религию». Против автора возбудили процесс, но в результате он был оправдан.

Роман сразу же ввел Флобера в круг самых известных и популярных писателей не только Франции, но и всей Европы. Мопассан заметил позже, что появление «Госпожи Бовари» произвело переворот в литературе, а Золя назвал его «кодексом нового искусства». Флобер был первым писателем, который построил роман на фактах и конкретном личном опыте. Каждое движение, каждый поступок персонажей были подкреплены у него живописным знанием среды, костюма, физиологии. Новым была также необычная «отстраненность» автора. Он не вторгался в повествование, не комментировал поступки персонажей и собственные взгляды, но как бы позволял действующим лицам непроизвольно характеризовать самих себя. Такая «безличность» достигалась тщательным подбором сцен, деталей и такой ювелирной обрисовкой психологических нюансов, что перед читателем открывалась, по словам Золя, «сама жизнь, вправленная в рамку тончайшей ювелирной работы».

Самым сильным желанием Флобера по завершении «Госпожи Бовари» было уйти от опостылевшей ему буржуазности. После мещанской трагедии он задумал написать трагедию истинную, высокую - «про женщину, которая мечтает о любви бога». Вскоре определилась и тема: он решил писать исторический роман о древнем Карфагене. Флоберу показалось очень заманчивым применить свой творческий метод к историческому материалу. Он признавался: «Я хотел запечатлеть видение древнего мира, применяя к античности метод современного романа». Свою мечту Флобер реализовал в «Саламбо», вышедшей в 1858 г. Книга поразила читателей не столько своим сюжетом (он оказался как раз довольно невыразительным) сколько яркостью описаний: роскошными пирами и кровавыми, представленными во всех подробностях, сражениями. Флобер говорил своему другу Фейдо: «Будем жестоки! Польем водкой наш век подсахаренной водички, утопим буржуа в гроге одиннадцати тысяч градусов, и пусть у него горит от этого глотка!»