
- •2. Периодизация первобытной культуры. Матриархат и патриархат.
- •3. Материальная культура первобытного мира. Орудия, типы жилищ. Дольмены, менгиры, кромлехи.
- •4.Первобытное искусство. Наскальные росписи, скульптура, дпи.
- •5. Первобытные религии. Анимизм, фетишизм, тотемизм.
- •6. Культура древней Месопотамии, крупнейшие города
- •7 Эволюционное древо индоевропейских языков («европейская» часть), языковые семьи современной Европы.
- •7(2). Эволюционное древо индоевропейских языков («европейская» часть), языковые семьи современной Европы.
- •8. Религиозные представление древнего Египта
- •9. Основные периоды развития древнегреческой культуры (от Микен до эллинизма)
- •10.Социальное устройство древнегреческого полиса (на примере классических Афин)
- •11. Воспитание детей в Др. Греции
- •12 Римская культура как наследница древнегреческой культуры. Периодизация древнеримской культуры.
- •13. Менталитет и социальное устройство древнеримского общества. Городской образ жизни.
- •14 Материальная культура Рима, древнеримская наука и искусство.
- •15. Социальное и политическое устройство Византийской империи.
- •17. Религия, образ жизни, быт, семья и досуг в Византии.
- •18. . Источники формирования средневековой европейской культуры: античное наследие, христианство, культура местных народов. Периодизация средневековой культуры
- •19. Роль латинской образованности и роль монастырей в Средние века. Возникновение университетов.
- •21. Материальная культура Средневековья. Романское и готическое искусство.
- •22. Идеология Возрождения. Происхождение термина, истоки Возрождения в Европе.
- •23. Культ античности, гуманизм и антропоцентризм в эпоху Возрождения.
- •24. Науки и картина мира в эпоху Возрождения: книгопечатание, естественные науки, географические открытия.
- •25. Реализм как творческий метод. Представители европейского классического реализма.
- •26. Натурализм как творческий метод. Новеллистика г. Де Мопассана. Новелла «Пышка».
- •27 Декаданс и символизм в европейской поэзии второй половины 19 века.
- •28. Неоромантизм как литературное направление. Основные черты неореализма. «Удивительная история доктора Джекила и мистера Хайда».
- •29. Новеллистика Проспера Мериме (новеллы «Кармен» и «Двойная ошибка»). Черты романтизма и реализма в новеллах Мериме
- •30. История современника в романе ф.Стендаля «Красное и черное». Основной конфликт романа.
- •31. О. Де Бальзак. Замысел «Человеческой комедии». «Шагреневая кожа» - основной конфликт романа, черты романтизма и реализма в романе.
- •32. Г.Флобер. Письмо «серым по серому» и развенчание романтических иллюзий в «Госпоже Бовари».
- •33. Творчество ч.Диккенса. «Рождественская философия» в рассказе «Рождественская песнь в прозе».
- •34. Мир «Ярмарки тщеславия»: отсутствие выраженного положительного героя, авторская ирония и авторская позиция.
- •35. Американский трансцендентализм. Учение р.Эмерсона. «Уолден, или жизнь в лесу»
- •36. Н.Готорн. «Алая буква» как произведение позднего американского романтизма.
- •37.«Моби Дик» г.Мелвилла как «итоговое» произведение американского романтизма.
29. Новеллистика Проспера Мериме (новеллы «Кармен» и «Двойная ошибка»). Черты романтизма и реализма в новеллах Мериме
Проспе́р Мериме́ (фр. Prosper Mérimée; 28 сентября 1803, Париж — 23 сентября 1870, Канны) — французский писатель, член Французской академии.
В новеллистике Мериме по-прежнему находят яркое выражение критические и гуманистические тенденции; однако теперь они меняют свою направленность. Художественные произведения, созданные Мериме в 20-х годах, отражали в первую очередь протест писателя против дворянской и церковной реакции. В новеллах на первый план выдвигается разоблачение враждебности буржуазной действительности духовному расцвету человеческой личности, проявлению силы и цельности характера, способности испытывать глубокие и бескорыстные чувства.
Критика буржуазного мира у Мериме с точки зрения охвата действительности носит значительно более узкий характер, чем в творчестве Стендаля и Бальзака. Она ограничена по преимуществу кругом нравственных вопросов. Однако освещает эту тематику Мериме исходя из художественных принципов, сходных с эстетическими убеждениями двух других великих реалистов. Мастерски раскрывая душевный мир своих героев (глубина психологического анализа в новеллах Мериме по сравнению с его произведениями 20-х годов возрастает), писатель реалистически объективно показывает обусловленность их характеров внешней средой, социальной действительностью.
Критические тенденции в новеллах Мериме принимают различные и многообразные формы. Так, в новеллах «Этрусская ваза», «Двойная ошибка», «Арсена Гийо» раскрывается бездушие и черствость светского общества.
Тонкий психолог, Мериме показывает пустоту «высшего света», губительность его нравственной атмосферы для всего чистого, подлинного, человечного. Среди новелл, изображающих эту среду, значительное место принадлежит одной из лучших новелл второго периода творчества писателя – «Двойная ошибка» (1833).
Критика встретила новое произведение Мериме холодно, но то, что сам автор переиздал его восемь раз, говорит о том, насколько оно было дорого для него. Эта новелла свидетельствует о проницательности и хорошем знании писателем истинной жизни общества, отношений, сложившихся в нем. Светское общество в новелле показано во всем лицемерии. С большой реалистической глубиной обрисовано в произведении тлетворное влияние собственнических отношений на характер человека и его судьбу. Социальное положение, материальные стимулы полностью заменили естественные, человеческие связи между людьми.
Главные персонажи этой новеллы, приближающейся по своим размерам в небольшой повести, – богач Шаверни, его жена Жюли, светский лев Дарси – все в той или иной мере заражены эгоизмом, искалечены и порабощены царящей вокруг них властью денег. Жюли де Шаверни, героиня романа, выходит замуж, преследуя, в первую очередь, материальную выгоду, и скоро понимает, что не может не только любить, но и уважать своего мужа. Шаверни – типичное воплощение грубого и пошлого собственника. Он и на красавицу-жену привык смотреть как на вещь, приобретенную по дорогой цене. Дарси как будто человек совсем иного, возвышенного, интеллектуального плана. Но при ближайшем рассмотрении и он также оказывается эгоистом до мозга костей.
История любви Жюли и Дарси показана писателем иронически, так как развивается на фоне увлечения той же Жюли Шатофором. Понятна и достойна сочувствия естественная потребность Жюли в любви, но ее увлечение Дарси возникает вовсе не из глубокого чувства к нему. Его роль случайна и достаточно банальна, и он это понимает, поэтому и принимает Жюли за обычную светскую искательницу приключений.
Как и другим представителям светского общества, Жюли присущ в сильнейшей мере эгоизм, но эгоизм натур слабых, прикрывающих свое себялюбие сентиментальными мечтами. Они-то и породили в Жюли призрачные надежды, что Дарси, которому она сама же когда-то нанесла душевную рану, захочет самоотверженно прийти ей на помощь.
Суть человеческой драмы (Жюли внезапно умирает) заключена в том социальном укладе, по законам которого живут вроде бы и неплохие люлюди, в их сознании, которое впитало в себя стремление к романтическому уходу в сферу фантазии и презрения к действительности. Истоки зла, уродующего жизнь людей, мешающего им достичь счастья, коренятся в самой природе господствующего общества – таковы по существу выводы, вытекающие из идейного содержания новеллы.
Выдающееся место в литературном наследии Мериме занимает новелла «Арсена Гийо» (1844) – произведение, в котором сливаются воедино все основные идейные мотивы Мериме-новеллиста: изображение отталкивающего эгоизма, скрытого под лицемерной личиной добродетели, осуждение религиозного ханжества, сочувствие человеку из народа. При этом главная героиня новеллы – жительница столицы, одна из бесчисленных жертв буржуазной цивилизации, представительница парижского «дна».
Мериме создает трогательный образ несчастной девушки Арсены Гийо. Беспросветная нужда толкает ее на путь проституции. В глазах светской дамы, госпожи де Пьен, она существо «падшее». Обеспеченные люди или брезгливо отворачиваются от Арсены, или же берутся наставлять ее на путь истины, занимаются спасением ее души. Жизнь бедной Арсены невыносимо тяжела, и она решается на самоубийство. Девушка опасно ранена, искалечена. У нее остается одно утешение, одно согревающее ее чувство – любовь к Салиньи, воспоминания о былых счастливых днях, возможность мечтать. Но и в этой радости ей отказывает ее богатая и набожная покровительница. Обвиняя Арсену в пороке, лицемерно взывая к законам нравственности и предписаниям религии, госпожа де Пьен изводит Арсену попреками, отнимая у нее даже право думать о любви. Жизнь теряет для Арсены всякий смысл, ее душевные силы окончательно истощаются. То, что не удалось сделать нищете, завершают филантропия и ханжество. Мериме, не скрывая своего возмущения, показывает, сколько деспотического самодурства, душевной бестактности и, главное, низкого эгоизма заключает в себе умилительная опека, которую госпожа де Пьен устанавливает над Арсеной. За покровом благопристойности и добродетели таятся на самом деле отнюдь не возвышенные мотивы: в глубине души госпожа де Пьен ревнует Арсену, видит в ней соперницу.
Разоблачительная новелла Мериме была воспринята светским обществом как дерзкий вызов, как пощечина. Ханжи, святоши и блюстители светских приличий заговорили о безнравственности и нарушении жизненной правды. Академики, которые за день до выхода в свет «Арсены Гийо» (она была опубликована 15 марта 1844 года) подали свои голоса за Мериме на выборах во Французскую академию, теперь осуждали писателя и публично открещивались от него.
В этой новелле (высокую оценку
ей дал Пушкин в предисловии к "Песням западных славян") три главных
персонажа. Все они в той или иной мере заражены эгоизмом, искалечены и
порабощены царящей вокруг них властью денег. Шаверни - типичное воплощение
грубого и пошлого собственника. Он и на красавицу жену привык смотреть как
на приобретенную по дорогой цене вещь. Дарси как будто человек совсем иного,
возвышенного, интеллектуального плана. Но при ближайшем рассмотрении и он
оказывается эгоистом до мозга костей. Наконец, и Жюли во многом сама
виновата в том, что ее жизнь оказалась разбитой. И ей тоже присущ эгоизм. Но
это эгоизм натур слабых, боящихся посмотреть правде прямо в глаза,
прикрывающих свое себялюбие сентиментальными мечтами. Они-то и породили в
Жюли призрачные надежды, что Дарси, которому она сама же когда-то нанесла
неизгладимую душевную рану, захочет самоотверженно прийти ей на помощь.
Герои "Двойной ошибки", новеллы, лишенной какого-либо дидактического
привкуса, не делятся на виновных и их жертвы. Истоки зла, уродующего жизнь
хороших по своим задаткам людей и мешающего им достичь счастья, коренятся в
самой природе господствующего общества - таково идейное содержание новеллы.
Одним из известнейших произведений Мериме стала новелла «Кармен», где ему так хорошо удалось описание цыганских нравов, а также образ цыганки Кармен. Новелла взята за основу сюжета одноимённой оперы Жоржа Бизе, музыка которой невероятно популярна и в наше время. В «Кармен» писатель вновь обращается к теме, уже звучавшей в его творчестве (изображению неодолимой любви была, в частности, посвящена одноактная комедия «Женщина-дьявол» из «Театра Клары Гасуль»). В «Кармен» движимый слепой любовью Хосе становится дезертиром, контрабандистом, вором, убийцей и в конце концов приговорен к смерти. Но сюжет, выстроенный как история Хосе, концентрируется вокруг андалусской цыганки Кармен. Ее характер впитал все цыганские обычаи, понятия о любви, о свободе и достойном образе жизни, представления цыган о патриотизме, понимаемом как верность по отношению к своим соплеменникам (оборотной стороной их патриотизма оказывается «искреннее презрение к народу, оказывающему им гостеприимство»). Кармен вобрала в себя много дурного от того преступного окружения, в котором она выросла. Она не может не лгать и не обманывать, она готова принять участие в любой воровской авантюре. Но в противоречивом внутреннем облике Кармен таятся и прекрасные душевные качества, которых лишены изнеженные или очерствевшие представители циыилизованного общества. Это – искренность и честность в самом сокровенном для нее чувстве – любви. Это – гордое, непреклонное свободолюбие, готовность пожертвовать всем, вплоть до жизни, ради сохранения внутренней независимости.
Едва ли можно говорить о поэтизации «экзотического» характера Кармен у Мериме. Она лжива, вероломна, безжалостна; обман и воровство для нее так же естественны, как скитания и завораживающие танцы; ее любовь не только свободна, но и примитивна. Не случайно эпиграфом к повести служат строки: «Всякая женщина – зло; но дважды бывает хорошей: или на ложе любви, или на смертном одре». Автор, выступающий в повести в роли рассказчика-путешественника, изучающего нравы испанских цыган, считает, что характер героини предопределен традициями ее народа, и сочувствует несчастному Хосе, который стал преступником и обречен на смерть из-за любви к Кармен. «Это калес (так называют себя цыгане.– Примечание Мериме) виноваты в том, что воспитали ее так»,– заключает свою предсмертную исповедь Хосе. И как бы продолжая и подтверждая эту мысль, Мериме завершает повесть главой, представляющей собою, по существу, небольшой трактат об испанских цыганах. Объясняя характер девушки, он стремится при этом дать читателям «выгодное представление» не о самой Кармен, а о «своих исследованиях в области роммани» (то есть цыганских нравов).
Таким образом, сочувствие и восхищение романтиков, традиционно сопутствующие идее свободного, естественного чувства, в новелле Мериме явно отступают перед объективным аналитическим началом, присущим скорее реалистическому методу. Писатель щедро привносит в повесть собственные этнографические познания; авторские комментарии, сопровождающие текст, изобилуют сведениями о цыганских обычаях, пояснениями цыганских слов, поговорок и т. п. В то же время любые элементы условной декоративности, внешней эффективности, любования экзотическим материалом и всякого пафоса остаются «за кадром» произведения. «Местный колорит» явно обретает здесь ощутимо иное по сравнению с романтическим качество.
«Кармен» стала, пожалуй, самым известным произведением Мериме (чему в значительной степени способствовала опера Ж.Бизе, созданная в 1874 году).
В новеллах Мериме очень выпукло проявились своеобразные приметы художественного метода писателя. Это, во-первых, неоднократно отмечавшаяся критиками черта – тяготение к подчеркнуто объективному, безличному тону повествования, противоположному субъективной манере изложения, присущей романтикам. Автор стремится остаться в тени, сдерживает и скрывает собственные чувства, избегает лирических излияний, держится как бы на расстоянии от героев, пытается придать своему рассказу характер беспристрастного исследования жизненных явлений. Тургенев заметил, что Мериме «в литературе дорожил правдой и стремлением к ней, ненавидел аффектацию и фразу... требовал выбора, меры, античной законченности формы. Это заставляло его впадать в некоторую сухость и скупость исполнения...». Мериме значительно расширил и углубил изображение внутреннего мира человека. В своих произведениях он проникал в тайники таких сложных душевных противоречий, мимо которых проходили его предшественники – просветители или ранние романтики. Психологический анализ в новеллах Мериме последовательно реалистичен. Он неотделим от раскрытия тех общественных причин, которые порождают переживания героев. В отличие от романтиков Мериме не любил вдаваться в пространные описания эмоций как таковых. Неохотно прибегал он и к помощи внутреннего монолога. Он предпочитал раскрывать переживания персонажей через те жесты, движения, поступки, которые они вызывают. Его внимание и в новеллах сосредоточено прежде всего на развитии действия и на максимально лаконичной и выразительной мотивировке этого развития.
Композиция новелл Мериме всегда тщательно продумана и взвешена. Большое значение, например, писатель придавал обрамлению и образу рассказчика, способам введения его в ткань повествования. Произведения Мериме часто построены на контрасте между обыденностью и заурядностью той действительности, которая возникает в обрамляющем новеллу рассказе, и драматизмом, необычностью тех событий, о которых читатель узнает из самой новеллы.