Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Культура Петербурга в годы правления Анны Иоановны

Скачиваний:
14
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
34.65 Кб
Скачать

Культура Петербурга в годы правления Анны Иоанновны

Во второй четверти XVIII века на первый план в Петербурге выступает литератураНачинается деятельность первых крупных писателей – В.К.Тредиаковского,А.П.Сумарокова и в особенности выдающегося деятеля культуры и наукиМ.В.Ломоносова. Благодаря их усилиям литература выходит на передовые позиции духовной жизни. С этого времени произведения художественной литературы систематически появляются в печати, привлекая к себе внимание все более широких читательских кругов.

Усилиями вышеназванных писателей складывается в соответствии с развитием передовых европейских литератур первое большое литературное направление,которое стало господствующим на протяжении почти всего XVIII века –классицизм.

Родоначальники и последователи классицизма основной целью литературы считали служение «пользе общества». Государственные интересы, долг перед отечеством должны были преобладать над частными, личными интересами. В противовес религиозному, средневековому мировоззрению высшим в человеке они считали его разум, законам которого должно было полностью подчиняться и художественное творчество.

Совершеннейшими, классическими (отсюда получило название все направление) образцами прекрасного они считали замечательные создания античного искусства, которое в мифологических образах богов и героев прославляло силу и доблесть человека.

Одним из первых писателей-классицистов былВ.К. Тредиаковскийполучивший образование в Славяно-Греко-Латинской академии и Сорбонском университете. По приезде из-за границы в 1730 году он переводит с французского и издает со вставками из своих собственных стихов повесть француза Поля Тальмана «Езда на остров Любви».Новизна книги заключалась в галантно-эротической тональности, вовсе не характерной для русской литературы с ее тогдашним целомудрием.

Культуру любовных переживаний по западному образцу еще предстояло разрабатывать. Тредиаковский был здесь первым. Сюжет повести незамысловат: главный герой Тириес попадает на «остров Любви», влюбляется в прелестную Аминту. Свои переживания – любовь, ревность, гнев – он описывает в письмах к своему другу. У истории счастливый конец: герой, забыв о коварстве избранницы, влюбляется сразу в двух красавиц. Стиль повести кажется неуклюжим, но этого не замечали – никаких эталонов изящества слога тогда не было.

Вот, например, распаленный ревнивец подсматривает за тем, как дама сердца изменяет ему с другим: 

 

Там сей любовник, могл ей который                                                                    угодить

Счастию небо чиня все зависно,

В жаре любовном целовал ю присно,

А неверна ему все попускала чинить!

Вся кипящая похоть в лице его зрилась,

Как уголь горящий, все оно краснело.

Руки ей давил щупал и все тело.

А неверна о всем том весьма                                                               веселилась!

Я хотел там убиться, известно вам буди!

Вся она была тогда в его воли.

Чинил как хотел он с ней сё ли, то ли;

А неверна, как и мне, открыла все груди.

 

Ревнителями нравственности, воспитанными на «Домострое», Тредиаковский был объявлен «первым развратителем русской молодежи».

Основная роль поэта в истории литературы состоит в том, что он поставил вопрос о необходимости реформы русского языка, который должен быть свободным от излишеств «глубокословныя славенщизмы», т.е. церковнославянского наследия. Эту идею воплотил по-настоящему не он сам, а М.В. Ломоносов, будущий автор «Российской грамматики» (до тех пор писались Грамматики славяно-русского, то есть церковнославянского языка).

Тредиаковскому выпала честь начать дело, которое оказалось самым значительным в истории отечественной литературы XVIII века,  начать великую реформу русского стихосложения в соответствии с установками классицизма. В трактате «Новый и краткий способ сложения российских стихов» (1735) он первым указал на тонический стих как наиболее соответствующий природе русской речи. Тредиаковский предложил ввести систему стихосложения, основанную не на равных слогах (силлабическое стихосложение), а на правильном чередовании ударных и безударных слогов, издавна существующем в русской народной поэзии. При этом сам поэт не смог окончательно расстаться со старой системой.

Тредиаковский был придворным поэтом, в 1745 году стал профессором Академии наук, но с ним не считались, над ним позволено было издеваться. В 1740 году кабинет-министр А. Волынский решил заказать ему приветственные стихи для потешной свадьбы придворных шутов (свадьба в Ледяном Доме) и когда поэт выразил свое неудовольствие, был жестоко избит. 

Положение придворного поэта при Анне было унизительнымПреподнося хвалебную оду императрице, он должен был на коленях ползти от самого входа в тронную залу к подножию престола.

Главный труд Тредиаковского – поэма «Телемахида» (стихотворный перевод прозаического романа французского писателя Ф.Фенелона «Похождения Телемака»). Поэма написана гекзаметрами, в духе гомеровского античного эпоса. Размер нелегкий, строка длинная. Поэма пришлась читателям не по вкусу. При дворе Екатерины II допустившие какую-либо оплошность подвергались своеобразному наказанию: должны были прочитать вслух страницу из «Телемахиды» или выучить из нее наизусть несколько строк.

Но были и Тредиаковского и почитатели. Реформа русского стиха вошла в историю культуры как реформа Тредиаковского  Ломоносова, и первым здесь назван тот, кем начато это большое дело, а вторым – кем оно завершено. Сочувственно и почтительно относились к памяти В.К. Тредиаковского А.Н. Радищев, А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг и другие. Он действительно писал великолепные стихи, которые порой вызывают комическое впечатление своей угловатостью и неловкостью. Но в них обаяние пробы, филологического эксперимента. 

Исшед и пастырь в злачны луги

Из хижин, где был чадный мрак.

Сел каждый близ своей подруги,

Осклабленный склонив к ней зрак. 

Интерес к театру, пробудившийся при Петре I (первый театр в Петербурге был создан при дворе младшей сестры императора Натальи Алексеевны в 1711 году) приводит к развитию театрального дела в столице во второй четверти XVIII века. Помимо театра при царском дворе, который с 1730 года становится закрытым, появляется городской частный публичный театр. Ко двору одна за другой приглашаются иностранные труппы.

В 1733 году приезжает труппа итальянской комедии масок, а в мае 1735 года приглашается новая многочисленная итальянская труппа, состоявшая, по существу, из четырех разных коллективов: комедийного, интермедийного, оперного и балетного. Во главе ее стоял капельмейстер и композитор   Ф. Арайя.Труппа Арайи выступала на русской сцене почти четверть века. 29 января 1736 года в Петербурге была осуществлена постановка оперы «Сила любви и ненависти». С этой момента начинается история оперы в России.

В 1740 году русский двор приглашает в Петербург немецкую труппу Каролины Нейбер, ставившую трагедии Корнеля, Расина, Готшеда и других авторов. В 1742 году немецкую труппу сменила французская под руководством Ш. Сериньи, имевшая в своем репертуаре пьесы Мольера, Детуша, Реньяра, Вольтера.

Придворному театру противостоял частный публичный театр городских демократических кругов, отличавшийся репертуаром и организационно. Репертуар состоял из исторических комедий, инсценировок рыцарских романов и разнообразных комедий. Первые были рассчитаны на более интеллектуальную публику и ставились в частных домах центра города, а интермедии фривольного содержания с потасовками и бранью – в сараях и наскоро сколоченных дощатых балаганах.

  

Городской демократический театр был доступен самому широкому зрителю. Зародившись в петровское время, он быстро развивался и скоро достиг расцвета. Этот театр – непосредственный предшественник государственного профессионального публичного театра в Петербурге, появившегося в годы правления Елизаветы Петровны.

Возникновение публичных театров вызвало необходимость организации постоянной театральной школы. Поэтому в 1738 году при Анне Иоанновне в Петербурге была учреждена придворная танцевальная школа (первая в истории России).

В лице Академии наук укрепляли свои позиции в Петербурге светская наука и образование. Как будто вопреки суровому времени Академия наук превращалась в солидное научное и художественное заведение со Словолитной и Словорезной, Инструментальной и Гравировальной палатами, с Физической камерой, Переплетной и Книжной лавкой, с типографией, печатавшей тексты на русском и немецком языках, из которых выходили учебники, словари, карты, планы города; здесь печатались  и первая газета «Санкт-Петербургские ведомости».

При Академии наук существовала библиотека, основой которой явилась библиотека Петра Великого – вывезенные им из Москвы собрания книг московских царей; сюда были присоединены в разное время библиотеки Я. Брюса, А. Виниуса, П. Шафирова, сестры  Петра Натальи Алексеевны и т.п. При Академии действовала гимназия, а также Кунсткамера с анатомическим театром и грандиозным музеем – собранием чудес от восковой персоны до Готторпского глобуса. В царствование Анны Иоанновны в Академии работали величайший математик Леонард Эйлер , астроном Делиль , историки Г. Миллер  и В.Н.Татищев.