- •Вопрос 6. (Народная культура Средневековья) Образование в Средние века
- •4 Факультета:
- •3 Вида жизни:
- •Разнообразие университетов
- •2. Университеты как центры профессионального образования:
- •3. Университеты как экономическая группа потребителей.
- •4. Университеты как социально-демографическая группа.
- •5. Университеты как престижная корпорация.
- •6. Университеты как социальная среда.
4 Факультета:
низший - артистический, или "свободных искусств", дававший право учиться далее (5-7 лет обучения, студент становился сначала бакалавром, а затем - магистром искусств, согласно статутам, эту степень не мог получить человек моложе 21 года).
три высших - медицинский, юридический и богословский.
3 Вида жизни:
а) жизнь телесная, плотская и индивидуальная — преходяща;
б) жизнь гражданская, политическая и всеобщая — постоянна;
в) жизнь благословенная, божественная, или духовная — предвечна.
Университет управляет жизнью во всех ее видах:
а) телесной жизнью заведует факультет медицины;
б) жизнью политической — факультеты искусств и права;
в) жизнью божественной — факультет теологии.
Степени:
Магистр — получал право преподавания, но мог и продолжить обучение на одном из высших факультетов.
Высшей степенью, присуждаемой факультетами, была степень доктора, или магистра, т.е. профессора (учителя, преподавателя), получавшего эту степень при условии выполнения тех требований, которые предполагает выдача лицензии. Название "магистр" постепенно закрепилось за профессорами артистического факультета, а название "доктор" - за профессорами трех высших факультетов. В силу вариативности национальных традиций "магистрами" могли именоваться и те, кто получил высшую ученую степень на старшем факультете.
Дополнительные степени — бакалавра и лиценциата (появились со временем). Степень бакалавра, являвшегося фактически подмастерьем ученого цеха, открывала доступ к получению прочих степеней. Для ее получения необходимо было выдержать соответствующий экзамен. Продолжающие обучение бакалавры имели право на преподавание, выполняя обязанности преподавателей низшего ранга.
Образовательный процесс:
Многоступенчатый; прохождение каждой ступени заканчивалось получением определенного звания, которое фиксировало в соответствии со строгим стандартом определенный уровень квалификации.
Торжественные процедуры:
Процедура присуждения степени бакалавра, доктора или магистра отличалась театрализованностью, ее детали определялись университетским статутом. Кандидату в бакалавры предлагался сюжет для толкования авторитетного текста. Отвечать по заранее сделанным записям запрещалось. В случае правильных ответов студенту подавалась одежда бакалавра, надев которую, он занимал место среди бакалавров. После этого он снова демонстрировал свои знания, приносил присягу на верность факультету. Его наставник произносил речь в честь соискателя, давая оценку его личным качествам.
Для получения более высоких степеней кандидату приходилось вести многочасовые диспуты, читать проповеди и пробные лекции. Ввод лиценциата в коллегию профессоров сопровождался известным ритуалом. Он должен был получить докторскую шляпу как символ учительского достоинства. В процедуре, обставленной с большой торжественностью, главную роль играл диспут, проходивший не один день. Диспуты были не просто формой квалификационных испытаний: они составляли суть схоластической науки, подчиняющейся законам интеллекта (ratio). Они предварялись комментированием какого-либо авторитетного текста.
Большое значение имело умение выделить основную проблему и разбить ее на вопросы, с тем, чтобы далее вести полемику, результатом которой было произведение собственной мысли испытуемого ("determinatio"). В диспуте принимали участие бакалавры. Окончательное же решение спорного вопроса принадлежало новому доктору. Получение докторской шляпы требовало больших расходов. Для многих, получивших лицензию, это было не по средствам. Таким образом, появляется самостоятельная степень - "лиценциат", средняя между степенью бакалавра и степенью доктора, или магистра.
(источник: И.Л. Григорьева, Н.В. Салоников (понятия не имею, кто это))
3 вида учебных учреждений (думаю, были и другие, скажем, домашнее образование, но тут только 3 вида школ):
Низшие школы — при церквях и монастырях.
Цель: подготовить элементарно грамотных духовных лиц — клириков.
Изучали: латинский язык (на котором велось богослужение), молитвы, сам порядок богослужения.
Средние школы — при епископских кафедрах
Изучали: 7 «свободных искусств» (тривиум: грамматика, риторика, диалектика — или квадривиум: логика, арифметика, геометрия, куда входила и география, астрономия и музыка). Позднее изучение «свободных искусств» стало производиться в высшей школе, где эти дисциплины составляли содержание преподавания на младшем («артистическом») факультете.
Высшая школа — вначале называлась Studia Generalia (буквально — общие науки), позже это название было вытеснено другим — университеты.
Университеты
Первые университеты возникли в XII веке, развились из:
епископских школ, имевших наиболее крупных профессоров в области богословия и философии
объединений частных преподавателей — специалистов по философии, праву (римское право) и медицине.
Парижский университет, Оксфордский и Кембриджский в Англии, Саламанкский в Испании и Неаполитанский в Италии. В XIV веке были основаны университеты в городах Праге, Кракове, Гейдельберге. В XV веке число их быстро увеличйвалось. В 1500 году во всей Европе было уже 65 университетов.
Особенности преподавания:
велось на латинском языке;
основной метод: лекции профессоров;
(отсебятина) книги есть только у профессора, профессор зачитывает, студенты записывают;
одна из форм научного общения — диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы богословско-философского характера. В них принимали участие главным образом профессора университетов, но диспуты устраивались и для студентов.
Преподаватели
Во времена Абеляра и Филиппа Арвенгского университетских преподавателей еще не существовало. Но в городских школах, блестящим представителем которых был Абеляр <...> зарождается новая профессия и новый тип работников: преподавательская профессия и ее иерархия от scolares до magistri, откуда выходят университеты и их преподаватели.
Но Филипп полностью осознает не только необходимость учебы для клириков (это хорошо известно), но и принимает новые условия изучения наук. Прежде всего следует отправиться в один из школьных городов, в первом ряду которых стоит Париж. Известна его похвала Парижу в письме к Ероальду*. Но Париж, очаг образования и культуры, прославляется, кроме того, и в письме к Энгельберту: «Честь заключается не в простом посещении Парижа, а в изучении там одной из уважаемых наук»5.
Ему известно, что преподавательская жизнь является профессией, которая выдвигает свои экономические и технические требования. Чтобы стать ученым, необходимо заплатить деньги, или, скорее, перенести нужду, бедность, не paupertas voluntaria (видимо, добровольную бедность), провозглашенную нищенствующими монахами, а неизбежную бедность безденежного студента. Кроме того, ученику нужны инструменты труда — конечно, образование остается еще большей частью устным, но книга уже становится необходимым инструментом.
Самосознание преподавателей как группы:
Абеляр: достоинством новой группы станет слава — dedecus, gloria (бесчестие, слава) — и в конце концов гордость, superbia, «порожденная во мне прежде всего моими учеными занятиями». Этот грех, представляющий собой не более чем деформацию профессионального самосознания, после теоретической проработки трудов Аристотеля становится в XIII веке, в частности в среде Сигера Брабантского, благородством философа.
Слово, которое преподаватели выбирают как ярлык своей группы, выражающий их самосознание: философ. В слове «философ» кристаллизуется концепция Абеляра: «Я с негодованием ответил, что в моем обычае разрешать вопросы, опираясь не на кропотливый труд, но на разум» оппозиция прежней диалектике и прежней теологии.
Фомой Аквинским утверждается необходимость специализации работника умственного труда. Университетский преподаватель имеет профессию, пусть он предоставит другим заниматься физическим трудом, что также имеет определенную духовную ценность, но он не должен терять время, занимаясь не своим делом. Таким образом в теологическом плане получает законную силу феномен разделения труда — основа университетской специфики.
Позднее основы специфики и достоинства преподавателей, как их определили Абеляр и Сигер Брабантский, исчезли либо были в значительной степени подорваны.
Оплата: с середины XII века разгорается спор вокруг фразы: знание есть дар Божий, а следовательно, оно не подлежит продаже. При том не важно, каким образом новые наставники получают вознаграждение: в виде общественного жалованья, оплаты от клиентов, то есть студентов, церковных бенефиций. В конце концов добиваются оплаты: «на вопрос: могут ли наставники законным образом получать деньги от школяров? — руководства для исповедников, эхом вторя общественной практике и общественному мнению, отвечают утвердительно». Но, хотя преподаватели добились признания законности оплаты своего труда студентами, им не удавалось жить на те поборы или оплату натурой, которые они взимали со студентов (выплаты и подарки по случаю экзаменов, хотя присвоение степени на право преподавания — licentia docendi — было в принципе бесплатным). Таким образом, основная часть их доходов, за исключением церковных бенефициев, складывалась из зарплаты и доходов, пожалованных им городами, князьями или государями.
Особенности средневековых университетов в целом:
