Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лыаопиачрп.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
674.82 Кб
Скачать

Билет № 19

Послания апостола Павла как образец письменной риторики.

Среди апостолов, чьи послания включены в канон Нового Завета, выделяется фигура Павла. Ему приписывают 14 посланий, что составляет большую часть всего корпуса посланий. Следует отметить, что в него входят послания не только общинам, но и отдельным лицам (Тимофею, Титу, Филимону).

Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регио­нов, - Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам - Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Корин­фянам. Основная тема этого послания, как и многих дру­гих, - единство Церкви.

Различные источники сообщают, что Павел (Шаул, эллинизированный вариант — Савл или Саул) родился самом начале I в. н.э. в малоазийском городе Тарсе в иудейской семье, имевшей римское гражданство. Его родители, по преданию, принадлежали к фарисейской среде. Савл учился в Иерусалиме у одного из крупнейших представителей фарисейства того времени Гамалиила, получил хорошее образование, знал древнееврейский, арамейский, греческий и, возможно, латинский языки. В середине 30-х гг. I в. Савл становится ярым гонителем христиан, но ему, как гласит Библия (Деян. 9), является Христос, и с тех пор Савл под своим вторым (римским) именем Павел выступает как ярчайший проповедник Евангелия. Его «кредо» становится проповедь Евангелия среди язычников — он сам называет себя «апостолом язычников»  В период с 45 по 52 г. Павел обходит Малую Азию, посещает Кипр, Балканы, Македонию, Грецию, Испанию. Около 64 (67) г. (во время правления императора Нерона) его арестовывают в Риме и казнят. Итак, жизнь апостола Павла, фарисея-ортодокса и гонителя христиан, ставшего вдруг одним из самых страстных проповедников новой веры, уже сама по себе является впечатляющим примером, убеждающим, миссионерским и публицистическим образом. Очевидно, что большую роль сыграли образование и талант, выгодно отличавшие Павла для грамотного слушателя или читателя. Его послания, написанные на хорошем древнегреческом языке, были привычны для позднеантичной ойкумены. Апостол явно был знаком с древнегреческим риторическим, литературным и философским наследием, так как учился в школе Гамалиила — единственной из известных иудейских школ, где дозволялось изучение языческих (древнегреческих) книг[22].

Наконец, послания апостола Павла, как ничьи другие, ориентированы на  читателя, мало знакомого с христианством, но желающего восполнить свои познания, утвердиться в вере. И этому тоже есть объяснение — Павел был «апостолом язычников», и потому его тексты несут немалый миссионерский потенциал, они изначально предназначены для неофитов. В посланиях Павла отражается вероучительно-богословский момент, который заключался в разъяснении мистического смысла прихода Христа и ветхозаветных эпизодов, продолжается проповедь и этических идеалов христианства: высшей ценностью он вслед за Христом считает любовь.

Нет ничего удивительного, что у молодой, строгой религии довольно быстро появились враги. Теме апологии, полемики с нехристианами и еретиками, также было суждено стать вечной — на протяжении столетий менялись лишь названия сект и ересей. В апостольские времена первыми противниками христиан стали иудеи, не пожелавшие принять Иисуса как обещанного Мессию. Другая опасность исходила от язычников, причем апостол относит к ним как греко-римские цивилизованные народы, так и полудиких варваров. Сама опасность язычества заключалась в том, что неопытный христианин-неофит вполне мог принять участие в языческом празднике, жертвоприношении, мистерии,

И, наконец, существовали ереси внутри самого христианства, и от них также нужно было ограждать новообращенных христиан.

Павел касается и конкретных, сиюминутных проблем, что характерно для публициста. Под его пером эти вопросы тоже переходят в разряд «вечных», актуальных для христиан любой эпохи: «Сделалось мне известно о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?» (1 Кор. 1, 11—13).

Особый интерес представляют на­ставления Павла коринфским христианам, нисколько не ут­ратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12-14), телесной чистоте (главы 5-7), о браке (глава 7). Вопросам семьи, взаимоотношения мужа и жены, ро­дителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других Посланиях (например, Эфесянам, 5, 22-28;6, 1-4; Ко-лоссянам, 3, 18-21; 1-е Тимофею, 2, 11-14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мне­нию апостола Павла, - взаимная ответственность ее членов и любовь, причем не только плотская, но духовная. 13-я глава Первого послания Коринфянам - гимн любви, которая "нико­гда не перестает".

Павел сам признается в использовании миссионерской методики: «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом... для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных» (1 Кор. 9, 19—22). По свидетельству книги Деяний апостолов, когда Павел приходит в Афины, он начинает полемику с местными философами со слов «Проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "Неведомому Богу". Сего-то, Которого вы не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17, 23), что тоже является своеобразным миссионерским и ораторским приемом. Послания апостолов сами формально и содержательно предстают как публицистические произведения, продолжая темы, намеченные в Евангелиях. Библия сама становится для христианина поводом к публицистическому выступлению: проповеди, полемике, увещеванию, прославлению и т.п. При этом большое значение имеет категоричность и принципиальность христианских идеи, являющихся, по слову апостола Павла, «для иудеев скандалом, для эллинов безумием»[23] (1 Кор. 1, 23).

Возникновение политических партий и английская журналистика. Борьба за реальную свободу печати.

Английскую журналистику 1-ой половины 17 века можно охарактеризовать как крайне слабую. Периодики не было вообще. Первая еженедельная газета “Weekly News” (1622) просуществовала всего 10 лет, а затем была закрыта Звёздной Палатой. Причина была, якобы, в том, что она выступила против испанского посла в Англии.

Английская журналистика середины 17 века по своей сути памфлетная. Английская буржуазная революция 17 века, результатом которой было установление в Соединенном королевстве парламентского правления, фактически привела к тому, что существовавшая до того времени цензура если не была отменена, то, во всяком случае, потеряла свое значение: книги печатались совершенно свободно, без каких-либо цензурных стеснений. Поэтому в это время появляется огромное количество памфлетов, посвященных этой теме.

Довольно интересные мысли высказаны в памфлете Мильтона и каждая доказывает бесполезность цензуры. “Цензура бесполезна, цензура вредна, цензура унижает человеческое достоинство”. Вот основная мысль “Ареопагитики”. Мильтон приводит массу толкований по этому поводу. Если цензура и будет действовать против “соблазнительных революционных и клеветнических книг”, т.е. ставит своей целью улучшение нравов, “то должны поступать так же и со всеми увеселениями и забавами, - со всем , что доставляет человеку наслаждение”. Принести пользу могут только “...не принудительные законы добродетельного воспитания, религиозной или гражданской культуры...”. Цензорами должны быть люди выше среднего уровня. Где отыскать людей, которые будут тратить своё время на подобные занятия? Никто, кроме расточителей своего времени. А если это так, то легко представить себе этих людей: “то будут люди невежественные, властные и нерадивые”. Цензоры будут выедать из книг все то, что не соответствует их невежественному пониманию, или даже подвергать книги уничтожению. Здесь Мильтон опирается на то, что образованный человек, умный, с высокими идеалами не будет тратить своё драгоценное время на то, чтобы убирать из книг какие-либо мысли. Еще один важный момент в “Ареопагитике” - неизбежность столкновения цензуры с культурой. Цензура непременно встает на пути самой истины, замедляя и затрудняя доступ этого самого драгоценного товара. “Цензура приносит вред даже тем, что запрещает вредные книги”. Мильтон хочет сказать, что человек должен быть сам для себя цензором, уметь отличать хорошее от плохого. Как уже говорилось, цензоры должны быть непогрешимыми, чтобы исполнять своё прямое назначение, однако по каким параметрам государство выбирает цензоров не очень ясно. “Государство может управлять мной, но не критиковать меня; оно так же легко может ошибаться в цензоре, как цензор в авторе”. Дионисий: “Читай всякие книги, которые попадут в твои руки, ибо ты можешь сам все правильно обсудить и исследовать”.

Во время Буржуазная революция (1640-1660) в Англии активизировалось 4 политических блока:

1) Ревеллеры (левое крыло индепендентов) - партия мелкой буржуазии, которая приобрела независимость в 1647 г. Они выступали за свободу торговли, проповеди и печати.

2) Диггеры - “чернь”, “землекопы”. Ультра радикалы. Уравнительный коммунизм.

3) Пресвятореанцы - верующие.

4) Индепенденты - средний класс.

Борьба между ними нашла своё выражение в публицистике того времени. Однако пресса не была абсолютно свободной. Политическая борьба - усиление нападок на парламент спровоцировало восстановление цензуры (1643).

Свободу (правда не в полном объёме) Английская публицистика получила лишь в XVIII веке.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]