Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лыаопиачрп.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
674.82 Кб
Скачать
  1. Ричард Стил – журналист.

Ещё в школьные годы познакомился с Дж. Аддисоном, с которым его впоследствии связывала глубокая дружба и теснейшее литературное сотрудничество. Создал ряд поэтических и драматических произведений, но его слава и литературное значение зиждутся на необычайно плодовитой — и плодотворной — журнальной деятельности. Наибольший успех из изданий Стила имел «Зритель» (The Spectator, первый номер — 1 марта 1711, последний — 6 декабря 1712, всего вышло 555 номеров, печатавшихся ежедневно)Тираж составлял 3000 экземпляров - фантастический результат для того времени. Аудитория насчитывала 60 тысяч читателей. Первый журнал, в котором говорилось о всем : о моде, политике, воспитании. Каждый читатель находил в нем что-то для себя.. Стил является создателем газетного эссе (англ. essay), из которого впоследствии выросли передовая и фельетон. Политические «эссе» Стила служили пропаганде и защите взглядов партии вигов.

Из эссе, созданных Стилом и Аддисоном, большое литературное значение имели так называемые портреты и характеристики. Непосредственное влияние на их творчество оказал Лабрюйер с его «Характерами и нравами нашего века». Таким портретом почти всегда была вымышленная фигура издателя той или иной газеты. Следуя примеру «Биккерстафа» Свифта, Стил и Аддисон создавали для каждой своей газеты образ вымышленного её издателя, наделённого биографией и характеристикой, сказывавшимися на программе газеты в целом и на стиле отдельных эссе в частности.

Помимо этого Стил и Аддисон создали ряд других образов, объединённых в своеобразный клуб. «Действующие лица» газетных эссе связаны между собой общим планом рассказа и интересуют читателя не только своими характерами, но и своими судьбами, о которых повествуется в отдельных номерах, по мере выхода газеты. Из образов, созданных Стилом и Аддисоном, классической стала фигура несколько старомодного, чудаковатого сельского дворянина, сэра Роджера де Коверли (Sir Roger de Coverley). Наряду с этими портретами (Сэр Эндрю Фрипорт, Капитан Сэнтри, Вил Хаником, студент и священник — в «Зрителе», Нестор Железнобокий и семейство леди Лизард — в «Опекуне» и др.)

Эссе Стила и Аддисона замечательны ещё тем, что в них содержится множество реалистических описаний культурной и бытовой жизни эпохи. Всем этим Стил и Аддисон прокладывали дорогу реалистическому семейно-бытовому и нравоучительному роману XVIII в. (Свифту, Филдингу, Ричардсону и др.).

Билет № 16

  1. Возникновение христианской устной и письменной риторической традиции. Риторика раннехристианских проповедей.

Христианская публицистика, выраженная прежде все­го в устной, а затем в письменной форме, является важной и наименее изученной частью античного публицистического наследия. В курсе мировой журналистики христианская проповедь рассматривается не в религиозном, а в публици­стическом аспекте - как форма ораторского искусства. (см. повтор в билете №17, вопрос 1) Точ­кой отсчета этой темы является начало длившегося три с лишним года общественного служения Иисуса Христа 30 год. Особенность изучения ораторского мастерства Хри­ста заключается прежде всего в том, что, в отличие от всех остальных изучаемых ораторов, Христос не написал собст­венноручно ни одной строчки. Его речи записаны ближай­шими учениками и собраны в четырех Евангелиях: от Мат­фея, от Марка, от Луки, от Иоанна.

Главная цель проповеди Христа состояла в том, чтобы научить людей истинным и нелицемерным понятиям о Боге, воспитать любовь к ближнему, не только просветить ум, но и очистить сердце. В общем виде Христос излагает Свое уче­ние в Нагорной проповеди (5-6 главы Евангелия от Матфея), где, помимо трансформации ветхозаветных законов, предлагается идеальная модель поведения человека. В дальнейшем Христос развивает и конкретизирует высказанные здесь принципы. Его проповеди носят исключительно практиче­ский характер. Своим ученикам Иисус нередко говорит методические, долгие проповеди (например, прощальная речь в 14-16 главах Евангелия от Иоанна), в беседах с простыми людьми предпочитает краткие задушевные речи (например, Евангелие от Матфея, 19, 16-21; от Луки, 7, 40-50). Для лучшего и образного понимания Своих речей Христос использует притчи, которые отличаются простотой и наглядностью. Притчи были близки слушателям, посколь­ку имели местный характер, сообразный как с историей и обычаями иудейского народа, перед которым проповедовал Христос, так и с профессиональной деятельностью людей: земледелием, рыболовством, скотоводством, виноделием и т.д.

Речь Христа исключительно проста и доступна. Он никогда не стремился к внешней красоте речи, не использо­вал вспомогательные ораторские приемы, но говорил легко, непринужденно и даже безыскусно, несмотря на использова­ние образных выражений и метафор. Многие свои пропове­ди Христос дополнял различными чудесами: исцелением больных, воскрешением умерших. Эти чудеса служили пре­жде всего доказательством одной из главных тем проповедей Иисуса - того, что с верой можно получить от Бога все про­симое.

После окончания земного служения Христа (33 год) христианская публицистика приобретает не только устный характер (проповедь), но и письменный (послания). В Новом Завете мы видим развитие христианской публицистики в Деяниях святых апостолов, написанных евангелистом Лукой, и в Посланиях апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды (тез­ки предателя), Павла. (см. повтор в билете №17, вопрос 1)

Особую важность представляет публицистика апо­стола Павла. В Деяниях приводятся его важнейшие речи, среди которых -речь в афинском ареопаге (17, 22-31) и речь перед царем Агриппой (26, 2-29). В Афинах Павел выступает перед образованными и любознательными язычниками. Как в свое время и Христос, апостол разговаривает с собеседни­ками, учитывая их интеллектуальный, социальный и рели­гиозный уровень. Умело используя принцип "быть для всех всем", Павел ставит в начале своей речи афинянам в заслугу их благочестие, цитирует известного тогда в Афинах стихо­творца Арата ("мы Его и род"). Апостола слушали пока он изъяснял общие истины, но как только заговорил о важней­ших принципах учения Христа, над ним стали смеяться и да­же не дали договорить. И лишь несколько человек уверовали по слову Павла во Христа. Для античного оратора такой результат речи был бы, безусловно, полнейшим провалом, но для христианского проповедника важно не количество проголосовавших за него, а каждая обращенная ко Христу душа.

Послания апостола Павла делятся на миссионерские (обращенные к жителям определенных городов или регио­нов, - Римлянам, Коринфянам, Эфесянам, Галатам и т.д.) и пастырские (обращенные к ученикам - Титу, Тимофею). Из миссионерских наиболее характерно Первое послание Корин­фянам. Основная тема этого послания, как и многих дру­гих, - единство Церкви. Особый интерес представляют на­ставления Павла коринфским христианам, нисколько не ут­ратившие актуальности и спустя две тысячи лет: например, о свободе как основе нравственной жизни и умении ограничивать эту свободу (6, 12-14), телесной чистоте (главы 5-7), о браке (глава 7).

Вопросам семьи, взаимоотношения мужа и жены, ро­дителей и детей апостол Павел уделяет немало внимания и в других Посланиях (например, Эфесянам, 5, 22-28;6, 1-4; Ко-лоссянам, 3, 18-21; 1-е Тимофею, 2, 11-14). Главный принцип, на котором должна строиться христианская семья, по мне­нию апостола Павла, - взаимная ответственность ее членов и любовь, причем не только плотская, но духовная. 13-я глава Первого послания Коринфянам - гимн любви, которая "нико­гда не перестает".

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]