Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лыаопиачрп.doc
Скачиваний:
59
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
674.82 Кб
Скачать
  1. Зарождение и особенности американской концепции свободы печати.

В первое послевоенное десятилетие сформировалась американская концепция свободы печати. В ее основание легла первая поправка к Конституции США 1787 года – одна из десяти поправок, прозванных американским Биллем о правах, принятых 21 декабря 1791 года. Первая поправка гласит: «Конгресс не будет издавать законов, ограничивающих свободу слова, или печати, или права народа мирно собираться». Отличительная особенность американской концепции свободы печати в полном отделении печати от государства: печать и государство независимы друг от друга. Государство не может иметь свою прессу. В первой поправке впервые появляется термин свобода печати. Как и английская, американская концепция рассчитана на индивидуальную свободу.

Права и свободы, приобретенные американской печатью в конце XVIII века, начали воплощаться в жизнь сразу, без препятствий со стороны государства и привели к процветанию журналистики в последующие столетия.

Концепция свободы печати в Америке была основана на трактатах английских журналистов-вигов Томаса Гордона и Джона Тренчарда, смысл которых сводился к провозглашению принципа социальной ценности свободы печати. В них провозглашалась идея о том, что печать должна быть свободна не только от предварительной цензуры, но и от преследования за пасквиль и диффамацию после публикации. Передовые американцы высоко оценили труды англичан. В их числе был и Б. Франклин, который стал одним из самых убежденных сторонников свободы выражения мнений, а также сыграл значительную роль в развитии периодической печати. Датой рождения традиций свободы печати в Америке считается 1734 г., а именно - процесс Джона Питера Зенгера, который, будучи издателем "New York Weekly Journal", смело опубликовал статьи, содержавшие нападки, оскорбившие сэра Уильяма Косби - королевского губернатора колонии, не пользовавшегося популярностью. Процесс над Питером Зенгером нередко трактуется как переломный момент в борьбе за свободу печати против судей и общего права. Идеи свободы печати были развиты и Томасом Джефферсоном. В частности, он писал: "Наша свобода зависит от свободы печати, а свобода печати не может быть ограничена без того, чтобы не оказаться утраченной целиком".

Особенности американской концепции свободы печати:

  • СМИ ни от кого не зависят

  • ни Правительство, ни Конгресс не имеют права влиять на СМИ

  • СМИ все больше становятся экономическим предприятием, а не просто средством распространения идей, и поэтому в США все СМИ подчиняются также Закону об экономических предприятиях

  • Государство не имеет права издавать свои газеты (может издавать лишь в том случае, если это делается как внешнеполитическая пропаганда).

Билет № 8

  1. Ораторское мастерство Лисия. «Защитительная речь по делу об убийстве Эратосфена».

Лисий – один из десяти аттических ораторов, которых александрийские ученые (II или I до н.э.) признали классическими.

Если говорить о биографии Лисия, то стоит отметить, что оратор не был коренным афинянином, а потому не обладал полными правами афинского гражданина. С его биографией мы можем познакомиться в «Речи против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати». Кроме автобиографических фактов в этой речи интересно и то, что это была единственная речь, которую Лисий произнес сам. Все остальные речи, в том числе «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена», были произнесены клиентами Лисия. Говоря о клиентах оратора, стоит сказать, что Лисий был логографом, оратором, который писал речи для судебных заседаний (в отличие от софистов, пишущих на темы весьма пространные).

Логографы были сродни современным адвокатам, и то, что Лисий выбрал это дело для улучшения своего материального состояния, говорит о востребованности логографов в Древней Греции. Особенностью «адвокатов того времени» являются обязательства судебного оратора перед клиентом. Нужно было составить не просто убедительную речь, доказывающую правоту клиента. Задача логографа заключалась еще и в том, чтобы речь, составленная им, выглядела так, будто автором ее является сам клиент, так как он (клиент) самостоятельно читал ее перед судьями. Именно поэтому Лисий выступал не только в качестве автора, но и в качестве своего рода драматурга. Вместе с клиентом он репетировал выступления, во время же самого заседания не редко присутствовал в качестве зрителя.

Кроме того, прежде чем приступать к анализу вышеупомянутой «Оправдательной речи по делу об убийстве Эратосфена», которая является, безусловно, блестящим подтверждением всех сказанных слов, стоит отметить, что судебные речи Лисия, как правило, составлялись в короткое время. Несмотря на это, древние критики, хвалят аттическую чистоту языка Лисия, т.е. он не использовал устаревших слов, неологизмов, специально поэтических слов, а также конструкций, чуждых тому времени. Хвалят Лисия и за то, что он редко использует «тропы» и излагает мысль словами в их общепринятом значении. Также речи Лисия отличались удивительной для ораторов того времени мягкостью.

Важно еще и то, что судьи не всегда доверяли профессиональным ораторам, поэтому речь клиента должна была быть простой и создавать впечатление, будто выступающий предстает перед столь широкой аудиторией впервые. При этом в речи клиента должно было присутствовать толкование законов, которые, в силу того, что не все судьи хорошо в них ориентировались, можно было трактовать довольно вольно. Лисий всегда очень тщательно относился к написанию речей и считал, что каждая речь должна соответствовать по характеру, форме и стилю написания умственному развитию, душевной организации и социальному статусу самому клиенту.

Теперь мы можем с чистой совестью перейти к анализу самой речи.

Предыстория:

Евфилет, афинский гражданин незнатного происхождения, земледелец, убил Эратосфена, которого застал на месте преступления в прелюбодеянии с его(Евфилета) женой. Родственники Эратосфена подали на Евфилета в суд. Но Евфилет ссылается на то, что закон позволяет ему убить соблазнителя мужа. Поэтому обвинителям ничего не оставалось, как утверждать, что Евфилет сам заманил Эратосфена в свой дом.

Некоторые ученые полагают, что убитый Эратосфен являлся тем членом коллегии Тридцати, против которого была направлена одна из первых(первая?) речь Эратосфена.

Особенности речи:

Эту речь и древние, и современные критики считают образцом «простого» стиля Лисия. Доводы убедительны. Кроме того, речь правдоподобна и в плане драматургии, т.е. простой человек, не знакомый с ораторским искусством, должен был говорить именно так. Предложения, которые использует Лисий, короткие, в них не содержится сложных «тропов». При этом, языковые особенности речи, ее структура и факты, которые указывает герой, говорят о том, что перед нами простой человек, немного наивный, слегка глуповатый. Он подробно описывает события, упоминая детали, о которых рассказывать не принято (выносит сор из избы). Описание реакции на действия жены (наивной веры и не видение очевидного) представляет его человеком глуповатым. Однако, при этом он мастерски обращается к судьям, заставляя их поставить себя на место Евфилета, вовремя ссылается на законы и решения, которые были приняты судом при рассмотрении аналогичных дел.

Важна и историческая особенность речи. В ней подробно описан быт афинянина того времени, его занятия, устройство его жилища и семьи.

В заключении следует сказать о том, что Лисий был действительно гениальным оратором, который впервые в ораторском искусстве создал галерею характеров, причем не только изображаемых лиц, но и говорящих.

А «Оправдательная речь об убийстве Эратосфена» является одной из лучших речей оратора.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]