
- •Возникновение Древнерусской литературы.
- •2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-
- •Первые книги на Руси (книги Библии, сборники житий)
- •«Писания»
- •Апокрифическая литература. «Хождение богородицы по мукам».
- •Особенности жанра жития. («Житие Алексея Человека Божьего)
- •5. Анонимное сказание о Борисе и Глебе. Особенности жанра жития и стиля.
- •6. Значение проповеднической литературы. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.
- •7. Русская летопись.Идеи и образы пвл.
- •8. Повесть временных лет. Источники и редакция.
- •9. Истоки жанров, фольклорность «Повести временных лет».
- •10. «Поучение чадам Владимира Мономаха». Личность, стиль, особенности жанра.
- •12. «Слово о полку Игореве». История создания. Историческая основа.
- •13. Идейная проблематика и художественное своеобразие «Слова».
- •14. Фольклорность «Слова».
- •15. Композиция «Слова».
- •16. Повести о нашествии татар на Русь. «Повесть о разорении Батыем Рязани». Особенности жанра воинской повести.
- •24. «Житие Александра Невского». Особенности жанра.
- •18. «Слово о погибели русской земли».
- •19. «Моление Даниила Заточника». Личность и стиль.
- •20. Повести о куликовской битве. «Сказание о мамаевом побоище». «Задонщина».
- •21. Московская литература. Эволюция жанра жития в 15 веке. Епифаний премудрый. «Житие Степана Пермского». Стиль плетения словес.
- •22. Теория «Москва - третий Рим» Её отражение в литературных памятниках. «Сказание о князьях Владимирских».
- •35. Новгородская областная литература. «Повесть о новгородском белом клобуке».
- •24. « Хождение за три моря Афанасия Никитина». Личность, жанр путешествия.
- •25. Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок.
- •25. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма
- •26. Расцвет русской публицистики в 16 в. Максим Грек и митрополит Даниил.
- •28. Переписка Андрея Курбского и Ивана Грозного.
- •29. Личность Грозного в его письмах. Особенности стиля
- •30. Личность Курбского в его письмах. Особенности стиля
24. « Хождение за три моря Афанасия Никитина». Личность, жанр путешествия.
ЛИЧНОСТЬ АФАНАСИЯ НИКИТИНА
В отличие от традиционного типа паломника, Афанасий Никитин — человек светский, который задумывает путешествие на Восток с торговыми намерениями — выгодно продать там свои товары и на вырученные деньги привезти на Русь товары заморские.
Интересно «Хожение» и тем, что в нём очень отчётливо проявляется незаурядная индивидуальность автора. Он выступает перед нами прежде всего как смелый, настойчивый, очень предприимчивый, любознательный и наблюдательный человек. Пускается он в трудное и рискованное путешествие, имея в виду главным образом торговые выгоды.
Серьёзные неудачи, постигшие Афанасия почти в самом же начале путешествия, не заставили его тотчас вернуться на родину: его волевая и упорная натура не позволяет ему отступать от намеченной цели. Попутно он внимательно присматривается к неведомой стране и неведомым людям, к их нравам, обычаям, к их культуре и записывает то, что видит и слышит.
Человек, устоявшийся в своих традициях и в преданности своей вере и своей земле, не отступающий от этих традиций, не смотря на искушения, он в то же время умом способен понять и чужую веру и признать её правоту, лишь бы она учила одного бога знать и призывать. Такая широта инициативы и воззрений Афанасия Никитина представляет для его времени и для его среды явление далеко не обычное и потому останавливающее на себе наше внимание.
Больше всего в своём сочинении путешественник говорит об Индии, быт, обычаи, хозяйственную жизнь и природу которой он рисует очень подробно, сообщая много реальных сведений, но иногда, впрочем, привнося в своё описание и элементы фантастики. Столь же подробно он перечисляет все места, которые посетил, точно указывая время пребывания в них и определяя расстояние между ними по количеству дней, затраченных на передвижение от одного пункта к другому. Изложение Афанасия не отличается стройностью композиции; в этом изложении, кроме того, нередки повторения.
Стиль «Хожения» — стиль дневниковых записей, которые автор, человек, не получивший специальной выучки, не сумел или не успел упорядочить.
Язык Афанасия безыскусственный; фраза очень проста по своему синтаксическому строению. Церковнославянские слова и обороты в ней почти отсутствуют, но зато в значительном количестве вводятся слова персидские, арабские, тюркские.
Речь его фактична и деловита и лишь изредка перебивается лирическими отступлениями, в которых находит себе выражение скорбь автора по поводу его оторванности от родного ему религиозного уклада и от родной земли.
В своём «Хожении» он говорил не только о том, что он наблюдал, но и о себе, привнося в своё описание элементы автобиографии.
«Путешествие» Афанасия Никитина представляет историко-литературную ценность как своего рода предвестник очерковой литературы и в то же время как показатель высокого культурного уровня русского человека.
25. Заволжские старцы и иосифляне. Ересь жидовствующих. Социальная сущность борьбы церковных и антицерковных группировок.
Для того чтобы уяснить идейную обстановку, в которой создавалась русская литература на протяжении 15—16 и отчасти 17 вв., необходимо познакомиться с церковными и противоцерковными направлениями, оформившимися во второй половине 15 в. и воздействовавшими в очень большой мере на характер развития литературы.
Иосифлянское монашество, названное так по имени главного вождя этого движения Иосифа Во-лоцкого, игумена Волоколамского монастыря (1439—1515), отстаивало право монастырей владеть землёй и экономически обогащаться. В своих произведениях Иосиф Волоцкий отстаивал законность крупного монастырского землевладения, ссылаясь на то, что монастыри являются значительной не только религиозной, но и политической силой.
Другое течение в области церковной мысли представлено было «заволжскими старцами» во главе с Нилом Сорским (1433—1508), т. е. монахами, обитавшими в заволжских монастырях. Они отрицали право монастырей владеть землями и заботиться об экономическом обогащении. С точки зрения Нила Сорского и заволжских старцев, обязанностями монаха были прежде всего подвижничество, аскетизм и полное отрешение от тех материальных забот и политических функций, которые брало на себя иосифлянское духовенство.
Нил Сорский, так же как и примыкавшие к нему заволжские старцы, был выразителем интересов главным образом боярства, которое наиболее страдало от церковных притязаний, так как экономическое обогащение церкви, расширение её земельных угодий отражались отрицательно на экономических интересах бояр и на боярском землевладении. Недаром ряд заволжских старцев были выходцами из боярской среды, и многие бояре поддерживали заволжских старцев.
Обе эти церковные группировки вступают в борьбу между собой, но в итоге победа оказалась на стороне иосифлян, которые сумели договориться со светской властью, и на протяжении всего 16 в. культурное, идеологическое и литературное влияние их сказывается в полной мере. Они в конечном счёте политически смыкаются с дворянством и в значительной мере становятся его идеологами.
Торжеством политики иосифлян объясняется и судьба оппозиционных религиозных группировок, возникших на Руси под именем ересей и в основе своей теснейшим образом связанных с экономической ситуацией, которая имела место в Новгороде, Пскове и затем в Москве.
Первым таким крупным религиозным движением, зародившимся ещё в середине 14 в., было так называемое «стригольничество», получившее своё название от обряда посвящения в ересь, сопровождавшегося стрижкой волос.
В основе ереси «стригольников» лежало прежде всего отрицание церковной иерархии на том основании, что церковники добывают себе места за плату.
Отрицание необходимости молитв за умерших. Такие молитвы обычно сопровождались «вкладами по душе», часто разорявшими вкладчиков и потому, естественно, вызывавшими их сопротивление.
Но стригольничество не было так влиятельно, как ересь «жидовствующих», прозванную так яростным противником её — Иосифом Волоцким.
Ересь получила название «жидовствующей», видимо, потому, что
еретики отрицали прежде всего божественность Христа. Они утверждали, что Христос такой же человек, как и Моисей;
отрицали существование святых,
почитание храмов и икон
не признавали церковной иерархии.
Поскольку последователями ереси были низшее и среднее духовенство, совершенно ясно, что пропаганда «жидовствующих» и самое существо их учения отражали борьбу, которую вело низшее и среднее духовенство с экономическим засилием официальной церкви в лице её высшего духовенства.
Если ересь «жидовствующих» находила себе сочувствие в верхах московского общества потому, что «жидовствующие», отвергая церковную иерархию и её экономические притязания, конечно, тем самым играли на руку государству, которое само стремилось к тому, чтобы умерить притязания иосифлянской церкви.
Но, с другой стороны, государству невыгодно было сколько-нибудь радикальное расхождение с официальной церковью. В конце концов иосифлянское духовенство окончательно склонило её на свою сторону, и к началу 16 в. ересь была ликвидирована. Многие еретики были сожжены, частью же сосланы или заточены.
Ересь «жидовствующих» сильно всколыхнула умы русского общества. Памятники свидетельствуют о том, что религиозная смута, возбуждённая ересью, была очень значительна. Возглавлявшие еретическое движение были люди по тому времени образованные, имевшие свою литературу, т. е. такую литературу, которая во всяком случае расширяла горизонт древнерусского читателя и будила его критическую мысль. Отсюда та терпимость к «жидовствующим», которая была у заволжских старцев.
Те и другие сходились
в своём отрицательном отношении к монастырскому землевладению;
критической установке на то, что сплошь считалось «божественным писанием», которой не было у иосифлян. (Иосифляне всё написанное считали авторитетным, если оно соответствовало их интересам.)
Существенным результатом борьбы официальной церкви с ересью «жидовствующих» было появление полного свода библейских книг, отсутствовавшего до тех пор на Руси. Так как «жидовствующие» в своей пропаганде опирались в значительной мере на библейские тексты, то для противодействия еретикам их противникам необходимо было самим обладать достаточно исправным текстом Библии во всём её объёме. Это предприятие было осуществлено активным борцом с ересью новгородским архиепископом Геннадием