Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Древнерусской литературы.docx
Скачиваний:
54
Добавлен:
15.04.2019
Размер:
127 Кб
Скачать

22. Теория «Москва - третий Рим» Её отражение в литературных памятниках. «Сказание о князьях Владимирских».

В послании к Василию III, относящемуся к началу 16 в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима:

  • Рим первый пал из-за своего нечестия;

  • Рим второй, т.е. Византия;

  • третий же Рим – Москва – стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать.

Эта зарождавшаяся уже во второй половине 15 в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль.

В основе «Сказания о князьях Владимирских» (16 век)попытка установить генеалогическую связь московских князей с основателем Римской империиАвгустом-кесарем. Брат Августа Прус был послан римским императором на Вислу. Призванный новгородцами князь Рюрик происходит из рода Прусова. Следовательно, политические права на единодержавную власть московские великие князья унаследовали от своих «прародителей» — от самого Августа-кесаря.

Август-кесарь (Римская империя) -> брат Прус (река Висла) -> князь Рюрик (из рода Пруса)

Затем «Сказание» сообщало о даре греческого императора Константина Мономаха киевскому князю Владимиру Всеволодовичу (Мономаху) царского венца, скипетра и державы. Этим венцом Владимир венчается и нарекается «царь великия Росия». На самом деле Константин Мономах умер, когда Владимиру было всего два года.

Эта легенда, а ей в то время был придан характер исторической достоверности, служила важным политическим средством обоснования прав московских великих князей на царский титул и на самодержавную форму правления государством, содействовала укреплению внутриполитического авторитета этой власти и способствовала упрочению международного престижа Московского государства.

35. Новгородская областная литература. «Повесть о новгородском белом клобуке».

В 14—15 вв. Новгород был крупнейшим политическим, экономическим и культурным центром северо-западной Руси. По своему политическому устройству Новгород был типичной феодальной республикой.

Необходимость постоянной борьбы с ливонскими рыцарями, шведскими феодалами вынуждала новгородскую знать признавать известную политическую зависимость Новгорода от Владимиро-Суздальского княжества. После Куликовской битвы устанавливается зависимость Новгорода от Москвы.

В Новгороде складываются две своеобразные «партии»:

  • московская (ремесленники, мелкие и средние торговцы, «черные люди», т. е. крестьяне, были заинтересованы в централизации управления, и они ратовали за присоединение Новгорода к Москве)

  • литовская (боярская торговая олигархия, князья церкви стремились сохранить свои привилегии — «вольницу новгородскую»)

Древнейшим памятником новгородской литературы является летопись. Это можно наблюдать в дошедшей до нас «Первой Новгородской летописи», относящейся к 30-м годам 14 в.

Дальнейшее развитие летописания и расцвет литературного творчества в Новгороде происходит в 30—50-е годы 15 в. при архиепископе Евфимии II.

По поручению Евфимия II в 1432 г. создается Софийский временник, в котором центром истории Руси признается Новгород. Но Софийский временник был летописью чисто новгородской, он слабо отражал историческую жизнь других русских княжеств.

Характерной особенностью новгородских летописей 15 в. является включение в них историко-легендарного повествования.

В 14 в. в новгородской литературе интенсивно развивается жанр путешествий—хождений. В середине века проявляется «Хожение Стефана Новгородца». Это первое в древнерусской литературе путешествие мирянина. Цель его путешествия — торговля.

«Повесть о новгородском белом клобуке» является образцом новгородской церковной публицистики конца 15 в.

Повесть состоит из трех частей.

Первая часть — история возникновения клобука. В благодарность за исцеление от неизлечимой болезни и за «просвещение» (обращение в христианство) Константин нарек Сильвестра папой, подарил ему белый клобук и даже предоставил в его распоряжение Рим, основав новую столицу Константинополь, решив, что не подобает в едином граде быть власти светской и церковной.

Вторая частьпереход клобука из Рима в Константинополь. При нечестивом папе Формозе и царе Каруле после разделения церквей на католическую и православную в Риме перестали почитать белый клобук. По прошествии длительного времени другой папа, превознося гордостью, подстрекаемый бесом, тщетно пытается сжечь клобук, отослать его в дальние страны, чтобы там его «опоругати и изтребити». По грозному повелению ангела нечестивый папа вынужден отправить клобук в Константинополь.

Третья часть повествует о переходе клобука из Византии в Великий Новгород. По велению «светлого юноши», который поведал Филофею историю клобука, а также Сильвестра и Константина, явившихся патриарху в «тонком» сне, Филофей вынужден отправить белый клобук в Новгород. В Новгороде клобук с честью встречает архиепископ Василий, заранее предупрежденный ангелом о его прибытии.

Исследователи полагают, что автор повести — толмач Дмитрий Герасимов, принимавший активное участие в переводе библейских книг и ездивший по поручению архиепископа в Рим. В предпосланном повести послании, адресованном Геннадию, Дмитрий Герасимов сообщает, что он выполнил данное ему архиепископом поручение разыскать в Риме писание о белом клобуке. Это ему удалось сделать с большим трудом получить римскую копию, сделанную с уничтоженного греческого подлинника. Следующий за посланием текст, по словам Герасимова, является переложением римской копии.

По-видимому, это — своеобразный литературный прием, ставящий целью доказать «историческую» достоверность, документальность повести. Историчны в повести лишь отдельные имена: царей Константина, Карула, Иоанна Кантакузина, папы Сильвестра, Формоза, патриарха Филофея, архиепископа Василия.

Центральное место в повести отведено вымыслу, подчиненному общей историко-философской и политической концепции перехода символа мировой церковной власти — белого клобука из «ветхого» Рима во второй Рим — Константинград, где «христианская вера погибнет», а потом в третий Рим.

В повести последовательно проводится мысль о превосходстве духовной власти над светской: белый клобук «честнее» царского венца. С этой же целью повестью использован созданный в Ватикане «документ» — «Дар Константина». В то же время почитание клобука приравнивается к «поклонению» иконам.