
- •Философия познания.
- •Субъект и объект познания
- •Познавательные способности человека.
- •Виды познания. Чувственное познание.
- •Абстрактное мышление
- •Интуиция
- •Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.
- •Сознание и бессознательное.
- •Понятие истины.
- •Формы истины.
- •Ложь, дезинформация, заблуждение
- •Проблема отграничения истины от заблуждения
- •Практика.
Абстрактное мышление
На определенном этапе познания мира у человека возникает потребность в отграничении того, что, свойственно объектам самим по себе, от того, что связано с состоянием человеческого организма. Кроме того, имеется потребность в дифференциации свойств объектов, в выделении их по степени значимости для существования и функционирования самих объектов и для практической деятельности человека. Все это требовало, в свою очередь, развития способности к свободным представлениям, к выходу за рамки непосредственно данной в органах чувств ситуации.
Начинается процесс выработки способности к свободным представлениям, связанным со словом, способности к сопоставлению представлений, их анализу, выделению общих признаков предметов и их объединению (синтезу) в определенные классы. Благодаря этому становиться возможным формирование особого рода представлений, фиксирующих общие признаки вещей. Это особое "представление" - об отдельных признаках группы предметов, выделяемых по какому-либо общему для них признаку, например, по функциональному. Такие признаки закреплялись в словах "топор", "дом", "ложка" и т.п. Возникли "представления", квалифицируемые как понятия одновременно с этим, формируется и развивается способность людей к абстрактно-мысленному отражению действительности.
Исходной и ведущей формой абстрактно-мысленного отражения объектов является понятие - форма мысли, представляющая результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса — и в совокупности отличительных для них — признаков.
В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т.п. По степени общности понятия могут быть разными — менее общими, более общими, предельно общими. Сами понятия подлежат обобщению. В научном познании функционируют частнонаучные, общенаучные и всеобщие (философские) понятия.
Понятия высшего уровня — это понятия-идеи, образующие сферу идеального. Это особый класс понятий, не тождественный другим, выделяемый по своей конструктивной направленности — на преобразование реальности. Например, понятия о будущем устройстве общества или конструируемом воздушном лайнере выступают как понятия-проекты, понятия-планы, понятия-программы.
Итак, по отношению к действительности (по глубине ее отражения, осмыслению и направленности) понятия могут быть разделены на четыре класса:
1) понятия, отражающие общее в предметах,
2) понятия, охватывающие существенные признаки предметов,
3) понятия, возвышающиеся до раскрытия смысла, значения предметов,
4) понятия-идеи.
Наряду с понятиями абстрактно-мысленная способность человека включает и другие формы рационального освоения действительности.
Суждение — это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается связь между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Понятия являются элементами суждений.
На базе понятий и суждений формируются умозаключения, представляющие собой рассуждения, в ходе которых логически выводится новое суждение (заключение или вывод).
Можно выделить следующие черты, отличающие способность к абстрактному мышлению от чувственно-сенситивного отражения действительности:
1) способность к отражению общего в предметах; при сенситивном отражении в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки; они не разделены, слиты в единый гомогенный образ;
способность к отражению существенного в предметах: в результате же сенситивного отражения существенное не отграничивается от несущественного;
способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию;
опосредованное познание действительности — как через посред ство сенситивного отражения, так и с помощью рассуждений, умозак лючений и благодаря применению приборов.
Мышление в общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов. Поскольку образы предстают как чувственно-сенситивные и понятийные (теории и гипотезы, с нашей точки зрения, тоже дают понятийные образы), постольку можно рассматривать мышление как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами.
Мышление — это процесс; но мышление также и способность, имеющаяся уже при чувственном отражении действительности. Эта способность включена в чувственно-сенситивную способность, обеспечивая ее трансформацию в способность к абстрактному мышлению. В этом отношении чувственно-сенситивное получает у человека интеллектуальный аспект.
Язык в этом аспекте определяется как система знаков, имеющих значения. Считается, что знаки и их значения в языке образуют относительно замкнутую и самостоятельную систему, имеющую свои законы, правила и формы связи. Важно то, что язык есть не просто система знаков, не знаки сами по себе, а знаки со своими значениями. В качестве знаков могут выступать звуки, жесты, рисунки, чертежи и т. п. "Знак есть материальный чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессах познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем"
Один и тот же образ, т. е. одна и та же информация, может быть закреплен в различный знаках. Например, "стол" в русском языке идентичен "der Tisch" в немецком и "Table" в английском языках. Иначе говоря, связь между значением и знаком неоднозначна и в этом отношении случайна, хотя исторически словообразование идет во взаимосвязи случайности с необходимостью.
Как справедливо подчеркивают многие специалисты, знак является не объектом познания, хотя и может быть таковым, а средством познания. Гносеологический же образ, с которым связан знак, существенно отличается от материального образа и от художественного образа. Его характерные черты:
бессубстратность,
изоморфность (структурное соответствие образа своему оригиналу),
проективность (обратное проецирование структуры отображения на оригинал),
аксиологичность (ценностная значимость) и др.
Знаки, взятые сами по себе, не несут никакого смысла и не имеют значения для познания действительности. В данном случае они перестают быть обозначениями чего-то, перестают быть знаками.
Существует особый род знаков, внешнее выражение которых соотносимо с предметом отражения (в отличие от языковых или математических, химических, логических знаков, не имеющих такого сходства), вернее, с объектом, момент содержания которого представлен в его полном чувственном образе. Это — знаки-символы, например: изображение льва как символа силы, заводских труб как символа урбанизации и т. п.