Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
коровин.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
14.04.2019
Размер:
236.4 Кб
Скачать
  1. Сущность трагического в «Антигоне» Софокла.

Трагедия рассказывает о событиях, случившихся после ухода Эдипа из Фив. Два его сына Этеокл и Полиник решают, кто будет править. Сначала правит Этеокл, Полиник идет на родной город походом. В результате, два сына Эдипа убивают друг друга. После правит Креонт (брат Иокасты). Он велит похоронить Этеокла с почестями как патриота, а Полиника хоронить запрещает и велит оставить его тело на съедение зверям. Антигона же решается нарушить закон Креонта и предать земле тело брата. В Греции считалось иак: лишить человека погребения, значит оскорбить Аида, но Креонт настаивает, что Полиник не патриот, а «злой человек» и поэтому не может быть предан земле. Антигона была схвачена. Спор Антигоны и Креонта. К Антигоне присоединяется сестра Исмена, желая разделить учесть вместе. Антигона должна быть заживо замурована в склепе. С этим не согласен и сын Креонта – Гемон, жених Антигоны. Но понимая, что отца не переубедить, решается умереть вместе с невестой… Появляется прорицатель Тересий, который говорит Креонту о страшных происшествиях, которые случаться. Креонт понимает, что зашел слишком далеко, но поздно: Антигона повесилась на шарфе, Гемон себя зарезал как только увидел отца. Евридика – жена Креонта также повесилась.

Основной конфликт Креонта – он слишком высокого о себе мнения. Антигона у Софокла – человек, живущий в соответствии с религиозно-нравственными законами. Потом она проходит к мысли, что закон богов – это закон государства.

Софокл показывает, что Антигона несет в себе нравственный закон. Это личность. Она абстрагируется от остальных действующих лиц. Её поступок сравнивается с божественным, но она об этом не узнает.

Образ Антигоны неоднозначен. Она понимает, что такое смерть, несет в себе номос (природный закон) – это делает её сильной. Но её финал очень трагичен: она должна умереть в склепе без еды и воздуха, но она вешается.

Креонт в конце трагедии нравственно раздавленный человек. Человек, который прошел через искушение высшей власти, но не смог пережить его. Он слишком доверял себе, но не верил никому.

У Софокла воля богов всесильна. Если герои Эсхила жили по принципу: через страдание к знанию, то у Софокла – герои просто люди, которые часто решаются на самоубийство. То есть человек стал более самостоятелен, сам несет в себе высший закон.

  1. Своеобразие драматургии Еврипида. «Медея».

Еврипи́д ( 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока. Предпочтительная разработка женских ролей в трагедии была нововведением Еврипида. Гекуба, Поликсена, Кассандра, Андромаха, Макария, Ифигения, Елена, Электра, Медея, Федра, Креуса, Андромеда, Агава и многие другие героини сказаний Эллады представляют собой типы законченные и жизненные. Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью занимают в драмах Еврипида весьма видное место. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни в его пьесах не являются бездушными статистами, но имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать. Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия. Сила автора прежде всего в психологизме и глубокой проработке отдельных сцен и монологов. В старательном изображении душевных состояний, обычно напряженных до крайности, заключается главный интерес трагедий Еврипида.

Меде́я (греч.— «храбрость»,) — в древнегреческой мифологии  колхидская царевна, волшебница и

возлюбленная аргонавта Ясона.Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья

помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.) Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного ягненка, уже не стала. После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф

Дальше у мифа существует несколько версий.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа . Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу [11]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени [12].

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами 

  1. Психологизм в трагедии Еврипида «Ипполит». Еврипи́д ( 480 — 406 до н. э.) — древнегреческий драматург, представитель новой аттической трагедии, в которой преобладает психология над идеей божественного рока.

«Ипполит» — одна из трагедий Еврипида. Была написана в 428 году до н. э. Произведение построено на древнем сюжете любви мачехи к пасынку.Первая редакция трагедии вызвала бурю возмущения общественности и была объявлена безнравственной. Одна из главных героинь — Федра — сама открывается своему пасынку Ипполиту в любви. Провалу способствовало и то, что индивидуальным переживаниям личности в то время внимание не уделялось.Сегодня мы имеем возможность ознакомиться лишь со второй версией трагедии, где Федра не делает признаний Ипполиту, но лишает себя жизни, заведомо оставив мужу записку с клеветой на пасынка.Одно из новаторств Еврипида заключается в том, что важное место в трагедии занимает женский образ. Причем он совсем далек от идеала.Немаловажно также, что и боги у Еврипида наделены человеческими чертами. Так, в данной трагедии Артемида и Афродита — две взбалмошные богини, предмет спора которых — Ипполит.Главного героя трагедии губит приверженность Артемиде и полное пренебрежение к Афродите. Таким образом, впервые в истории античного театра Еврипидом был поставлен вопрос о том, все ли поступки богов можно считать оправданными и справедливыми. Движущей силой пьес Еврипида были уже не столько мифы, сколько философия; даже античная критика удостоила его прозвища «философа на сцене». Но главным, что отличает Еврипида от его великих предшественников и современников (как ни парадоксально, по возрасту Еврипид мог был сыном Эсхила, а Софокл даже переживет его), стали две вещи: горячность сочувствия к людям независимо от их положения (именно это великодушие еврипидовских трагедий казалось таким забавным и даже возмутительным Аристофану, вложившим в уста своего нелепого «Еврипида», персонажа комедии «Лягушки», «немыслимую» фразу, встречавшуюся хохотом публики: «И говорили у меня и женщина, и дева, и господин, а также раб, старуха…»; столь же нелепый «Эсхил» отвечал на это: «Да за такую дерзость достоин смерти ты!») – и глубокое понимание трагизма жизни как таковой. У трагедий Еврипида счастливых финалов быть не могло. В лицах, которых Еврипид выводил на афинскую сцену, его интересовала прежде всего сложность характеров, противоречивость владеющих ими чувств, столкновения и борьба страстей, порой даже чрезмерных, но поражающих воображение. Он был первым, кого особенно заинтересовала женская психология, первым, кто превратил образ греческой женщины – полубессловесной затворницы при муже и детях, - в Героиню, хотя иногда героини Еврипида скорее пугают, чем вызывают сочувствие. Вспоминая Еврипида, мы вспоминаем прежде всего его женщин: Медею, Федру, троянок, Гекубу, Андромаху, Агаву… Даже рисуя такие чудовищные злодеяния, как те, что совершает Медея, убивающая своих детей, Еврипид остается верным своим принципам гуманизма: он никогда не спешит осуждать. Он стремится скорее понять. Он старается не столько поразить зрителя ужасом, сколько заставить его сжаться от боли, вызванной, в том числе, состраданием.