
4. Катастрофы в природе
Планеты вселенной имеют пределы своего существования. Взрывы звёзд (по предложению Фрица Цвики из Калифорнийского технологического института их назвали в 1934 году "сверхновыми") остаются одной из главных проблем астрофизики. В нашей галактике вспышки сверхновых наблюдаются раз в 100-200 лет. Яркость звезды увеличивается в сотни миллионов раз и её можно видеть на небе среди бела дня. Постепенно блеск уменьшается и на месте звезды остаётся туманное облако, с трудом различимое в телескоп. Взрыв последней сверхновой зарегистрирован в феврале 1987 года. Результаты наблюдений, проведенные в Институте астрофизики имени Макса Планка (Гарчинг, Германия), показали, что вспышки сверхновых похожи на гигантские ядерные бомбы. При этом сам взрыв оказывается асимметричным, когда цепная ядерная реакция стремительно распространяется из глубины ядра направленно в одну сторону. В эту же сторону вытекают остатки звезды. Турбулентность увеличивает поверхность горения и скорость сжигания топлива. Ядерное горение распространяется со сверхзвуковой скоростью в виде ударной волны, разрывая звезду на части. Неизвестными остаются причины взрыва ядра. Многие исследователи называют причиной катастрофы гравитационный коллапс без описания его механизма. На нашей планете человечество вошло в период расцвета цивилизации, который характеризуется, кроме ряда достоинств развития, возможностью её гибели от действия самих людей. Поэтому вызывают определённый интерес условия существования планет и факторы возможных их катастрофических разрушений.
Жизнедеятельность структурных образований в природе обеспечивается системой их сохранения. Такой системой в межпланетном пространстве является гравитация.
Известно, что гравитационные силы самые универсальные среди всех сил природы. Любая форма, любой вид материи должны испытывать гравитационные воздействия. Исключение не составляет даже свет. Для всемирного тяготения нет преград. Действие сил простирается, непрерывно убывая, на неограниченные расстояния. Они вездесущи и всепроникающи. Все тела под действием одного только притяжения падают с одинаковым ускорением. Гравитационные силы долгое время назывались дальнодействующими, то есть действующими на расстоянии без каких бы то ни было посредников. Так считали, но примириться с этим не могли. Поиски посредника при гравитационных взаимодействиях начались одновременно с появлением в науке первых догадок об этих силах. Совершенно ясно понимал всю глубину физической проблемы и сам Ньютон. В письме к Бентли он писал: "Я считаю нелепостью допущение, будто тело, находящееся на некотором расстоянии от другого тела, может действовать на него через пустое пространство без всякого посредника. Поэтому тяжесть должна вызываться каким-то, действующим постоянно по определённым законам, агентом". Вопрос о природе этого агента остаётся открытым.
Законы механики Ньютона представлялись в то время способными описывать любое движение. При этом считали, что корнем всех явлений, основой, определяющей особенности движения, является сила. Принципы механики не могли "обойти" проблему гравитационного воздействия, не оказав на неё своего влияния. Закон всемирного тяготения был сформулирован по принципу механического взаимодействия: "Между двумя телами, находящимися на расстоянии, действует сила взаимного притяжения, пропорциональная произведению масс этих тел и обратно пропорциональная квадрату расстояния между ними". Такая формулировка закона оказалась серьёзным препятствием для понимания физической сущности гравитации. Гравитация, обладающая такими свойствами как универсальная, вездесущая и всепроникающая, должна характеризовать не взаимодействие между отдельными телами, а процесс обеспечения состояния определённых сложных структурных систем, влияния общего на частное. В материальном мире взаимодействия осуществляются не по правилам "демократии", декларируемым формулировкой закона всемирного тяготения, а по принципу подчинения частного общим. Наша планета подвержена гравитационному влиянию Солнечной системы, а та в свою очередь – нашей Галактики и так далее. К пониманию физической сущности гравитации можно прийти познав механизм и суть устойчивого, неиссякаемого, вихревого движения материи в природе.
Идея вихревого движения возникла в далёком прошлом. Ещё в семнадцатом веке возникло противостояние ньютонианского и картезианского направлений в естествознании. Теоретическим источником картезианства были идеи Р. Декарта (латинизированное имя – Картезий). Декарт явился автором теории, объясняющей образование и движение небесных тел вихревым движением частиц материи (вихри Декарта). С того времени произошли в науке такие фундаментальные сдвиги как возникновение понятия поля, создание электродинамики, теории относительности, квантовой механики. Появилась возможность рассмотреть идеи вихревого движения элементарных частиц на основе нового физического мировоззрения.