Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 5 и тема 27.doc
Скачиваний:
22
Добавлен:
04.12.2018
Размер:
151.04 Кб
Скачать

Раздел 6.

Инфраструктура азиатско-тихоокеанского региона

В Азиатско-Тихоокеанский регион будем включать страны Зарубежной Азии, а также Австралию и Океанию. Они занимают огромную площадь, име­ют самое большое, по сравнению с другими регионами, население, существен­но различаются между собой по многим характеристикам.

Тема 27. Геополитическое, административное и экономическое деление атр

На указанном пространстве выделяются шесть крупнейших историко-куль­турных регионов. Такими регионами будем считать: Юго-Западную Азию, Центральную Азию, Южную Азию, Юго-Восточную Азию (материковую и островную), Восточную Азию и, наконец, Австралию. Границы регионов по­стоянно изменяются. Последние изменения связаны с распадом СССР и вклю­чением бывших советских республик в соответствующие регионы (Грузия, Армения, Азербайджан и Туркменистан — в Юго-Западную Азию, Узбекис­тан, Таджикистан, Казахстан и Киргизия — в Центральную Азию). Как отме­чалось ранее, указанные регионы в большинстве своем принадлежат к rimlandy, т.е. тяготеют к полярным геополитическим цивилизациям. Однако другая часть, особенно перечисленные республики бывшего СССР, имеет явную теллулок- ратическую ориентацию. .

Считается, что в Зарубежной Азии существует несколько потенциальных геополитических центров: Китай, Иран, Турция и Арабский мир. Существен­ную роль при этом играет религия, которая различна в Китае и в других претендентах на роль геополитических центров. Вместе с тем, даже между единоверцами — мусульманами существуют диаметрально противоположные геополитические взгляды, в частности, по отношению к США. Иран является ярым противником США, в то время, как Турция и многие другие мусульман­ские страны всячески их поддерживают, предоставляют возможность разме­щать военные базы, поддерживают агрессивные действия. Считается, что в настоящее время ни один из указанных геополитических центров без союза либо с Россией, либо с США не может состояться.

США, очевидно давно, со времен Монро и Мэхэна теоретически осознавая это обстоятельство, последовательно решали задачи установления контроля над регионом. В стратегических плане они последовательно осуществляли широтную экспансию. В современных условиях контроль над регионом осуществляется путем удержания прочных союзнических связей с Израилем, Турцией, Японией, Филиппинами, Австралией, размещения флота в Средиземном море, сил быстрого реагирования на о. Диего Гарсиа в Индийском океане; недопущения бесконтрольного усиления «непослушных» Ирака, Иранаи др. стран, вплоть до нанесения по ним превентивных военных действий. Направления геополитического воздействия теллулократии из зоны Индийского океана. Контроль над индийском океаном позволяет оказывать воздействия на ключевые зоны: Ближний Восток, Индию, Китай, Иран. Индокитай, Дальний Восток, Тихоокеанские Регионы.

Многие геополитики н последнее время вместо биполярного мири выстраивают концепцию трек центров (трех экономических пространств; Американское пространство, объединяющее окончательно обе Америки; Европейское пространство, возникшее после экономического объединения Европы; Тихоо­кеанский регион, зона «нового процветания», имеющая несколько конкуриру­ющих центров – Токио, Тайвань, Сингапур), Остальные страны считаются развивающимися. И в этом еще одна особенность геополитического положения большинства стран Зарубежной Азии - геополитические концепции относят их к «третьим» странам.

Юго - западноазиатский регион был областью воз­никновения древнейших очагов ручного (мотыжно-палочнопо), а позднее и пашенного земледелия с широким использованием ирригации в предгорных районах. На протяжении всей истории народы земледельцы тесно общались здесь с различными скотоводческими племенами пустынь и полупустынь жар­кого, засушливого пояса Расовый состав населения Юго- западноазиатского региона всегда характеризовался преобладанием южных темных европеоидов переднеазиатской или арменондной. отчасти средиземноморской (на западе) и индо-памирской (на востоке) групп Проникновение с востока тюркских пле­мен вызвало внедрение в население Афганистана, Ирана и Малой Азии мон­голоидных элементов, которые, однако, не были значительными. Этническая история рассматриваемого региона характеризуется взаимодействием различ­ных индоевропейских: аллинских, армянских и особенно иранских, народов с семитами, среди которых главную роль играли, начиная с раннего средневековья, арабские этносы, создавшие одну из самых высоких культур мира. Внутри Юго- западноазиатского историко-этнографического региона намечается несколько областей: малоазийская, среднеземноморская, месопотамская, аравийская, иранская, афганская.

Центральноазиатский историко-этнографический регион был зоной раз­вития на базе степной охоты и собирательства различных животноводческих хозяйственно-культурных типов (кочевники степей и полупустынь, высоко­горные скотоводы), которые взаимодействовали с земледельческими группами того же ландшафтно-климатического пояса. Антропологически население этого региона принадлежат к континентальным монголоидам (в Синьцзяне и отчас­ти в Монголии смешанным темными европеоидами), только на юге (в Тибете) имеет место переход к тихоокеанским монголоидам. Этническая история Цен­тральной Азии характеризуется взаимодействием народов алтайской языко­вой семьи: тюрков, монголов и отчасти тунгусо-маньчжуров — с народами китайско-тибетской семьи — собственно тибетцами и близкими к ним племе­нами, а позднее с китайцами. На западных рубежах региона большую этноге- нетичеркую роль играли также индоевропейские, главным образом иранские, народы. В пределах региона могут быть выделены несколько историко-этног- рафических областей: монгольская, синьцзянская, тибетская.

Южноазиатский историко-этнографический регион — один из самых ярко очерченных в мире — охватывает южно-азиатский субконтинент вместе с предгорьями Гималаев, Шри-Ланкой и мелкими островами Индийского океа­на. На севере субконтинента в бассейнах Инда и Ганга с Брахмапутрой, по крайней мере с III — II тысячелетий до н.э., соседствуют, влияя друг на друга, земледельцы (сначала ручные, позднее пашенные) двух ландшафтно-климатических зон: жаркой и сухой на западе и еще более жаркой, но влажной на востоке. Антропологически на юге Азии с глубокой древности смешиваются в различных пропорциях веддоидные аборигены с южными темными европеои­дами, пришедшими со стороны Ирана, и южные монголоиды, происходящие из Юго-Восточной Азии. Этническая история Южно-азиатского региона про­низана взаимодействием мунда, генетически связанных, по-видимому, с мон- кхмерами Индокитая, дравидов, распространившихся с северо-запада, индоарийцев, прошедших позднее по тем же путям, и, наконец, тибето-бирманцев, населяющих северную и северовосточную часть южноазиатского субконти­нента. Внутри региона могут быть выделены североиндийская, деканская, а также шриланкийская области.

Для Юго-восточноазиатского историко-этнографического региона харак­терно развитие и взаимодействие различных хозяйственно-культурных типов, сложившихся во влажных тропиках и в субтропиках: лесных собирателей и охотников со своеобразным горным вариантом, береговых собирателей «да­ров моря» и рыболовов, мотыжных земледельцев жаркого пояса, наконец, пашенных земледельцев той же климатической зоны. Все перечисленные типы, кроме последнего, возникли в пределах Юго-Восточной Азии. Пашенное же земледелие проникло сюда сравнительно поздно ( в первых веках н.э.) скорее всего двумя путами (из Индии и из Китая) и распространилось далеко не повсеместно. Этническая история этого региона характеризуется взаимодей­ствием древнего аборигенного населения, принадлежавшего к австралоидным расам и говорившего, вероятно, на языках папуасского и австралийского ти­пов, с более поздими переселенцами, которые входили в контактную южно­азиатскую расовую группу — австралоидно-монголоидну, а лингвистически относились к индонезийцам и мон-кхмерам, позднее также к вьетнамцам, таи, тибето-бирманцам, мяо-яо и китайцам. Переселение это, начавшееся в сере­дине II тысячелетия до н.э. из южных районов Восточной Азии, продолжается до настоящего времени. В пределах Юго-Восточной Азии отчетливо выделя­ются материковая и островная части с подразделением первой на западнокитайскую (Бирма, Таиланд) и восточноиндокитайскую (Лаос, Камбоджа, Вьет­нам), а второй — на западноинденезийскую (Суматра, Ява, Мадура, Бали, Калимантан и соседние мелкие острова), восточноиндонезийскую (все осталь­ные острова Малайского архипелага) и филиппинскую области.

В Восточноазиатском историко-этнографическом регионе с глубокой древности развивались хозяйственно-культурные типы двух климатических зон: субтропической влажной (к югу от Циньлина и на морских островах) и уме­ренной засушливой (на севере Китая и в Корее). Типы первой группы здесь почти исчезли, просуществовав дольше всего на Тайване, Рюкю и на севере Японии. Типы второй группы — мотыжные земледельцы субтропических влаж­ных лесов и засушливых степей — достигли наивысшего развития в южной полосе региона, гае они преобладали среди различных тибето-бирманских, мон-кхмерских и индонезийских народов вплоть до XVII — XIX вв. Типы третьей группы распространились с севера на юг вместе с расселением таи и китайцев начиная с I тысячелетия до н.э.

Австралия. Австралийский Союз — единственное в мире государство, за­нимающее территорию целого континента. Правда, это самый маленький кон­тинент, но все же размеры его впечатляют: от Брисбена на восточном побере­жье до Перта на западном примерно такое же расстояние, как от Москвы до Мадрида, а от Дарвина на севере до крайнего юга страны так же далеко, как от Лондона до Каира. Сами австралийцы любят упомянуть о том, что на тер­ритории их страны легко могут разместиться 33 Великобритании.

Австралийский союз включает в себя помимо собственно материка остров Тасманию и мелкие острова, расположенные у берегов континента: Кинг, Кен­гуру, Флиндерс, Барроу, Грут-Аиленд и др. Под управлением Австралии нахо­дятся так называемые «внешние территории»: острова и островные группы в Тихом океане — Норфолк, Маккуори и в Индийском океане — остров Рожде­ства (Кристмас), Кокосовые острова (Килинг), острова Херд и Макдональд.

На протяжении всего палеолита и мезолита Австралия и Океания вместе с Южной и Юго-Восточной, а частично и с Восточной Азией составляли еди­ную культурно-историческую область. Мигранты из Южной и Юго-Восточной Азии. начав заселение Австралии, отделились от других рас и удержали в изоляции особенности древнего обобщенного расового типа, свойственного некогда и им и другим расам. Многими антропологами австралоидная раса рассматривается теперь как самостоятельная большая раса наряду с европео­идной, негроидной и монголоидной.

Одно целое с Австралией составляла и Тасмания — на месте нынешнего Бассова пролива, отделяющего этот остров от материка была суша. Заселив восточную Австралию, люди проникли по ней в нынешнюю Тасманию. Если еще недавно было распространено мнение, что Тасмания заселена выход­цами из Океании, то теперь нет никакого сомнения в том, что тасманийцы — потомки древних австралийцев. Это подтверждается в частности, недав­ним открытием археологического местонахождения в одной из пещер на острове Хантер в Басовом проливе, у берегов Тасмании. Его древность достигает 22 тыс. лет.

Плохие природные условия и оторванность от остального мира замедлили развитие австралийских племен. Они находились на уровне охотничьего и собирательского хозяйства и не знали земледелия и скотоводства.

Начало европейской (английской) колонизации Австралии было непосред­ственно связано с потерей Англией ее 13 североамериканских колоний в ходе войны за независимость в Северной Америке. Английские правящие круги хо­тели компенсировать эту потерю захватом новых территорий. Определенное значение имело и то, что английское правительство лишилось возможности отправки туда ссыльных из Англии (Северная Америка свыше столетия служи­ла местом ссылки), а английские тюрьмы оказались переполненными. В поис­ках выхода из «затруднительного положения» английское правительство обра­тило свое внимание на незадолго до этого вторично «открытую» Австралию. Английским парламентом был принят закон о создании там каторжного поселе­ния в целях «предотвращения бед, которые могли проистечь от устрашающего увеличения числа преступников в стране, и в особенности в столице».

Первый транспорт ссыльных был отправлен из Англии в мае 17S7 г. и прибыл в Австралию в январе 1788 г. На восточном побережье континента высадилось 850 ссыльных и около 200 солдат и офицеров. Было основано первое каторжное поселение, получившее название Сидней. В нем был уста­новлен жесткий каторжный режим. За малейший проступок ссыльные под­вергались наказанию плетьми, за более серьезные проступки или неподчине­ние властям — казни через повешение.

К настоящему времени практически завершился процесс достижения не­зависимости австралийскими колониальными и подопечными территориями. В сентябре 1975 г. стала независимой Папуа-Новая Гвинея (ранее, в январе 1968 г., была провозглашена независимость Науру). Во владении Австралии осталось только несколько небольших островных территорий.

Правительство отошло в определенной степени от политики следования за США. Оно заявило о том, что Австралия — «сильная средняя держава с собственными интересами». Выступая за самостоятельность, это правитель­ство не намеривалось, однако, отказаться от военно-политического партнер­ства с Соединенными Штатами.

Океания. Океанию традиционно делят на три историко-этнографические области: Меланезию с Новой Гвинеей, Микронезию, Полинезию с Новой Зе­ландией.

Меланезия (по древнегречески — «черноостровье»), расположенная в за­падной части Океании, включает Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка, остро­ва Д’Антркасто, архипелаг Луизиада, Соломоновы острова, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новую Каледонию, острова Луайоте, острова Фиджи и ряд других. Общая площадь Меланезии — 969 тыс. кв. км, из которых почти 6/7 приходится на Новую Гвинею — это «микроматерик» Меланезии.

В Полинезию (по древнегречески — «многоостровье»), раскинувшуюся от крайнего юго-запада до восточных пределов Океании, входят острова: Новая Зеландия, Тонга, Самоа, Уоллис, Хорн, Тувалу, Токелау, Кука, Тубуаи, Обще­ства, Туамоту, Маркизские, Гавайские, остров Пасхи (Рапануи) и др. Площадь Полинезии без Новой Зеландии всего 26 тыс.кв. км, причем \7 тыс. из них приходится на Гавайские Острова.

Микронезия (по-древнегречески — «мелкоостровье»), занимающая севе­ро-западную часть Океании, — совокупность мелких и мельчайших островов и архипелагов преимущественно кораллового, но также и вулканического про­исхождения. Важнейшие островные группы Микронезии: Каролинские, Ма­рианские, Маршалловы острова и острова Гилберта. Общая площадь островов Микронезии всего около 2,6 тыс. кв. км, но острова эти разбросаны по огром­ному водному пространству площадью 14 млн. кв. км.

На большинстве островов Океании природные условия в основном благо­приятны для жизни человека. Не удивительно, что человек заселил почти всю Океанию, освоил даже самые отдаленные и малые клочки суши, оказав за прошедшие тысячелетия немалое воздействие на природный мир островов.

Подлинными хозяевами в Океании после войны оставались не океанийцы, а колонизаторы. Прежде всего Соединенные Штаты Америки прибрали к ру­кам архипелаги Микронезии: Марианские, Каролинские и Маршалловы ост­рова стали подопечной территорией ООН под управлением США.

В этих условиях сопротивление колонизаторам все чаще стало принимать характер национально-освободительных движений в полном смысле этого слова, т.е. движений с четкими политическими лозунгами от права на внутреннее самоуправление до требования полной независимости н образования нацио­нального государства. Как ни сопротивлялись колонизаторы, им пришлось идти на уступки. Время их бесконтрольного хозяйничанья в Океании навсегда ушло в прошлое. Именно этим и объясняется появление на карте Океании я 1960-80-х годах девяти независимых островных государств: Западного Самоа, Науру, Тонга, Фнджи. Лалуа-Новой Гвинеи. Соломоновых Островов* Туваяу, Кирибати я Вануяту, предоставление колонизаторами самоуправления ряду других островных территорий Полинезии и Микронезии и то, что на всех остальных территориях Океании созданы те или иные местные орпшы зако­нодательной и исполнительной власти.

Помимо усиления национально-освободительной борьбы существуют и другие причины, побудившие колонизаторов изменить свою тактику. Это прежде всего возросшая потребность а квалифицированной и в то же время дешевой рабочей силе. Это также стремление колонизаторов создать в океанийских обществах ориентированную на буржуазные западные духовные ценности ин­теллектуальную элиту, получившую образование на одном из европейских язы­ков. По мысли колонизаторов, именно этот социальный слой должен стать тем связующим звеном, с помощью которого Запад сохранит свое господству­ющее политическое, экономическое и культурное положение в Океании. От­части с этим связано то, что последние 30 лет в Океании происходит срав­нительно быстрое, хотя и далеко не достаточное развитие системы начального и среднего образования. Создаются средние специальные учебные заведения, гото­вящие специалистов среднего эвена. Открылись три первых университет—— в Суве (Фиджи), в Порт-Морсби и Лаэ (Папуа-Новая Гвинея). Все большее чис­ло юношей и девушек имеет теперь возможность получить образование в выс­ших учебных заведениях Новой Зеландии, Австралии, США.

Историко-этнографическая характеристика регионов данная выше позво­ляет более полно оценить геополитическую двойственность пространства и отдельных стран. Именно эту двойственность и использовала талассократия в 70-е — 80-е годы XX столетия для сдерживания экспансии теллулократии на юг до Индийского океана.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]