
- •I. Знание о сталине в 1956 г.
- •III. Камуфляж
- •Давал уничтожающие характеристики (н. И. Бухарину и др.). Пренебрежение проявлялось и по отношению к г. В. Плеханову и его соратникам.
- •Нейшсм стал именоваться не иначе, как только "сталинский".
- •IV. "отставки" сталина: во имя чего?
- •Сталин не забыл, как всегда, упомянуть при этом о Ленине, его бесстрашии перед лицом любых обстоятельств.
- •V. Соратники ленина. Соучастники сталина
- •Новьев, л. Б. Каменев, н.И. Бухарин, а. И. Рыков, м. П. Томский, и других членов Политбюро и секретарей цк, работавших вместе с в. И. Лениным.
- •Тельное собрание: первый в списке - Ленин, за ним - Зиновьев.
- •"Творчества". Но не только это. Под руководством Сталина он длительное время определял кадровую политику. Однако последнее слово в этом все же было за Сталиным, особенно в самом аппарате цк.
- •И определяло то, что названные руководители не выдержали "испытания властью".
- •VI. Сопротивление
- •"Секретарской иерархии". Заявление Троцкого было не только политически заострено (что вообще характерно для стиля изложения его автора), но и в ряде моментов весьма актуально.
- •Разорвавшейся в зале заседания бомбы. Но вскоре послышались возгласы: "Партия выше всего! ...", "Да здравствует товарищ Сталин!"
- •Нием о том, что Бухарин в отличие от Зиновьева и тем более Троцкого не стремился к захвату поста генсека.
- •Того, чтобы не оказаться вне партии, без которой они не мыслили своего существования. Наконец, третья мысль формулируется так: раз так нужно партии, ее благу - пусть так будет!32
- •Имел в виду Ленин? Здесь речь не обо всех из них (это специальная, не разработанная пока в литературе тема), а о тех, которые могли бы или ограничить сталинщину, или даже не допустить ее.
Новьев, л. Б. Каменев, н.И. Бухарин, а. И. Рыков, м. П. Томский, и других членов Политбюро и секретарей цк, работавших вместе с в. И. Лениным.
Одним из достижений современной советской историографии является постепенный отход от одномерного или двухмерного изображения деятелей КПСС и Советского государства (черное и белое). Преодолевается и статический подход к ним, ибо известно, что некоторые из них, входя вначале в близкое окружение Ленина, позднее становились по разным причинам, даже вопреки своему миропониманию, если не соучастниками Сталина, то несомненно помогали ему укреплять свою власть и даже расправляться с некоторыми соратниками Ленина. Объективность и четкость изложения будут достигнуты тогда, когда каждому воздастся по заслугам, и никто не уйдет, как это было раньше, из памяти человеческой.
Обратим внимание на те факты их биографий, которые непосредственно переплетаются с деятельностью Ленина.
Григорий Евсеевич Зиновьев (Радомысльский, Ап-фельбаум) (1883 -1936) - член партии с 1901 г. О нем много раз будет сказано: "вместе с Лениным", о нем же можно сказать и "против Ленина". Активное участие в первой российской революции выдвинуло его в видные ряды большевиков. На V (Лондонском) съезде РСДРП (1907) он впервые был избран в ЦК партии как один из шести представителей большевиков. С этого времени начиналось его близкое сотрудничество с Лениным, он был его постоянным помощником в годы эмиграции. Сообща с Лениным он стал одним из двух членов Заграничного бюро РСДРП; коллективно с Лениным представлял партию на международных форумах социалистов - Копенгагенском конгрессе II Интернационала (1910), Циммервальдской (1915) и Кин-тальской (1916) конференциях социал-демократов. Ряд программных для партии работ он написал в соавторстве с Лениным, других соавторов Ленин никогда не имел. Среди них книга "Социализм и война" (1915), а также сборники статей "Из истории рабочей партии в России" (1914), "Против течения" (1918 - 1924).
Вместе с Лениным и другими большевиками Зиновьев в апреле 1917 г. возвратился из эмиграции в Россию. С ним же он скрывался от Временного правительства в знаменитом шалаше в Разливе. После краха корниловщины его фамилия внесена в списки 40 видных представителей РСДРП по выборам в Учреди-
70
Тельное собрание: первый в списке - Ленин, за ним - Зиновьев.
Но наступил день, накануне Октября, когда Зиновьев открыто выступил против Ленина. Это было на заседаниях ЦК 10(23) и, как ныне установлено, 15(28), а не 16(29) октября 1917 г. Но и ранее были эпизоды, когда Ленину приходилось серьезно поправлять Зиновьева за непоследовательность в отстаивании большевистской тактики (например, в годы борьбы против отзовистов и ликвидаторов). Однако "Октябрьский эпи-:юд" Зиновьева и Каменева, а также их совместно отстаиваемая линия в вопросе о создании так называемого "Однородного социалистического правительства" не привели к их "отсечению" от работы в руководящих органах партии.
В декабре 1917 г. Зиновьев избирается председателем Петроградского Совета, а на учредительном конгрессе III, Коммунистического Интернационала - председателем его Исполкома. На послеоктябрьских съездах партии, включая XIV, он избирается в ЦК. Со времени образования Политбюро он был вначале кандидатом в его члены (1919 -1921), а затем членом Политбюро (1921 - 1926 гг.)4.
Как и Г. Е. Зиновьев, Лев Борисович Каменев (Ро-зенфельд) (1883 - 1936) начал сотрудничать с В. И. Лениным на заре возникновения большевизма. Вступил в партию в том же году, что и Зиновьев,-в 1901-м. Знакомство с Лениным началось с сотрудничества в "Искре". Под руководством Ленина он вместе с Зиновьевым редактировал Центральный орган большевиков - газету "Пролетарий". Литературно-публицистические работы Каменева о Герцене, Чернышевском, Некрасове, статьи по истории партии поставили его в ряды видных партийных публицистов. Об этом писал ему В. И. Ленин, отмечавший его литературные способности5. Каменев постоянно общался с Лениным до революции, а в 1913 г. работал под его руководством в Кракове.
Каменев еще до Октября допустил ряд ошибок и промахов. Самая серьезная из них - выступление против курса на социалистическую революцию. Критикуя поведение Каменева, Ленин, однако, не сомневался в его личной искренности и преданности делу рабочего класса. На VII (Апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) (1917) В. И. Ленин подчеркнул два таких момента: "То, что мы спорим с т.Каменевым, даст только положительные результаты... дискуссии, которые веду с ним, очень ценны"; в ходе этих дискуссий "...узнаешь, что этим самым преодолеваешь те трудности, которые возникают в массах"6. Об "Октябрьском эпизоде" Каменева и его оценке Лениным уже говорилось. Заметим, что Сталин в 1924 г., защищая Зиновьева и Каменева от нападок Троцкого, назвал их "ленинцами, большевиками"7.
Очевидно, не без ведома Ленина Каменев на II Всероссийском съезде Советов избирается его председателем, а затем первым председателем ЦИК - главой высшей государственной власти Советской России. Но и здесь он проявил колебания, выступив инициатором создания "Однородного социалистического правительства" с участием правых эсеров и меньшевиков. Но это не привело к "отсечению" Каменева от партии, наоборот, он привлекается к дальнейшей активной партийно-государственной работе.
По поручению Ленина, Каменев активно участвовал в разработке и осуществлении новой экономической политики. В 1922 г. Ленин рекомендовал назначить Л. Б. Каменева одним из своих заместителей в Совнаркоме и Совете Труда и Обороны.
Во время болезни Ленина именно Каменев ведет заседания Совнаркома и СТО. В 1924 г. он становится председателем Совета Труда и Обороны.
Знаменателен и такой факт из биографии Каменева: как один из первых историков партии он в 1924 г. становится первым директором Института В. И. Ленина при ЦК РКП(б) и первым редактором Собрания сочинений В. И. Ленина (1, 2 и 3-го изданий), а также ряда Ленинских сборников. Л. Б. Каменев был членом Политбюро ЦК партии (1919 - 1926)8.
Николай Иванович Бухарин (1888 -1938) вступил в партию большевиков в 1906 г., участвовал в первой российской революции. После побега из ссылки он в Кракове в 1911 г. впервые встретился с В. И. Лениным, который привлек его к сотрудничеству в "Правде", журнале "Просвещение" и в других большевистских изданиях. В эмиграции Бухарин под влиянием Ленина усиленно занимается экономической теорией. Его работа "Мировое хозяйство и империализм" (1915) вышла в свет с предисловием Ленина, который ее редактировал и на нее ссылался в своем труде "Империализм, как высшая стадия капитализма".
В. И. Ленин пристально следил за работой молодого большевика - одного из формирующихся теоретиков партии. Именно в этом ключе Ленин критиковал ошибки, допускаемые Бухариным в области экономики и национальном вопросе.
Уже накануне Октября Бухарин выдвигается в первые ряды большевистского руководства. Об этом свидетельствует и то, что на VI съезде РСДРП(б) ему поручается доклад о войне и международном положении. Он также выступает с речью против явки В. И. Ленина на контрреволюционный суд. Съезд большинством голосов принял по этому вопросу резолюцию, основу которой составил проект, предложенный Бухариным .
После Октября теоретическая деятельность Н. И. Бухарина, по его словам, знаменовалась возрастанием влияния на него В. И. Ленина10. Книга Бухарина "Экономика переходного периода" (1920) привлекла внимание Ленина, на ее полях он сделал множество замечаний, положительно оценив ряд положений. Бухарин написал статьи, посвященные ленинскому идейному наследию, ленинскому экономическому учению. Он был горячим сторонником ленинской политики нэпа; был редактором "Правды" и "Известий", членом Исполкома Коминтерна.
Бухарин в ряде случаев ошибался. Так, он был против подписания Брестского мира, входил в группу "левых коммунистов", занимал неправильные позиции в профсоюзной дискуссии, национальном вопросе, в вопросе о государственном капитализме. Методологическая основа ошибок и просчетов Н. И. Бухарина определена В. И. Лениным. В 1921 г. в брошюре "Кризис партии" он писал: "Мы знаем всю мягкость тов. Бухарина, одно из свойств, за которое его так любят и не могут не любить. Мы знаем, что его не раз звали в шутку: "мягкий воск". Этим качеством подчеркнул Ленин, может воспользоваться и "...любой "беспринципный" человек...". В. И. Ленин со всей остротой и прямотой также подчеркнул, что ошибка Бухарина во время профсоюзной дискуссии является "...во сто раз более крупной, чем все ошибки Троцкого, взятые вместе"11. В "Письме к съезду" Ленин опять повторил, что Н. И. Бухарин "считается любимцем всей партии" и что он "...ценнейший и крупнейший теоретик партии... но его теоретические воззрения очень с большим сомнением могут быть отнесены к вполне марксистским...". Ленин так объяснил последнюю мысль: Бухарин "...никогда не понимал вполне диалектики..."12.
Н. И. Бухарин был кандидатом в члены Политбюро (1919 - 1924) и членом Политбюро (1924 - 1929).
О Бухарине к настоящему времени написаны книги, статьи13, переиздаются его теоретические работы14.
В постоянном общении с В. И. Лениным, на практической работе его соратники не только овладевали ленинским стилем и научными методами руководства, но и проходили свои университеты. Поэтому их интеллектуальный потенциал использовался сполна. Ленинское руководство, его безграничный авторитет и весь его облик обеспечивали единство дела и слова, сплоченность во имя великих идеалов коммунизма.
И еще раз обратимся к свидетельству А. М. Горького. Он вспоминал: провожая как-то из своего кабинета одного из видных хозяйственников (из другого его очерка можно заключить, что речь могла идти о Л. Б. Красине), В. И. Ленин спросил писателя: "Вы давно знаете его? Он был бы во главе кабинета министров любой европейской страны"15. Слова Ленина совпадали с мнением одного из ведущих английских политических деятелей, который считал, что правительством, сформированным Лениным, могло бы гордиться любое государство Европы.
Ленинские соратники, за редким исключением, были по прямым указаниям Сталина физически истреблены. Эти бесчеловечные действия представляли собой как бы часть сталинской стратегии - отход от ленинской концепции социализма. По его пониманию, ему могли мешать или сопротивляться те, кто вместе с Лениным стоял у истоков большевистской партии, кто читал и прекрасно знал ленинские труды, а не имел представление о них в интерпретации Сталина, кто непосредственно закладывал основы нового общества и имел собственные твердые и принципиальные убеждения, сформировавшиеся в многочисленных партийных дискуссиях, в том числе и с Лениным. Без их устранения нельзя было осуществить фальсификацию ленинизма, отказаться от ленинских идей о социализме. Это произошло в середине 30-х годов.
Сталину предстояла задача подобрать, воспитать и привязать к себе такую когорту руководителей, которые могли бы стать подручными и беспрекословными исполнителями его воли, планов и идей. Поэтому ему абсолютно не нужны были мыслители или даже люди с собственным мнением, с острым критическим умом. Он мог довольствоваться административными бюрократами и ревностными исполнителями его предначертаний.
Цель Сталина оказалась на деле не такой уж трудной и вполне осуществимой, ибо в руководящих эшелонах партии, в ее тонком слое, оказались люди, которые не могли расстаться с "полюбившейся" им военно-коммунистической идеологией и практикой; этим последним нэп был непонятен, и они не воспринимали его надолго и всерьез. Некоторым из них импонировали и черты характера Сталина - грубость, нелояльное отношение к товарищам, игнорирование общечеловеческих ценностей, демократических принципов партийно-государственного руководства.
Троцкий когда-то написал, что аппарат создал Сталина. Наверное, правильнее сказать: Сталин создал аппарат власти, но в то же время аппарат сыграл ключевую роль в том, что он укрепил свое единовластие.
Сталинское окружение не было однородным: оно состояло из нескольких категорий людей.
Первая из них включала деятелей, причислявших себя к "старой гвардии" Ленина, но на самом деле не имевших с ней ничего общего. Это были люди, которых Сталин знал лично или со времен гражданской войны, или с которыми тесно соприкасался по совместной работе в аппарате ЦК. Они в большинстве случаев были убежденными и преданными сторонниками Сталина. На них была возложена задача заполнения подобными "деятелями" центрального аппарата партии а также подбора соответствующих кадров на местах. Надо полагать, что именно они первыми зачислили Сталина в ранг "Великого Вождя", считали его стоящим наравне с Лениным и без всяких оговорок - верным марксистом-ленинцем. Это, по существу, был отказ от их революционного прошлого.
И еще об одном. Собственный опыт работы этих людей в партийном и государственном аппарате, их взгляды были близки к мировоззрению Сталина. Особенно это касалось нэпа, административно-командных методов руководства и, пр. Наиболее типичными представителями этой группы были В. М. Молотов, Л. М. Каганович, К. Е. Ворошилов.
В. М. Молотов, будучи ответственным секретарем ЦК еще до назначения Сталина генсеком, немало сделал, чтобы подготовить почву для прихода Сталина в секретариат ЦК. Его дружба со Сталиным складывалась исподволь, но особенно укрепилась в начале 20-х годов, во время болезни В. И. Ленина. Молотов много и упорно работал в секретариате ЦК. Но стиль его деятельности может быть охарактеризован как всецело бюрократический. Бумага была богом и идолом его
75