
- •I. Знание о сталине в 1956 г.
- •III. Камуфляж
- •Давал уничтожающие характеристики (н. И. Бухарину и др.). Пренебрежение проявлялось и по отношению к г. В. Плеханову и его соратникам.
- •Нейшсм стал именоваться не иначе, как только "сталинский".
- •IV. "отставки" сталина: во имя чего?
- •Сталин не забыл, как всегда, упомянуть при этом о Ленине, его бесстрашии перед лицом любых обстоятельств.
- •V. Соратники ленина. Соучастники сталина
- •Новьев, л. Б. Каменев, н.И. Бухарин, а. И. Рыков, м. П. Томский, и других членов Политбюро и секретарей цк, работавших вместе с в. И. Лениным.
- •Тельное собрание: первый в списке - Ленин, за ним - Зиновьев.
- •"Творчества". Но не только это. Под руководством Сталина он длительное время определял кадровую политику. Однако последнее слово в этом все же было за Сталиным, особенно в самом аппарате цк.
- •И определяло то, что названные руководители не выдержали "испытания властью".
- •VI. Сопротивление
- •"Секретарской иерархии". Заявление Троцкого было не только политически заострено (что вообще характерно для стиля изложения его автора), но и в ряде моментов весьма актуально.
- •Разорвавшейся в зале заседания бомбы. Но вскоре послышались возгласы: "Партия выше всего! ...", "Да здравствует товарищ Сталин!"
- •Нием о том, что Бухарин в отличие от Зиновьева и тем более Троцкого не стремился к захвату поста генсека.
- •Того, чтобы не оказаться вне партии, без которой они не мыслили своего существования. Наконец, третья мысль формулируется так: раз так нужно партии, ее благу - пусть так будет!32
- •Имел в виду Ленин? Здесь речь не обо всех из них (это специальная, не разработанная пока в литературе тема), а о тех, которые могли бы или ограничить сталинщину, или даже не допустить ее.
IV. "отставки" сталина: во имя чего?
Одним из излюбленных методов в многогранной деятельности Сталина по утверждению своего единовластия были его многочисленные мнимые "отставки" (правда, не им выдуманные и апробированные самодержцами, например Иваном Грозным), которыми он не только шантажировал руководство партии и государства, но и умело пользовался вначале для вербовки многочисленных сторонников, а затем - в целях сплочения своего ближайшего окружения. Вот неполный список этих отставок.
О некоторых из них, а также о поводах их выдвижения стало сейчас известно довольно подробно, другое же пока не выяснены.
Уже в годы гражданской войны Сталин, по крайней мере дважды, вступает в конфликт с Центральным Комитетом партии и Реввоенсоветом республики. Эти столкновения являлись своеобразными увертюрами, пробой к его дальнейшим отставкам.
Так, в 1918 г. Сталин, будучи членом РВС Южного фронта, испытывая почти зоологическую ненависть к военным специалистам - бывшим офицерам и генералам царской армии, - развертывает вместе с К. Ворошиловым борьбу против командующего фронтом бывшего генерал-майора П.П.Сытина. Он отказывается подчиняться его приказам и настаивает на коллегиальных методах управления фронтом, в том числе колле-
59
i и i i tin im решении оперативных вопросов. На деле же »то были неприкрытая защита' партизанщины, выступления против ленинских предложений о создании регулярной Красной Армии. Сталин фактически отстраняет генерала от командования войсками.
Возникшей ситуацией специально занимался ЦК. 2 октября 1918 г. он принял предложение Я.М. Свердлова: "Вызвать т. Сталина к прямому проводу и указать ему, что подчинение Реввоенсовету абсолютно необходимо". "Никаких конфликтов не должно быть", - подчеркивал ЦК РКП(б)1. Троцкий также, в свою очередь, ставит вопрос о выводе Сталина из РВС фронта2.
С мая 1920 г. Сталин - член РВС Юго-Западного фронта. Вместе с командующим фронтом А. И. Егоровым, вопреки указаниям Ленина3, решению Политбюро и приказу Главкома С. С. Каменева, он в грубой по форме ответной телеграмме отказывается передать в распоряжение Западного фронта 1-ю Конную и 12-ю армии для наступления в сторону Варшавы. "Трения" Сталина с Главкомом приняли недопустимый характер. В августе 1920 г. он подает заявление, которое по форме можно было принять за отставку, - отказ от обязанностей члена РВС Юго-Западного фронта. 1 сентября 1920 г. решением Политбюро Сталин был освобожден от фронтовой работы.
В 1923 г. Сталин уже исполнял обязанности Генерального секретаря ЦК.
Некоторые негативные черты его характера и поведения вызывали озабоченность не только Ленина, но и других членов Центрального Комитета партии. Ряд из них составили "Письмо 46-ти" и передали его в ЦК. В документе говорилось о бюрократизации партийного аппарата, который "убивает самодеятельность партии". Хотя лично о Сталине здесь не упоминалось, но в силу того, что он был генсеком, он нес персональную ответственность за свертывание внутрипартийной демократии и насаждение режима личной власти.
Почувствовав, видимо, для себя серьезную опасность, Сталин готов был подать в отставку с поста генсека. Об этом он сам напомнил на XIV съезде партии (1925): "...если товарищи настаивают, я готов очистить место без шума, без дискуссии, открытой или скрытой, и без требования гарантий прав меньшинства"4.
На этом же съезде, хотя прошло сравнительно немного времени со дня появления "Письма 46-ти" - немногим более двух лет, Сталин занялся довольно тонкой фальсификацией событий для того, чтобы закре-
60
пить свое положение в партии. Он представил дело так, что якобы в "Письме" требовалось удалить из ру-ководства партии М. Калинина и В.Молотова, а "... без указанных мной товарищей, - говорил он, - руководить партией в данный момент невозможно"5. На самом деле "невозможно" потому, что они уже шли в фарватере политики Сталина, а Молотов, будучи ответственным (с кретарсм ЦК много сделал, чтобы Сталин стал Генеральным секретарем. Одновременно наносился удар по Зиновьеву и Троцкому, которые должны были войти в состав Секретариата ЦК как противовес Сталину.
Но в руководстве оказались недальновидные политики: они стали уговаривать Сталина остаться на своем посту. Но этого не требовалось, ибо Сталин и не собирался оставлять его. Так завершилась первая мнимая отставка Сталина.
Вторая - это 1924 год. Сталин на первом заседании Пленума ЦК после завершения XIII съезда РКП(б), где но делегациям зачитывалось ленинское "Письмо к съезду", выступил с заявлением освободить его "...от обязанностей генерального секретаря"6. Впоследствии (в 1927 г.) Сталин, объясняя, почему данная "отставка" не была принята, говорил: "Съезд сам обсуждал этот вопрос. Каждая делегация обсуждала этот вопрос, и все делегации единогласно, в том числе и Троцкий, Каменев и Зиновьев, обязали Сталина остаться на своем посту"7.
Эти аргументы во многом, мягко говоря, несостоятельны и лживы. Первое. XIII съезд партии, как известно, "Письмо к съезду" не обсуждал: оно по настоянию Сталина, Зиновьева и Каменева зачитывалось только по делегациям. Второе. Не установлено, что все делегаты XIII съезда и при этом "единогласно" высказались за то, чтобы Сталин остался на своем посту.
Третья отставка состоялась через два неполных месяца после XIII съезда партии - 17 июня 1924 г. Поводом была публикация в "Правде" доклада Сталина "Об итогах XIII съезда РКП(б)", прочитанного на курсах секретарей укомов партии при ЦК. В нем содержалась первая попытка дискредитации Каменева. Он обвинялся в том, что употребил термин "Россия нэпмаиовская" якобы в противовес Ленину, говорившему о "России "нэповской". Как будто терминологический спор. Но Сталин в обычной для себя риторической манере задает вопрос: почему Каменев искажает Ленина? И отвечает: "По обычной беззаботности насчет вопросов теории, насчет точных теоретических определений"8. Ста-
61
лин здесь явно поторопился, не рассчитав до конца расстановку сил в руководстве партии. По требованию Зиновьева и Каменева собралось совещание членов Политбюро и руководящего ядра ЦК - 25 человек. Большинством голосов выступление Сталина было оценено как "нетоварищеское", недостаточно выражавшее суть развернувшихся событий. Одобряется статья Зиновьева, опубликованная в "Правде" как редакционная. Сталин подает в отставку, но она была отклонена, в том числе и голосами Зиновьева и Каменева.
Четвертая - 1925 г. Сталин снова подаст заявление об освобождении. "...Но меня вновь, - говорил он на Пленуме ЦК и ЦКК (октябрь 1927 г.), имея в виду эту отставку, - обязали остаться на посту". Сталин писал об этом в работе "Троцкистская оппозиция прежде и теперь". Причины отставки пока не выявлены9.
Пятая - 1926 г. 27 декабря на Пленуме ЦК от Сталина поступила следующая записка: "Прошу освободить меня от поста Генерального секретаря ЦК. Заявляю, что не могу больше работать на этом посту". Не совсем ясны мотивы и этой записки. А. И. Рыков, комментируя эту записку Сталина, сказал: "Меня спрашивают: подчинился ли он (Сталин. - А. 3.) ЦК или нет. Ну, я думаю, что для того и подавал в отставку, чтобы подчиниться"10 (решению Пленума. - А. 3.). Эти слова видного деятеля партии и государства показывают, что многам из них уже тогда были ясны методы деятельности Сталина но упрочению своего положения.
Шестая - 1927 г. На первом Пленуме ЦК после XV съезда ВКП(б) Сталин вновь обращается с просьбой об отставке. Вот текст его заявления, интересный во многих отношениях: "Я думаю, что до последнего времени были условия, ставящие партию в необходимость иметь меня на этом посту (посту генсека. - А. 3.) как человека более или менее крутого, представлявшего известное противоядие оппозиции (выделено нами. - А. 3.). Сейчас оппозиция не только разбита, но и исключена из партии. А между тем у нас имеется указание Ленина (о перемещении Сталина с должности генсека. - А. 3.), которое, по-моему, нужно провести в жизнь. Поэтому прошу Пленум освободить меня от поста генерального секретаря. Уверяю Вас, товарищи, что партия от этого только выиграет"^ (выделено нами.-■A3.). Упомянув ленинское "Письмо к съезду", Сталин тут же бессовестно искажает его смысл. Подтасовки заключались в следующих утверждениях: в подчеркивании якобы необходимости партии иметь Стали-
62
на генсеком; в том, что он в то время был единственным видным деятелем в борьбе с оппозицией, которую, по сути, сам же и создал, чтобы с ней бороться. Однако Сталин был, как никогда, прав, заявив, что партия, социализм и народ выиграли бы от того, если бы было принято предложение Ленина о перемещении Сталина с поста Генерального секретаря ЦК. Как и с предыдущими отставками, в 1927 г. у Сталина была одна цель - укрепить свое единовластие, свои позиции.
У автора нет данных о том, что Сталин подавал заявления об отставке с 1927 по 1952 г.
1952 г. - последняя угроза отставки Сталина. К этому времени, особенно после победоносного завершения Великой Отечественной войны, мания величия Сталина выросла до невероятных размеров. Его стали именовать не только "полководцем всех времен и народов", "спасителем Отечества", но и "отцом всех народов". Эти эпитеты нужно было постоянно поддерживать в народном сознании и время от времени испытывать их на прочность. Сталин никогда не забывал свой предыдущий опыт самоутверждения и решил еще раз к нему прибегнуть.
На первом Пленуме ЦК КПСС после завершения XIX съезда партии он заявил, что стар, устал и поэтому не может одновременно исполнять обязанности Председателя Совета Министров СССР, руководить заседаниями Политбюро и в качестве Генерального секретаря вести заседания Секретариата. Он просил освободить его от должности генсека, "уважить его просьбу". Участник Пленума К. Симонов, вспоминая это заявление Сталина, заметил, что многие члены ЦК, не год и не два знавшие Сталина, поняли, что он "...вовсе не собирался отказываться от поста Генерального секретаря12, что это проба, прощупывание отношения Пленума к поставленному им вопросу - как, готовы они, сидящие сзади него в президиуме (члены Президиума ЦК. - А. 3.) и сидящие впереди него в зале, отпустить его, Сталина, с поста Генерального секретаря"13.
К этому добавим: Сталин не собирался отказываться от руководства Политбюро и Совмином. Предпринятый им маневр тоже был тактической игрой. Попять ее смысл можно в общем контексте его речи. Его пафос, как известно, был направлен против возможных своих преемников - В. Молотова и А. Микояна, что должно было показать участникам Пленума ход мыслей Сталина - укрепление своего единовластия.
63