
- •I. Знание о сталине в 1956 г.
- •III. Камуфляж
- •Давал уничтожающие характеристики (н. И. Бухарину и др.). Пренебрежение проявлялось и по отношению к г. В. Плеханову и его соратникам.
- •Нейшсм стал именоваться не иначе, как только "сталинский".
- •IV. "отставки" сталина: во имя чего?
- •Сталин не забыл, как всегда, упомянуть при этом о Ленине, его бесстрашии перед лицом любых обстоятельств.
- •V. Соратники ленина. Соучастники сталина
- •Новьев, л. Б. Каменев, н.И. Бухарин, а. И. Рыков, м. П. Томский, и других членов Политбюро и секретарей цк, работавших вместе с в. И. Лениным.
- •Тельное собрание: первый в списке - Ленин, за ним - Зиновьев.
- •"Творчества". Но не только это. Под руководством Сталина он длительное время определял кадровую политику. Однако последнее слово в этом все же было за Сталиным, особенно в самом аппарате цк.
- •И определяло то, что названные руководители не выдержали "испытания властью".
- •VI. Сопротивление
- •"Секретарской иерархии". Заявление Троцкого было не только политически заострено (что вообще характерно для стиля изложения его автора), но и в ряде моментов весьма актуально.
- •Разорвавшейся в зале заседания бомбы. Но вскоре послышались возгласы: "Партия выше всего! ...", "Да здравствует товарищ Сталин!"
- •Нием о том, что Бухарин в отличие от Зиновьева и тем более Троцкого не стремился к захвату поста генсека.
- •Того, чтобы не оказаться вне партии, без которой они не мыслили своего существования. Наконец, третья мысль формулируется так: раз так нужно партии, ее благу - пусть так будет!32
- •Имел в виду Ленин? Здесь речь не обо всех из них (это специальная, не разработанная пока в литературе тема), а о тех, которые могли бы или ограничить сталинщину, или даже не допустить ее.
Имел в виду Ленин? Здесь речь не обо всех из них (это специальная, не разработанная пока в литературе тема), а о тех, которые могли бы или ограничить сталинщину, или даже не допустить ее.
Обозначим их здесь в виде тезисов. Это прежде всего осуществление в полном объеме новой экономической политики, особенно таких ее важных элементов, как развитие товарно-денежных отношений, переход от гражданской войны к гражданскому миру и к гражданскому обществу, борьба с набиравшей силу партийно-государственной бюрократией, политическое просвещение масс и осуществление социалистической культурной революции и т.д. Это и было творческим развитием марксизма применительно к новой исторической обстановке. Недостаточно полно в предложениях Ленина все же прозвучала мысль о демократизации общества и партии. Отдельно отметим: старая когорта большевиков, за небольшим исключением, не проявила достаточной твердости в борьбе со сползанием партии с ленинских путей развития, в осуществлении его идей. Канонизация личности Ленина и догматизация идей ленинизма также этому способствовали. Сталин мастерски и целеустремленно раздувал эту политику.
Таким образом, есть основание считать, что победа сталинщины не была неизбежной ни с точки зрения социально-экономической, ни с позиций политических. Но одновременно она не приключилась по воле какого-то случая, наоборот, для этого имелись соответствующие условия.
Самоотверженные силы партии боролись со сталинщиной. Но потерпели поражение.
Единовластие Сталина, означавшее разрыв с ленинизмом, сложилось и начало действовать не в одночасье (начиная с конца 20-х годов), а по мере того, как Генеральный секретарь и в целом Центральный Комитет удалялись от ленинской концепции социализма, а также вследствие того, что в партии и стране не имелось тогда правовых гарантий против всевластия одного человека. Так постепенно, но неуклонно вырастала своеобразная пирамида диктаторской, антинародной власти, на вершине которой оказался всемогущий Сталин. Диктаторская власть распространялась на все сферы жизни общества - в экономике, политике, духовной жизни. Система такой власти, созданная при Сталине, исключала свободу личности в ее демократическом и гуманистическом смысле. Более того, была создана атмосфера, при которой о свободе даже редко от-
96
крыто говорилось и писалось. И чем больше нарушалась свобода, тем меньше о ней упоминалось, а если и упоминалось, то в одном ключе - о "монолитном единстве". И все это для прославления Сталина. Для Сталина народ был не творцом истории, а "винтиком" для манипуляций в достижении его целей.
Беда для КПСС и социализма умножилась и тем, что диктаторские методы управления самого Сталина копировались и тиражировались подавляющим большинством партийных и государственных деятелей как в центре, так и на местах.
Но история народов СССР и соответственно история партии, несмотря на тяжелейшие испытания, выпавшие на их долю, определялась в конечном итоге не Сталиным, не антигуманистическими его деяниями (это, к слову, относится и к другим "вождям"), а потенциями, возможностями и силой социалистического строя.
Сталинщина по своей политической, нравственной сути была антинародна, авторитаризм ее перерос в тоталитаризм. Выпадая из социалистической системы, она принесла огромный вред воплощению в жизнь идеалов Октября. Призывы и действия по обновлению социализма, созданию его гуманного, демократического облика - это то, что сегодня нам так необходимо, чтобы не только навечно покончить с наследием Сталина, сталинщиной, но и сделать все, чтобы это явление никогда не повторилось.