Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
почта.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.12.2018
Размер:
2.21 Mб
Скачать

Сцена в приказе. Клеймо с иконы XVI в. Гим

До начала XVII в. круг вопросов, находившихся в ведении каж­дого из подьячих, ничем не ограничивался. Затем они стали за­ниматься каждый какой-нибудь четью: принимали от нее ямские деньги, выплачивали жалованье гонщикам. С 1671 г. назначаются сначала один, а затем два подьячих, которые рассчитывались толь­ко с почтарями. Деньги на жалованье им выделяли их сослужив­цы из своих коробьев.

Во главе Ямского приказа стояли многие выдающиеся государ­ственные деятели, имена некоторых мы уже упоминали. Дважды, в 1618—1619 и 1625—1628 гг., судьей приказа состоял знаменитый военачальник Дмитрий Михайлович Пожарский. По его рекомен­дации был выпущен известный читателю указ об освобождении ямщиков от «городового строения». Под его руководством разра­ботали единые положения о ямском земельном наделе. Пожарский беспощадно боролся с анархией, царившей при выдаче подвод ду­ховенству и служилым людям. Результатом его трудов стал указ Михаила Федоровича от 8 марта 1627 г., в котором он велел «давати подводы... по своему государскому уложению». Текст распоряжения занимает длинный столбец. Это своего рода роспись иерархии той поры. Не имеет смысла цитировать указ целиком, приведем только некоторые данные: все подводы давались с про­водником. Митрополиты и бояре получали двадцать подвод, окольничьи — 15, думные дьяки, — 10, дьяки из приказов — 6. московские дети боярские — 4, а городовые — 2, псари конные — 2, а пешие — 1, трубники — 2, целовальники — 1 [75].

Судьями Ямского приказа были составлены два пункта главы «О мытах и о перевозах и о мостах», в Соборном уложении 1649 г., в которых излагаются правила проезда гонцов по территории Рос­сии. В ту далекую эпоху всякий ехавший по дороге обязан был платить пошлины. До 1649 г. не освобождались от этого и гонцы. Новое уложение определило, чтобы «с гонцов никто нигде мыту и перевозу и мостовщины не имал». А если это нарушается, то вестники должны «бити челом государю. И по тем их сказкам на тех мытчиках и на перевозшиках и на мостовщиках мыто и перевоз и мостовщину доправити втрое, и отдати тем людем, у кого взято будет, да тем же мытчикам и перевозщикам и мостовщикам учини-ти наказание, бити кнутом» [48].

До 1670 г. Ямской приказ помещался в Кремле. Но «палаты, где были приказы, обветшали гораздо и порушились во многих местах, и сидеть в них за тем опасно». Поэтому 14 марта издали указ «дела перенести» на двор Ивана Андреевича Милославского [76], бывшего некогда судьей Ямского приказа. По данным исследова­теля истории Москвы И. М. Снегирева двор боярина находился в Замоскворечье 1771.

1 Во времена Ивана IV вся Россия была разделена с 1565 г. по 1584 г. на две части опричнину и земщину, каждая из которых имела свой админи­стративный аппарат.

2 Немец Генрих Штаден, находившиеся на русской службе до 1576 г., в своей книге «О Москве Ивана Грозного» говорит о Ямском при­казе, как о самостоятельном органе уже в то время [66].

3 Уже известный нам Генрих Штаден рассказывал, что в Ямском приказе «копили... все грамоты вместе и отправляли их на ямских». Затем представлялся полный счет — сколько раз и когда лошади были в гоньбе [66]. Но документально это не подтверждено.

4 В заглавии книги допущена ошибка. Всполохов, как свидетельствует текст челобитной, был подьячим.

5  В старину под словом «память» понималось извещение или напоминание.