Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОБРАЗЕЦ СУРСа.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
27.11.2018
Размер:
150.02 Кб
Скачать

14

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Ф.СКОРИНЫ

КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

Бизнес и проблема коррупции

ВЫПОЛНИЛИ: СТУДЕНТЫ

__________________ ФАКУЛЬТЕТА

______________________ ГРУППЫ

Фамилия, имя.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ГОРБАЧ И. В.

ГОМЕЛЬ 2008

Разработка программы исследования.

  1. Постановка проблемы и определение проблемной ситуации.

  • Актуальность темы исследования

  • Выявление социальной проблемы и противоречий

  • Краткая характеристика объекта исследования

  • Эмпирический материал (как проблема уже исследована)

Исследование уровня коррупции в Республике Беларусь, как по регионам, так и по властным институтам и сферам экономической активности – одна из важнейших составляющих общенациональной антикоррупционной политики. Такое исследование важно для практической реализации этой политики, поскольку доставляет необходимую информацию о «болевых точках». Такое исследование есть одновременно инструмент этой политики, поскольку обнародование его результатов влияет на поведение граждан и властей. Регулярное проведение таких исследований даст информацию для выявления причин тех или иных разновидностей коррупции и позволит обоснованно проводить антикоррупционную политику.

Одна из разновидностей такого рода мониторинга – регулярное определение «рейтинга коррупционности». Такая практика существует на международном уровне. Регулярные рейтинги, характеризующие состояние властей и общества с разных точек зрения, определяют и публикуют для большого числа стран мира различные авторитетные организации: Transparency International – Индекс восприятия коррупции; Heritage Foundation – Индекс экономической свободы; Freedom House – Индекс развития демократии; Pricewaterhouse Coopers – Индекс закрытости и т.д.

Для определения уровня коррупции не применима методика агрегирования данных чужих исследований, применяющаяся Transparency International или Мировым банком в исследовании эффективности управления. Дело не только в том, что для применения подобной методики не хватит данных различных исследований, но и в том, что она не применима для определения рейтинга коррумпированности отдельных институтов или сфер экономики. Поэтому более эффективной представляется использование методики, основанной на данных социологического исследования, в котором опрашиваются те, кто становится жертвой коррупции или прибегает к ней для решения своих проблем. Такой подход использовался, например, Мировым банком в исследовании «Business Environment and Enterprise Survey».

Спецификой Беларуси (как, впрочем, и ряда других стран) является высокий уровень низовой коррупции, т.е. коррупции как части повседневной практики обычных людей при их контактах с властью. Для Беларуси это и полицейские на дорогах, врачи и учителя, призыв в армию и получение права на постановку телефона, оформление прав на жилье и выезд за границу, и многое другое. Поэтому обязательной компонентой определения уровня коррупционности должна стать низовая коррупция.

За пределами низовой коррупции остается коррупция, которая порождается взаимодействием власти и бизнеса, воздействием бизнеса на политику и власти на экономику. Эта сфера также многомерна. Здесь предлагается рассматривать три аспекта и определять, соответственно, три рейтинга (первые два из них введены в последних исследованиях по коррупции Мирового банка):

Административная коррупция: целенаправленное создание дефицита услуг или административных трудностей и преград для бизнеса с целью побуждения представителей бизнеса к неофициальным выплатам для получения этих услуг или преодоления преград.

Захват государства: целенаправленное теневое влияние бизнеса на власть с целью побуждения последней к принятию нужных для бизнеса нормативных или распорядительных решений.

Захват экономики: совокупность стратегий и тактик власти, с помощью которых власть в лице своих представителей или, даже, организаций, стремится обеспечить теневой контроль над бизнесом с целью извлечения административной ренты для личной выгоды.

Коррупция – это одновременно и сочетание коррупционных практик и определенного морального состояния общества. Поэтому при определении уровня коррупции необходимо рассматривать оба этих аспекта. Это достигается тем, что должны изучаться и практика людей, и их восприятие, оценки состояния дел в тех или иных регионах или отраслях с точки зрения коррупции.

Субъективная оценка уровня коррупции (за пределами собственного опыта) может давать сдвиги, определяемые эмоциональным отношением респондентов к власти. Например, если деятельность властей оценивается негативно, то это может повлечь преувеличение уровня их коррумпированности. Поэтому представляется оправданным, чтобы учесть этот эффект, замерять одновременно уровень доверия к властям. Это даст возможность коррекции субъективных оценок в сторону большей объективности.

Проблема изучения коррупции раздираема еще слабо осознаваемым противоречием. С одной стороны, все реально доступные экспериментальные процедуры (в первую очередь, опросы) направлены на изучение взяткодателей. С другой стороны главной мишенью теоретических усилий являются взяткополучатели. Существующие модели коррупционного поведения рассматривают, за редчайшим исключением, именно взяточников-чиновников. Но, кроме того, взяткодатели – не менее важный субъект коррупционных сделок. И, следовательно, они также должны стать объектом полноценного всестороннего изучения. Когда инженеры проектируют кабину самолета, они учитывают при этом физиолого-психологические свойства личности. Если мы проектируем процедуры взаимодействия между гражданами и государственными служащими, мы должны учитывать социолого-психологические свойства и этого взаимодействия, и сторон в него вступающих, включая, подчеркиваю, взяткодателей. И другая сторона проблемы. Одно из необходимых условий борьбы с коррупций – общественное давление. Но оно реально при соответствующих установках граждан, существенная часть которых – взяткодатели. Уменьшение коррупции проблематично, если коррумпированный политик резко теряет в шансах быть переизбранным. Но критичность по отношению к политикам-коррупционерам мало реальна, если избиратели-взяткодатели не критичны к явлению как таковому.

Изменения в социальной структуре общества, возникшие как следствие экономических и политических преобразований, осуществляемых в последние годы в Республике Беларусь, наиболее рельефно проявились в том, что начался этап становления нового социального слоя, а именно, слоя предпринимателей.

Характеризовать белорусского предпринимателя достаточно сложно. Этот слой общества еще незначителен по количественным показателям, неоднороден по своему составу, в значительной степени изменчив и подвижен. В недрах этого социального слоя зарождаются процессы, свидетельствующие о том, что предприниматели только начинают осознавать себя общественной группой, занимающей определенное положение в обществе, имеющей известное влияние на ход общественных процессов, обладающей определенным уровнем престижа, материального благосостояния, культуры.

Контингент предпринимателей в значительной степени труднодоступен  для научного исследования как в силу специфики своего размещения, так и в силу некоторой закрытости, неконтактности его представителей. В республике проводилось немного эмпирических социологических исследований среди предпринимателей, особенно повторных. Одним из таких исследований является ежегодный мониторинг Института социологии Национальной академии наук Беларуси (далее – Институт социологии) о социально-экономическом и политическом положении в стране, где в республиканской выборке населения Республики Беларусь обязательно предусмотрен опрос определенного количества предпринимателей со всех регионов страны.

Проведенные социологические исследования позволяют выделить ряд барьеров, которые, по оценке участников опросов, в наибольшей степени мешают развитию предпринимательства в стране, сдерживают его развитие.

Устойчивое негодование вызывает существующая система налогообложения предпринимателей. Недовольство ею высказывают более 80 % предпринимателей.

По мнению 73 % респондентов, часто меняющееся и несовершенное законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, является одним из самых серьезных препятствий на пути развития бизнеса в Беларуси.

Называют  тормозом развития предпринимательства в стране и отсутствие  его эффективной государственной поддержки (73 %).

Респонденты (более 72 %) отметили также и чрезмерный контроль со стороны государства за осуществлением предпринимательской деятельности.

Развитие предпринимательской деятельности, по мнению опрошенных, сдерживает также сложность ее регистрации и лицензирования (57 % ответов).

Очень остро перед предпринимателями стоят проблемы в обеспечении их кредитными ресурсами (около 60 % ответов), сложность доступа к финансовым ресурсам.

Отметили также респонденты и недостаточный уровень развития инфраструктуры рынка (48 %).

В меньшей степени влияет на развитие предпринимательства, по мнению опрошенных, отсутствие системы эффективных мер, противостоящих монополизации рынка и недобросовестной конкуренции (41 %).

Барьером на пути к развитию рынка является  также бюрократизм и коррупция государственных чиновников. Большинство предпринимателей, отвечая на вопрос анкеты о возможности успешно заниматься бизнесом, не давая взятки чиновникам, отвечают, что это практически невозможно (примерно по трети участников каждого из опросов). Более половины считают, что так работать можно, но очень трудно. Лишь каждый десятый предприниматель указал, что возможно успешное ведение бизнеса без нарушения законодательства (Оксана Лукашова - научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Беларуси (г. Минск, Беларусь).

Таким образом, проблема коррупции является актуальной для нашего общества, и ее решение позволяет преодолеть одну из преград на пути эффективной организации бизнеса.

Проблема взаимоотношения бизнеса и коррупции активно представлена в прикладных социологических исследованиях. Так, Американский фонд Gallup провел социологический опрос, чтобы выяснить, как люди оценивают уровень коррупции в своих странах. Выяснилось, что 38% принявших участие в опросе белорусов считают, что сегодня ситуация с коррупцией хуже, чем во времена существования СССР. На фоне остальных результатов эксперты считают неплохим белорусский показатель.

Среди 14 стран бывшего СССР (в Туркменистане опрос не проводился) Беларусь занимает 12 место по уровню коррумпированности. Лучшие результаты продемонстрировали только Эстония и Узбекистан, сообщает Радио "Свобода".

85% опрошенных жителей Кыргызстана уверены, что в советские времена уровень коррупции был гораздо ниже. Немного отстала от Кыргызстана Россия, которая занимает второе место в составленном американским фондом Gallup рейтинге. Согласно опросу, 75% россиян считают, что ситуация с коррумпированностью за прошедшие с момента распада СССР годы ухудшилась. Замыкает тройку "лидеров" Литва с 74% недовольных граждан.

Южная соседка Беларуси Украина занимает четвертое место – 66% опрошенных украинцев заявили, что теперь ситуация с коррупцией в стране хуже, чем была 16 лет назад. Этим фактом эксперты частично объясняют успех Блока Юлии Тимошенко на минувших выборах в Верховную Раду, поскольку партия выступила с антикоррупционными лозунгами.

Средний показатель недовольных современным уровнем коррупции среди всех стран бывшего СССР составляет 57%. 18% опрошенных заявили, что уровень коррупции остался прежним, 8% уверены, что коррупции стало меньше.

Согласно данным социологического исследования, проведенного Институтом приватизации и менеджмента среди 400 руководителей предприятий, постоянно давать взятки в любой форме представителям органов власти вынуждены 20,3 процентов предпринимателей. О том, что изредка вынуждены это делать, сказали 57 процентов респондентов. Только 18,8 процентов человек ответили, что такого явления нет.

На вопрос "Как вы считаете, насколько распространено в Беларуси такое явление как "откат" при получении выгодных заказов", о том, что такого явления нет, сказали 25,5 процента респондентов. У 20,5 процента респондентов "откат" имеет место при каждой десятой сделке, у 21,3 процента — при каждой пятой сделке, у 15,5 процента — при каждой третьей сделке, у 8,8 процента — при каждой второй сделке, у 1,5 процента — при каждой сделке, сообщает БЕЛТА.

2. Объект исследования: представители малого и среднего бизнеса.

3. Предмет исследования: отношение предпринимателей к коррупции, коррупционные взаимоотношения бизнеса и власти.

4. Цель исследования - изучить, каким образом формируются и институционально закрепляются неформальные практики отношений предпринимателей с различными носителями власти; оценить антикоррупционный потенциал социально-экономической группы мелких и средних предпринимателей.