Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
firov_tragedy.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
26.11.2018
Размер:
711.68 Кб
Скачать

Заключение

От 1933 года нас отделяют более семи десятилетий. В последние годы уже много сказано и написано об этой трагедии. Обобщая изложенное, необходимо выделить ряд моментов.

1. Голод, фактически, начался уже весной 1932 г. Но органы власти не только не приняли мер, чтобы исправить положение, но и сознательно делали всё для того, чтобы спровоцировать ещё более мощную волну голода в следующем году. Они не только забрали весь хлеб, но и под страхом сурового наказания вывезли весь семенной фонд. Главной причиной трагедии на украинских землях называли засуху 1932 г. Действительно, засуха была, урожай зерновых был на 12 % ниже, чем в 1926-30 гг. Однако собранного хлеба хватило бы, чтобы накормить население и не допустить голода, но государству нужен был хлеб для поставок за рубеж. Продажа хлеба давала львиную долю средств для финансирования индустриализации.

2. Выкачивание хлеба из украинских сёл сопровождалось широкомасштабными репрессиями, которые были возведены в ранг партийно-государственной политики. От документа к документу диктаторские методы насилия ужесточались, партийные комитеты присвоили функции правоохранительных органов и стали осуществлять обыски, конфискации всего продовольствия и даже аресты. Партия и правительство требовали от судов и прокуратуры применять самые суровые меры наказания к «саботажниками» хлебозаготовок, устанавливали сжатые сроки рассмотрения дел в судах, определяли сроки заключения и даже выносили смертные приговоры.

3. Насилие и издевательство над народом приобрели самые утончённые формы: сотни сёл были подвержены экономической блокаде, в сёла, которые не выполняли план, не ввозили продукты и промтовары, из них не выпускали людей, закрывали границы республики. Вместо того, чтобы объявить Украину голодающим регионом, выделить помощь людям и принять помощь из-за рубежа, большевистское руководство запрещало торговлю продуктами питания, вводило так называемые «натуральные штрафы», запрещало выдавать хлеб, заработанный на трудодни и т.д.

4. Нагнетание страха стало основным тактическим приёмом в коммунистической идеологии и повседневной практике. ЦК ВКП(б) и СНК СССР, лично Сталин и его партийные соратники угрожали расправой руководству Украины, устраивали кадровые чистки, под суд были отданы даже те партийные работники, которые рьяно выполняли директивы Москвы. Шло массовое запугивание крестьян через органы массовой информации, на многочисленных собраниях, во время показательных выездных судов. Используя политическую неграмотность и идейно-социальную незрелость крестьянских масс, сталинские опричники привлекали к участию в репрессиях сельскую бедноту, натравливали крестьян друг на друга, поощряли доносительство.

5. В 1932-1933 гг. со всей силой проявилась полная политическая и хозяйственная зависимость ЦК КП(б) Украины, СНК УССР и украинского руководства от союзного центра. Владея полной информацией о трагедии в сельской местности и даже желая изменить ситуацию лучшую сторону, они не имели реальной возможности сделать это. Зависимость и бесправие украинского руководства выразились в том, что оно вынуждено было выполнять директивы Москвы, распоряжения комиссии Молотова и принимать репрессивные меры против своего народа.

6. Голод охватил основные зерновые области УССР. В Полесской зоне республики население испытывало трудности с продовольствием, но люди не умирали от голода. Кроме Украины трагедия распространилась на Кубань, Дон, Поволжье, часть Сибири, Крым, но в этих регионах репрессивные меры применялись в меньших масштабах, чем в Украине, и количество жертв голода было значительно меньше, чем в УССР.

7. Руководство партии большевиков и государства стало на путь фарисейства, ничем не прикрытой лжи и обмана. Общественное мнение формировали наклеиванием на честных тружеников различных ярлыков: кулаки, петлюровцы, саботажники, враги народа и добивались желаемого результата. Даже в наше время есть люди утверждающие, что партия проводила правильную политику. Так, например, в марте 1996 г. газета Верховной Рады «Голос Украины» опубликовала письмо «верного ленинца» Владимира Бореца, в котором утверждается следующее: «А как мы, большевики разобрались с массовыми носителями всяческих там мелкобуржуазных инстинктов, припоминаете? Хлебушек вывезли, дороги из села в Украине и некоторых других черноземных регионов перекрыли – и противники колхозного строя сами вымерли. На дому. Без расходов на перегонные до Соловков. Вот как надо решать проблему, когда врагов много.

Правда, нашлись некоторые не совсем подготовленные и секретари райкомов и другие сержанты партии. Начали ходатайствовать, писать докладные, что, мол, с колхозных амбаров последнее выгребается, когда люди мрут от голода. Либералы, слюнтяи и недомерки! Не поняли сути логики большевизма, логики беспощадной классовой борьбы, нюни распустили. Партия не могла себе позволить утонуть в море мелкобуржуазной стихии, не должен был мелкий собственник возобладать над нашей светлой идеей! Вот и пришлось вправлять мозги. Но подход к сержантам был дифферинцированным: кому – выговор, кого – с должности, а кому и статью «за вредительство» вместе с титулом «враг народа». От подобных элементов, склонных к буржуазному растлению, партия в те времена уже умела освобождаться. А в 1937-м мы им всем доказали, где раки зимуют» [1, с. 7].

Однопартийцы «верного ленинца» Бореца, входящие в состав фракции КПУ в Верховной Раде Украины, в ноябре 2006 г. не подержали Закон «О голодоморе 1932-1933 годов в Украине».

8. Советские лидеры предпринимали меры, направленные на обман международной общественности. Руководство СССР отрицало факт голода и отказывалось принимать продовольственную помощь из-за рубежа. В дело распространения дезинформации о положении в Украине были втянуты иностранные политики и общественные деятели. Признай факт голода, советское руководство призналось бы в несостоятельности своей политики в области сельского хозяйства и виновности в голодной смерти миллионов крестьян.

9. Актуальным и не выясненным до конца остаётся вопрос о точном количестве жертв голодомора. По не полным данным только Киевская и Харьковская области потеряли по 1 млн. человек. Одно точно можно сказать, 7-10 миллионов умерших – это население целой европейской страны, и они полностью на совести сталинского режима. Произошедшее в 1932-1933 гг. явилось сознательным преступлением против народа Украины, которое наложило свой безжалостный отпечаток на всю нашу историю, на национальное самосознание. Жертвы голодомора были, по крайней мере, убиты дважды. Сначала организованным голодом, затем – не менее преступным – забвением.

Демократические преобразования и выход Украины на путь независимости подняли занавес секретности над событиями 1932-1933 гг. Поколение XXI в. должно чётко осознать масштабы трагедии и потерь, которые понёс народ Украины, ибо ему делать выводы на будущее.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]