Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Федеральное агентство по образованию.doc
Скачиваний:
8
Добавлен:
22.11.2018
Размер:
818.18 Кб
Скачать

5. Духовные основы конституционного строя

Данная сфера наименьшим образом охватывается содержанием конституционных текстов. Подобное связано со стремлением подчеркнуть важность, неприкосновенность внутреннего мира человека. В тоже время духовная жизнь общества в целом замыкается не только на самом человеке, но и на окружающих. В тоталитарных и авторитарных конституциях предполагается полный контроль над духовной сферой, что объясняется активным включением в рассматриваемую сферу не только человека и общества, но и государства.

Духовная составляющая общества имеет тесную связь с социальной, экономической и политической сферой. Различные компоненты духовной сферы оказывают повышенное влияние оказывается на политическую систему – идеологический и политический плюрализм, свобода совести и светский характер государства, свобода слова и др.

Свобода совести и религия. Свобода совести и вероисповедания либо, наоборот, установление религиозных предпочтений или государственной религии – наиболее традиционный аспект духовной составляющей общества.

«Религия – это одна из форм идеологии, реализуемая церковью, которая является проводником религиозных воззрений в сознание верующих».57

Светский характер государства наиболее приемлем для демократических стран. Конституционное выражение данного принципа традиционно. Например, статья 18 Конституции Азербайджанской Республики 1995 г. «Религия и государство» гласит: «I. В Азербайджанской Республике религия отделена от государства. Все вероисповедания равны перед законом. II. Запрещается распространение и пропаганда религий, унижающих достоинство личности и противоречащих принципам человечности. III. Государственная система образования носит светский характер».

Даже упоминание какой-либо религии в конституционном тексте еще не означает ее государственного характера или приоритета над другими. Так, ст.16 Конституции Испании 1978 г. устанавливает, что никакое верование не может иметь характера государственной религии. А органы публичной власти должны принимать во внимание религиозные верования испанского общества и поддерживать вытекающие из этого отношения сотрудничества с Католической церковью и другими конфессиями.

В ряде государств могут устанавливаться особые отношения с той или иной религией. Так, статья 9 Конституции Грузии 1995 г. закрепляет, что: «…1. Государство провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания, вместе с тем признает особую роль грузинской апостольской автокефальной православной церкви в истории Грузии и ее независимость от государства. 2. Отношения грузинского государства и грузинской апостольской автокефальной православной церкви определяются Конституционным соглашением…».

Установление государственной религии (Дания – лютеранская, Греция – Восточно-православная и т.п.) не всегда влияет на осуществление политической власти, в тоже время такая церковь пользуется финансовой поддержкой государства, ее акты признаются официальными и т.п.

Не редким является признание религии в качестве государственной в сочетании с установлением свободы совести и вероисповедания.

Образовательная сфера. Образование является важной предпосылкой для культурной и духовной сферы жизнедеятельности общества.

Зачастую государство стремиться повысить образовательный уровень граждан, чтобы качественно повысить уровень жизни всего общества, не считаясь ни с какими затратами. Так, ст.21 Конституции Египта 1971 г., содержащаяся в главе о социальных и духовных основа общества, закрепляет, что ликвидация неграмотности – национальный долг, для выполнения которого необходима мобилизация всех ресурсов.

Государственные подходы у регулированию вопросов образования существенно разнятся – от либеральных до тоталитарных.

Примером либерального подхода к образованию является конституционно-правовое регулирование образования Конституцией Испании 1978 г. Так, ст.27 не только закрепляет право на обучение и свободу образования, но и устанавливает, что «…Образование имеет целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов сосуществования и основных прав и свобод…». А само государство выступает неким гарантом: права родителей на выбор ими для своих детей религиозного и морального воспитания в соответствии с их собственными убеждениями; права на обучение посредством общего планирования образования с действенным участием всех заинтересованных секторов и создания образовательных центров; и др. То есть в целом государство оставляет за собою право контроля за соответствием требованиям закона.

Примером же противоположного подхода к регулированию образования выступает конституционная практика КНДР, Кубы и ряда других государства.

Важной характеристикой образовательной сферы государства является закрепление бесплатности и обязательности образования. Традиционно обязательным является лишь некоторый начальный уровень образования. Высшее и иное образование лишь поощряется государством.

Ярким примером конституционного оформления государственного регулирования вопросов образования выступает ст.19 Конституции Китая 1982 г. «…Государство развивает дело социалистического просвещения, поднимает научно-культурный уровень всего народа. Создавая различные учебные заведения, государство осуществляет всеобщее начальное образование, развивает среднее, профессиональное и высшее образование, кроме того, развивает дошкольное воспитание. Расширяя сеть просветительных учреждений, государство ликвидирует неграмотность, проводит политическое, общеобразовательное, научно-техническое, профессиональное обучение рабочих, крестьян, государственных служащих и других трудящихся, а также поощряет самообразование. Государство поощряет коллективные хозяйственные организации, государственные предприятия, учреждения и другие общественные силы на создание в соответствии с законом различного рода учебных заведений…».

Научная и культурная сфера. Важной составляющей духовной жизни общества является его культурная и научная сфера.

Многие исследователи утверждают, что долгое время конституционное право было индифферентно к рассматриваемым сферам, а само государство обеспечивает лишь материальную сторону науки и искусства. Однако, с подобным утверждением вряд ли можно согласиться, обратившись к практике конституционного регулирования зарубежных государств.

Возьмем в качестве примера конституцию Китая 1982 г. Статья 20: «Государство развивает естественные и общественные науки, популяризирует научно-технические знания, поощряет достижения в научно-исследовательской работе, изобретения и открытия в области техники». Статья 22: «Государство развивает литературу и искусство, печать, радио и телевидение, издательское дело, расширяет сеть библиотек, музеев, домов культуры и других культурных учреждений, служащих делу народа и социализма, проводит культурно-массовые мероприятия. Государство охраняет исторические достопримечательности, ценные памятники культуры и другое важное историческое и культурное наследие».

В тоталитарных странах наука и культура (искусство) зачастую контролируются или направляются государством. Конституция Кубы 1976 г. делает акцент на том, что «…художественное творчество свободно, поскольку его содержание не противоречит Революции…» (ст.38). Конституция КНДР 1972 г. определяет, что государство устанавливает принцип чучхе в научно-исследовательской работе (ст.50).

В развитых демократических странах закрепляется свобода искусства и науки. Примером можно привести ст.33 Конституции Италии 1947 г., устанавливающую, что искусство и наука свободны, также как и их преподавание. Или ст.5 Основного закона ФРГ 1949 г. фиксирующая, что: «…Искусство и наука, исследования и преподавание свободны. Свобода преподавания не освобождает от верности Конституции…».

Таким образом, мы видим разнообразие подходов к регулированию основ конституционного строя в зарубежных странах.

Тема лекции 5.

«Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в зарубежных странах»