Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гражданское право - том 1 - полутом 3.doc
Скачиваний:
90
Добавлен:
17.11.2018
Размер:
1.03 Mб
Скачать

§ 5. Поручительство

Понятие поручительства. Поручительство просто по своей сути, что является одной из причин его широкой распространенности: поручитель обещает заменить основного должника в случае его (стр. 722) неисправности. Поручительство представляет собой правоотношение из договора поручительства, в силу которого «поручитель обязывается перед кредитором другого лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или в части» (ст. 361 ГК).

Использованное законодателем слово «отвечать», а также слово «ответственность», употребленное в названии ст. 363 ГК, могут создать впечатление, что содержанием поручительства является обязанность нести ответственность за правонарушение (в данном случае — чужое). А вот ст. 366 ГК уже прямо говорит о поручителе, «исполнившем обязательство» должника. Да и в ст. 363 ГК, несмотря на ее название, говорится об исполнении поручителем обязательства должника. Следует признать, что упоминание об «ответственности» поручителя – лишь дань традиции словоупотребления: то же определение поручительства мы найдем и в ГК 1964 г. (ст. 204), и в ГК 1922 г. (ст. 239). Поручитель обязан «заменить» должника. Только такой вывод соответствует практическому интересу сторон. Чего хочет кредитор, вступая в основной договор? Должного исполнения. Чего хочет кредитор, требующий обеспечения этого договора? Того же. Цель у него одна: получить то, на что он рассчитывает. Именно в этом для него заключается смысл дополнительного обязательства: оно укрепляет его веру в надлежащее исполнение основного. Это одновременно и доверчивое и рациональное чувство покоится на очевидном факте, что многие обязанности могут быть выполнены за должника третьим лицом. Отсюда следует, что содержанием поручительства является обязанность поручителя исполнить то, что должен был исполнить, но не исполнил должник по основному обязательству1.

Договор поручительства и его условия. Сторонами в договоре поручительства являются поручитель и кредитор по основному договору (далее – кредитор). В таком качестве могут выступать любые лица. При этом в отношении юридических лиц деловая практика исходит из того, что выдача поручительства сама по себе не может противоречить целям деятельности юридического лица2. (стр. 723)

Особого внимания требуют поручительства, выдаваемые бюджетными организациями: исполнение таких обязательств повлечет расходование бюджетных средств, а это возможно только с соблюдением порядка, установленного БК. Требования бюджетного законодательства должны соблюдаться и при выдаче государственных гарантий1.

Договор поручительства – консенсуальный, безвозмездный2, односторонний3, каузальный. Он должен быть совершен в письменной форме. Несоблюдение формы влечет недействительность договора (ст. 362 ГК).

Существенным условием договора является указание на обеспечиваемое обязательство. Это обязательство, во-первых, должно быть описано достаточно определенно, для того чтобы не смешивать его с другими, существующими между теми же сторонами. Во-вторых, из договора должно быть ясно, что поручитель знает, каков объем принимаемой им на себя обязанности. Суд отказал банку в иске к поручителю при следующих обстоятельствах. В обеспечение кредита был заключен договор поручительства, по которому поручитель обязался отвечать за возврат ссуд, «выданных и имеющих быть выданными заемщику банком в определенный период». В договоре отсутствовали данные о том, по какому кредитному договору дано поручительство и какова сумма кредита, подлежащая передаче заемщику. Договор поручительства был расценен как незаключенный, поскольку (стр. 724) он не содержал данных об обязательстве, в обеспечение которого дано поручительство4.

По общему правилу, поручитель обязан предоставить кредитору исполнение такое же («в том же объеме», по указанию закона), как и основной должник, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек по взысканию долга и других убытков кредитора, вызванных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником (п. 2 ст. 363 ГК). Однако названная норма диспозитивна. К тому же поручитель может обязаться только в части обеспечиваемого обязательства (ч. 1 ст. 361 ГК). Поэтому в договоры поручительства нередко включается условие об ограничении объема ответственности, которое может быть, если так можно выразиться, качественным («ручаюсь только за уплату основного долга») или количественным («ручаюсь за исполнение обязательства в пределах 10 000 руб.»).

Договор поручительства может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем (ч. 2 ст. 361 ГК). Для этого необходимо, чтобы на момент заключения договора поручительства «будущее» обязательство могло быть описано столь же конкретно, как если бы оно уже существовало. Это правило отвечает интересам кредиторов, предпочитающих вступать в отношения с теми должниками, которые могут предоставить уже имеющееся в наличии обеспечение. Особенность такого договора состоит в том, что возникновение обязанности поручителя платить зависит не только от факта неисполнения, но потенциально и от факта заключения основного договора.

Поручительство может быть выдано за любое обязательство, которое не носит исключительно личный характер. Впрочем, понятно, что подавляющее число поручительств выдается за исполнение денежных обязательств.

Условие о сроке поручительства является обычным условием договора. При отсутствии соглашения о сроке применяется правило п. 4 ст. 367 ГК: право кредитора прекращается, если он не обратится за его защитой в течение срока, установленного ГК (год со дня наступления срока исполнения основного обязательства, а если срок последнего не определен конкретно – два года со дня заключения договора поручительства). Впрочем, в коммерческой практике поручители, заинтересованные в планировании своих финансовых рисков, практически всегда настаивают на включении (стр. 725) срока поручительства в договор. По прямому указанию ст. 367 ГК истечение срока поручительства, установленного сторонами самостоятельно, также прекращает обязательство поручителя1. Таким образом, срок поручительства относится к пресекательным срокам. Главное свойство таких сроков, помимо того, что их истечение прекращает субъективное право, состоит в том, что они не могут быть восстановлены.

Исполнение договора поручительства. При нарушении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя (п. 1 ст. 363 ГК). Позиции «солидарного» и «субсидиарного» должников существенно различаются. «Солидарный» должник как бы стоит плечом к плечу с основным. Если должники отвечают солидарно, кредитор, руководствуясь исключительно своей выгодой, имеет право выбрать, к кому он предъявит требование. «Субсидиарный» же должник прячется за спину основного. Если лицо несет субсидиарную ответственность по дополнительному обязательству, то это означает, что до предъявления к нему требования кредитор должен обратиться к основному должнику. И только если основной должник отказался (в том числе в связи с отсутствием денежных средств) удовлетворить требование или в течение разумного срока вообще не ответил кредитору, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность (п. 1 ст. 399 ГК). Очевидно, что конструкция солидарной ответственности выгодна кредитору, а субсидиарной – поручителю.

При получении требования кредитора поручитель вправе выдвигать против этого требования все возражения, которые мог бы представить должник по основному договору. Например, ссылаться на то, что кредитор сам не выполнил обязанности по основному договору. Это правило выглядит весьма логично, если мы вспомним о том, что поручитель «замещает» неисправного должника в конкретном обязательстве. Поручитель не теряет права на эти возражения, даже если сам должник от них отказался или признал свой долг (ст. 364 ГК). Эта норма указывает на то, что право поручителя связано с обязательством, а не с поведением должника1.

Действующий ГК, в отличие от прежнего, формулирует норму о праве поручителя на возражения как диспозитивную. Следовательно, возражения (стр. 726) поручителя против требований кредитора и круг этих возражений могут отличаться от тех, что дозволены должнику. Во-первых, это могут быть дополнительные возражения, например, основанные на личных отношениях между кредитором и поручителем (поручитель не обязан выполнять требование кредитора до исполнения последним обязанности перед поручителем по иному договору). Во-вторых, может быть предусмотрен запрет на определенные возражения. Очевидно, однако, что нельзя запретить ссылки на недействительность договора, или на то, что он уже исполнен основным должником, поскольку в этом случае сам договор поручительства утрачивает силу (п. 3 ст. 329 и п. 1 ст. 367 ГК).

Последствия исполнения обязанности поручителя. В соответствии с п. 1 ст. 365 ГК к исполнившему обязательство поручителю «...переходят права кредитора по этому обязательству...». То же самое предусматривает и ст. 387 ГК: среди перечисленных в ней случаев перехода прав кредитора по обязательству к другому лицу на основании закона указано «...исполнение обязательства должника его поручителем...». По буквальному смыслу закона поручитель вроде бы становится стороной в основном обязательстве. Однако такой вывод наталкивается на серьезные возражения. Во-первых, если бы поручитель хотел «выкупить» право у кредитора, логично было бы сделать это путем цессии. Поручительство же основано исключительно на обеспечительном интересе. Исполнивший обязанность поручитель заинтересован не в приобретении права из основного обязательства, а лишь в компенсации того, что потратил. Иначе говоря, интерес поручителя состоит в получении самостоятельного требования к должнику.

Во-вторых, и на это ссылаются высшие судебные инстанции, «...после удовлетворения поручителем требования кредитора основное обязательство считается полностью или частично исполненным...»1. Отсюда неизбежен вывод: поручитель получает в отношении должника не требование из основного обязательства (ведь последнее к этому моменту прекращено исполнением), а самостоятельное требование, размер которого определяется размером исполненного по договору поручительства2. (стр. 727)

Практические последствия, к которым приводит толкование, данное в приведенном выше п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 13/14, таковы:

  1. Поскольку основное обязательство прекращается, то прекращается начисление всяких процентов по нему, например процентов за пользование кредитом.

  2. Поскольку поручитель приобретает самостоятельное требование к должнику, срок исковой давности по этому требованию течет с момента удовлетворения поручителем требования кредитора, а если в договоре поручителя с должником указано, когда поручитель может предъявить обратное требование к должнику, то с этого момента.

  3. Поручитель может требовать от должника уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами на всю сумму, переданную кредитору по договору поручительства, независимо от того, включала ли она проценты по основному обязательству или нет. Правило о том, что проценты на проценты не начисляются, в данном случае не применяется. Поскольку речь идет о новом обязательстве, возникшем между должником и поручителем, уплатившим долг, постольку денежное требование поручителя из этого обязательства на момент его возникновения представляет собой качественно однородное целое.

Поручитель, исполнивший обязательство вместо должника, вместе с приобретением требования к нему может приобрести и права, обеспечивавшие исполнение основного обязательства (ст. 365 ГК). При этом возникает нестандартная ситуация: основное обязательство прекращается исполнением, которое вместо неисправного должника предоставил поручитель, а акцессорное благополучно продолжает выполнять свою обеспечительную функцию. Следует различать правила, применяемые в отношении принадлежавших кредитору по основному обязательству залоговых прав, с одной стороны, и правила, применяемые в отношении других обеспечительных прав, с другой. Права, принадлежавшие кредитору как залогодержателю, переходят к поручителю (п. 1 ст. 365 ГК). На каком основании поручитель становится залогодержателем в данном случае? На основании закона (ст. 387 ГК). Если поручитель исполнил обязательство частично, то и права из залога перейдут к нему лишь в соответствующей части. В силу своей исключительности эта норма не может толковаться расширительно и применяться в отношении иных, кроме залога, обеспечительных прав. Иные права, обеспечивавшие основное требование, не переходят к поручителю, но должны быть ему переданы кредитором (п. 2 ст. 365 ГК). Следует признать, что в последнем случае речь идет о передаче прав по сделке. Рассмотренные правила о приобретении (стр. 728) поручителем прав, обеспечивающих основное требование, не применяются, если иное установлено законом, иными правовыми актами, договором поручителя с должником или вытекает из отношений между ними. В частности, п. 2 ст. 365 ГК не применяется в отношении банковской гарантии, поскольку специальной нормой (ст. 372 ГК) установлено, что право требования к гаранту, по общему правилу, не может быть передано другому лицу.

Для обоснования требований к должнику поручитель может нуждаться в доказательствах. Поэтому закон обязывает кредитора вручить ему документы, удостоверяющие требование к должнику (п. 2 ст. 365 ГК). Это имеет особое значение, если, например, залог в обеспечение основного долга предоставил не сам должник, а третье лицо. Залогодатель может потребовать подтверждения того, что права залогодержателя перешли к поручителю.

Прекращение договора поручительства. Помимо общих для всех договоров оснований, договор поручительства прекращается в случаях, предусмотренных ст. 367 ГК:

  1. с прекращением обеспеченного договором обязательства. При этом не имеет значения, на каком основании прекратилось обязательство должника по основному договору: путем исполнения, новацией, предоставлением отступного и т.д.;

  2. в случае изменения основного обязательства без согласия поручителя, если это изменение повлекло увеличение его ответственности или иные неблагоприятные для него последствия. Данное правило является частным случаем общего положения о том, что с изменением основного обязательства прекращается акцессорное. Применительно к поручительству возникает дополнительный вопрос: что считать неблагоприятными последствиями? Изменение условий основного обязательства влияет на экономическую ситуацию в сфере должника и может привести к неожиданному результату, поскольку порождает новые риски. Возлагать их на поручителя было бы несправедливо. Поэтому следует исходить из презумпции о том, что любое изменение основного обязательства без согласия поручителя неблагоприятно для него1. Опровергнуть эту презумпцию может лишь сам поручитель, дав (стр. 729) согласие на сохранение своей обязанности. Это правило еще раз подтверждает тот факт, что поручитель ручается не вообще, а за конкретное обязательство1;

  3. с переводом на другое лицо долга по обеспеченному поручительством обязательству, если поручитель не дал кредитору согласия отвечать за нового должника. Это правило объясняется тем, что отношения между поручителем и должником носят личный характер;

  4. если кредитор отказался принять надлежащее исполнение, предложенное должником или поручителем;

  5. если кредитор не обратится с иском к поручителю в течение установленных сроков, вопрос о которых рассмотрен выше.

Отношения между поручителем и должником по основному обязательству. При выдаче поручительства, помимо отношений между кредитором и поручителем, возникают правоотношения между поручителем и должником по основному обязательству. Обычно эти отношения регулируются договором, в который могут быть включены условия, определяющие размер платы за предоставление поручительства, порядок расчетов, порядок предъявления к должнику требований поручителя, исполнившего обязательство, и т.д.

Если такой договор отсутствует, то по исполнении поручителем обязанности из договора поручительства он может предъявить к должнику требования, основанные на законе (ст. 365 ГК). В частности, поручитель имеет право требовать от должника сумму, выплаченную кредитору, и проценты на нее.

Поручитель, исполнивший требование кредитора без оснований, в частности не использовавший возражения, которые он мог бы выдвинуть, лишается права на возмещение. Если должник не был обязан исполнять основной договор, то нет оснований возлагать на него обязанность возмещать расходы поручителя.

Если должник исполнит свое обязательство, то в любом случае он обязан известить об этом поручителя, чтобы тот не предоставил кредитору исполнение вновь (ст. 366 ГК). За неисполнение этой обязанности должник несет ответственность на общих основаниях. По требованию поручителя он не только должен вернуть ему сумму, уплаченную поручителем кредитору во исполнение договора поручительства, но и возместить ему все убытки. (стр. 730)