
- •1. Устные ответы на вопросы к практическим занятиям для всех групп (умк-1, стр. 248 - 250)
- •II Работа с нормами Особенной части ук:
- •I11. Подготовить проекты решений задач:
- •V. Определите правильный вариант ответа на следующие вопросы (факультатив):
- •29 Марта 2006 г. № 1
- •Тема 9. Квалификация преступлений в условиях неоконченной преступной деятельности (Уч-к в.А. Курякова)
- •9.1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления
- •9.2 Понятие оконченного преступления и особенности его правовой оценки
- •9.3. Общая характеристика признаков неоконченного преступления
- •9.4. Формы приготовительных действий и особенности их квалификации
- •9.5. Покушение на преступление, его виды и особенности квалификации в зависимости от стадии реализации преступного умысла и конструкции объективной стороны состава
- •9.5.1. Понятие покушения
- •9.5.2. Понятие оконченного и неоконченного покушения и особенности их уголовно-правовой оценки
- •9.6. Понятие, виды и уголовно-правовое значение негодного покушения
- •9.7. Понятие добровольного отказа и особенности квалификации в зависимости от конструкции состава
- •9.8. Понятие добровольного отказа в условиях соучастия и особенности квалификации
- •§ 1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления
- •§ 2. Понятие приготовления к преступлению. Виды приготовительных действий
- •§ 3. Понятие покушения на преступление. Виды покушения
- •§ 4. Оконченное преступление. Определение момента окончания преступления
- •§ 5. Добровольный отказ от преступления. Деятельное раскаяние. Их уголовно-правовое значение
- •§ 1. Понятие, виды и уголовно-правовое значение стадий совершения умышленного преступления
- •§ 2. Оконченное преступление. Момент окончания различных видов преступлений
- •§ 3. Неоконченное преступление
- •§ 4. Приготовление к преступлению
- •§ 5. Покушение на преступление. Виды покушений на преступление
- •§ 6. Добровольный отказ от доведения преступления до конца. Деятельное раскаяние
- •§ 1. Понятие, виды и значение стадий совершения преступления (рб)
- •§ 2. Оконченное и неоконченное преступление
- •§ 3. Приготовление к преступлению
- •§ 4. Покушение на преступление
- •§ 5. Добровольный отказ от преступления
§ 1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления
Уголовный закон признает в качестве преступного не только оконченное общественно опасное деяние, предусмотренное в УК, но и не завершенную преступную деятельность, если она была не окончена по независящим от виновного причинам.
Согласно ст. 10 УК основанием уголовной ответственности является совершение виновно запрещенного Уголовным кодексом деяния в виде как оконченного преступления, так и приготовления к совершению преступления, а также покушения на совершение преступления. Еще до начала преступной деятельности у лица нередко формируются намерения совершить то или иное общественно опасное деяние, складываются представления о преступном результате, предопределяется конкретная цель преступления, продумыва-ются способы совершения преступления, характер совершаемых действий, направленных на реализацию преступного умысла.
Процесс реализации преступного умысла может осуществляться по этапам, которые в теории уголовного права именуются стадиями совершения умышленного преступления.
Под стадиями совершения умышленного преступления понимаются определенные этапы развития умышленной преступной деятельности, различающиеся степенью реализации преступного намерения.
УК Республики Беларусь предусматривает три стадии совершения умышленного преступления:
-
приготовление к совершению преступления;
-
покушение на совершение преступления;
-
оконченное преступление.
Первые две стадии относятся к предварительной преступной деятельности и приобретают самостоятельное уголовно-правовое значение только в том случае, если преступление не было доведено до конца.
Однако если проследить процесс развития преступного намерения, то можно установить еще два, более ранних, этапа этого процесса: возникновение умысла и обнаружение умысла. Можно ли их признать стадиями совершения преступления? Этот вопрос не решался однозначно в истории уголовного права, поскольку в прежние времена признавался в определенных случаях преступным и сам умысел, не выраженный ни в какой мере в общественно опасном деянии. По этому вопросу отсутствовало единое мнение и среди ученых. Однако возникновение умысла само по себе не могло подлежать уголовно-правовой оценке в виду того, что это внутренняя сфера сознания человека, подвластная лишь ему самому и не познаваемая другими лицами. Как писал Н.С. Таганцев, «...весь этот, иногда весьма сложный, процесс сформирования умысла лежит за пределами человеческой юстиции; она не имеет ни средств, ни способов проникнуть в эту сокровенную для других работу мысли»1.
Об опасности умысла речь могла идти лишь тогда, когда он выходил из сферы сознания данного человека, становился известным другим лицам, т.е., имело место так называемое обнаружение умысла. Таким образом, для возбуждения вопроса об уголовной ответственности необходимо, чтобы формирующийся или сформировавшийся умысел чем-либо проявил или обнаружил себя вовне, хотя бы притом виновный и не приступал еще к выполнению задуманного2.
Может ли лицо подлежать уголовной ответственности за обнаружение умысла?
1 Таганцев,
Н.С. Русское уголовное право: лекции
Часть Общая: в 2 т Т. 1. М., 1994. С. 291.
2 Там
же.
Однако такой подход подвергался критике и тогда, поскольку он противоречил складывающемуся цивилизованному принципу ответственности только за деяния, а не за мысли. В Уголовном уложении, принятом в России 22 марта 1903 г, вышеприведенное положение о наказуемости обнаружения умысла уже отсутствовало. В ст. 1 Уложения преступным признавалось деяние, воспрещенное во время его учинения законом под страхом наказания. Не было указания на обнаружение умысла в статьях, регламентировавших предварительную преступную деятельность (покушение и приготовление). Не предусматривалась ответственность и за злоумышление, направленное против государя императора. В ст. 99 Уложения устанавливалась ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, свободу или вообще на неприкосновенность священной особы царствующего императора, императрицы или наследника, или на низвержение царствующего императора с престола, или на лишение его власти верховной, или на ограничение прав оной. Под посягательством понималось как совершение преступления, так и покушение на него2.
1 Российское
законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. Т. 6.
М, 1988. С.175, 233.
2 Там
же. Т. 9. С. 275, 286, 300.
3 Ежегодник
советской юстиции. 1927. № 2. С. 44.
Некоторые теоретики, не оспаривая ненаказуемость обнаружения умысла, рассматривают его в качестве самостоятельной (ненаказуемой) стадии умышленного преступления, что, по их мнению, предопределяется задачами предупреждения преступлений1. Но большинство ученых считают, что поскольку обнаружение умысла не имеет уголовно-правового значения, его нельзя признавать стадией совершения умышленного преступления.
Вместе с тем, нельзя не учитывать значение обнаружения умысла как этапа его формирования. Прежде всего, следует обратить внимание на его предупредительное значение. На этом этапе имеется возможность пресечь задуманное преступление, принять все меры к его недопущению.
Обнаружение умысла следует отграничивать от угрозы убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК). Данное преступление не может рассматриваться как обнаружение умысла, поскольку оно представляет не просто выявление во вне такового, а реальное психическое воздействие на потерпевшего. Такая угроза признается преступлением лишь в том случае, если имелись основания опасаться ее осуществления. Она направлена на личную свободу человека и безопасность его жизни, здоровья и имущества.
При обнаружении умысла лицо не совершает никаких действий либо бездействия, которые могли бы быть признаны общественно опасными. Устанавливая уголовную ответственность за предварительную преступную деятельность, уголовный закон допускает ее лишь с того момента, когда намерение лица совершить определенное преступление реализуется в конкретных деяниях, направленных на осуществление задуманного посягательства. Преступные мысли, настроения, намерения, даже замысел совершить преступление, хотя они и стали известны другим лицам (выявлены во вне), сами по себе не могут влечь уголовной ответственности.
'
Наиболее обстоятельно эту точку зрения
обосновал зрения проф. А.А. Пионтковский.
См.: Курс советского уголовного права:
в 6 т. Т. II. Преступление. М., 1970. С. 420-421.
Указанный подход позволяет обосновать наказуемость предварительной преступной деятельности, признаваемой общественно опасной потому, что во-первых, уже совершены определенные действия (бездействие) (а не только выявлены мысли) и, во-вторых, что эти действия (бездействие) создают условия для совершения преступления или непосредственно направлены на его совершение, чем фактически ставят под угрозу охраняемые уголовным законом общественные отношения.
Совершая приготовительные действия или покушаясь на преступление, виновный не доводит свой умысел до конца лишь потому, что ему помешали какие-то обстоятельства, возникшие не по его воле. Например, при посягательстве на жизнь другого человека оказалось непригодным к стрельбе используемое виновным оружие либо потерпевший сумел уклониться от выстрела и т.п. Или, например, готовясь к преступлению, лицо приобрело какое-либо средство для облегчения его совершения, но оно у него было изъято. В случае отсутствия подобного рода обстоятельств задуманное преступление было бы доведено до конца, и объекту посягательства был бы причинен вред.
Рассматривая сами действия (бездействие), направленные на осуществление преступного намерения, общественно опасными, уголовный закон предусматривает ответственность за приготовление к преступлению и покушение на преступление, определяя их понятия в самостоятельных нормах УК — ст.ст. 13 и 14. С учетом указанных норм квалифицируется содеянное лицом, которое не довело преступление до конца.
1
Маркс, К. и Энгельс, Ф. Соч. Т. 1. С. 14.
Таким образом, ответственность за неоконченное преступление возникает лишь тогда, когда оно было прервано на стадии приготовления или покушения по обстоятельствам, не зависящим от виновного.
Стадии преступной деятельности относятся к преступлениям, совершаемым только умышленно. При этом и приготовление к преступлению, и покушение на преступление могут быть совершены только с прямым умыслом.
Стадии совершения преступления возможны в преступлениях как с материальным, так и с формальным составом. Определить же, на какой стадии прервано преступление, можно только при условии установления особенностей окончания этих преступлений, которые будут рассмотрены в § 4 данной главы. Важное значение в решении этого вопроса имеет правильное понимание сущности приготовительных действий, а также покушения на преступление.