
Министерство образования
Санкт-Петербургский Государственный Университет
сервиса и экономики
Старорусский филиал
Реферат по дисциплине: «История» на тему: «Григорий Отрепьев – загадка личности»
Составила: студентка 1 курса
специальности «Бух. учет»
Петрова Анна
Проверил: канд. ист. наук
Лисицина Н. Ф.
Старая Русса
2011 г.
План.
-
Вступление
-
Григорий Отрепьев – загадка личности:
а.) Жизнь Юрия Отрепьева
б.) Факты, приведенные при жизни Лжедмитрия I, доказывающие, что он Григорий Отрепьев
в.) Похождения в Литве. «Извет» Варлаама
г.) Рождение интриги
3.) Картина смерти
4.) Заключение
5.) Список используемой литературы
Вступление.
Смута. Время потрясений, тревог, разрухи. Ныне все ее грозные признаки проступили достаточно отчетливо: распад государства, развал экономики, разрыв общественных связей, включая межнациональные бегство людей из «горячих точек», внутренние войны и т.д. И главный признак демографический спад. Российских историков издавна отличает повышенный интерес к проблеме исторических катаклизмов. Не случайно он возрос в последние несколько лет, ведь для того, чтобы скорее преодолеть смуту, важно учесть многовековой опыт, и не только нашей страны, изучить причины смуты, зачинщиков, к которым можно отчасти отнести и самозванцев.
Самозванство, столь хорошо известное нам по отечественной истории, - болезнь вовсе не национальная. Появлялись самозванцы еще в античные времена. С этим явлением знакома история не только Запада, но и Востока. Однако нигде самозванство не достигало такого огромного размаха, как в России. На протяжении XVII-XIX веков разного рода «Лжецари» обрушивались на страну, как из рога изобилия. Самозванцы не исчезли и в наше время. Их перестали называть «ворами» и только. Сейчас мы называем их авантюристами, преступниками. Эта болезнь еще преследует нас, приняв лишь несколько другую форму. Взять бы МММ.
Удавшаяся авантюра. Некоторые «параметры» Лже зафиксированы отечественной историей. На протяжении 2-х с половиной веков самозванческий наряд примеряли более ста человек. Большинство самозванцев почти не оставили следов в истории – лишь строки дел следственных, захороненные в архивах: «А на 2-ой пытке дали ему семь ударов кнутом, и говорил он все те же воровские речи». Но те из самозванцев, кто докричался до народа, вошли в историю на веки. Самозванческая интрига вводила в соблазн людей самых разных, поэтому каждый случай интересен по-своему. Несомненно, у большинства преобладала авантюрная жилка, хотя были и такие, которые искренне уверовали в свою «роль». Самозванцы по натуре бунтари. Действуя формально в рамках права (законный государь ищет похищенный у него престол), на самом деле они становятся искателями воли в том смысле, в каком это понятие наделил народ. Это именно воля, а не свобода, кровавый разгул, сбросивший всякие запреты. Пестрое проявление индивидуальностей привело к возникновению самозванческих типов. Самозванец – бунтарь; самозванец – авантюрист, искатель личных выгод; самозванец – марионетка, орудие политического заговора. Масштабы самозванства в отечественной истории вызывают удивление и рождают естественное желание найти ему объяснение, разоблачить и полностью разобраться в интригах.
Едва ли не самым распространенным в недавнем прошлом объяснением феномена
самозванства было определение: «наивный монархизм масс». Однако дальше декларации дело обычно не заходило, поскольку «наивный» как бы снимало саму проблему.
Можно идти и от анализа политической ситуации. И тогда выявляется ее уникальность и напряженность, и ставиться безусловно, правильный диагноз: кризис. Так в совпадении государственного расстройства, вызванного политикой Ивана Грозного, с расстройством династическим надобно видеть главное условие возникновения смуты, появления самозванца. Однако кризис объясняет, почему появился самозванец. Не менее важен вопрос: как. Что бы объяснить почти невероятный успех человека, назвавшегося сыном законного царя и уже одним этим привлекшим на свою сторону толпы приверженцев, нужно вспомнить и о характерных для того политического сознания представлениях о Московском государстве, как о наследственном владении потомков Ивана Калиты. Не менее важным является восприятие государя. Народное сознание наделяло особу государя сверхъестественными способностями, вплоть до связи с потусторонними силами. Сакрализация личности царя не была на Руси новостью. Иностранцы еще в XVI веке не без удивления наблюдали, как великого князя простолюдины почитали наравне с Богом. Даже опричнина была осмысленна ими, как праведное гонение на грешников. (А разве недавняя наша история говорит не о том же?).
Вообще, «грозность» была неотъемлемой частью образа справедливого царя. От него могут страдать, но его не смеют осуждать. Естественно, что миролюбивый, да еще и выбранный, царь Борис Годунов утратил тот ореол священности и таинственности.
Эта ситуация влияла на самозванческий сценарий. В стоустой народной молве они становились государями-избавителями. Дела – если претендент законен – должны быть в интересах народа, ибо богоданный истинный царь – «свой» и только «свой».
Первоначально все внимание историков было сосредоточено на вопросе о том, кто скрывался под личиной Лжедмитрия. Большинство историков считают, что имя сына Грозного принял беглый монах Г. Отрепьев. Но один из самых крупных историков Смутного времени С.Ф. Платонов пришел к заключению, что вопрос о личности самозванца не поддается решению. Подводя итог своим размышлениям, историк с некоторой грустью писал, что нельзя считать, что самозванец был Отрепьев, но нельзя также считать, что Отрепьев не мог быть им: истина скрыта. Столь же осторожной была точка зрения В.О. Ключевского. Как заметил этот историк, личность неведомого самозванца остается загадочной, несмотря на все попытки ученых разгадать ее; трудно сказать, был ли то Отрепьев или кто другой, хотя последние менее вероятно.