Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Психонавтика.doc
Скачиваний:
50
Добавлен:
07.11.2018
Размер:
700.93 Кб
Скачать

Интеллектуальный панцирь

Слишком много знаний, слишком много опыта, слишком много размышлений могут стать препятствием для дальнейшего развития, препятствием для творчества и решения проблем. Создаётся интеллектуальный панцирь, через который не может проходить новая информация, новое мировоззрение, новые творческие побуждения. Чтобы вернуть способность развиваться и творить, этот панцирь приходится разрушать. И, пока его не разрушишь, ничего не получается. Иногда панцирь разрушается сам, и мы можем испытывать то, что называем вдохновением.

Панцирь могут разрушать психоделики, новая обстановка, "остановка внутреннего диалога". Причём действие психоделиков, или новой обстановки могут быть ослаблены размышлениями, попытками наблюдения, осмысления. Поэтому психонавты, стремящиеся к максимально сильному "отрыву" часто очень негативно относятся к размышлениям и осмыслению.

Трудно сказать, что из себя представляет этот панцирь. И связь с размышлениями тоже не очень проста. Дело в том, что при наличии панциря размышлять тоже становится трудно. А при удалении панциря мысль может продвигаться очень далеко, что воспринимается очень положительно и хочется называть это "откровением".

В то же время, очевидно, что многие не очень-то образованные, опытные люди сидят в этом панцире. Видимо, образование получают те, кто в той или иной степени умеет этот панцирь разрушать.

При наличии панциря возникает скука, ощущение, что в этом мире нет ничего нового. Возникает большая притязательность к собственным действиям. А именно, возникает неудовлетворённость ситуацией и желанием действовать так, чтобы было меньше неправильностей.

Наука как интерсубъективная реальность

Что такое объективная реальность сама по себе? Чем бы это ни было, мы ничего не можем сказать о ней точно, каждый смотрит на неё по-своему и видит своё. Глядя на объективную реальность человек становится одиноким – трудно, а может, и невозможно здесь прийти к каким-то единым мнениям. А хочется, чтобы у нас было что-то общее. Вот человек и создал науку. Научное знание – это такие ментальные конструкции, которые могут довольно точно передаваться от одного человека к другому, так что у них возникает что-то определённо общее. Занятие наукой способно снять ощущение одиночества, наладить взаимопонимание.

Наука интерсубъективна, то есть существует в сознании различных людей, но нигде более. Наука не может достигнуть реальной объективности, то есть она не может быть знанием о мире самом по себе, но она достигает частичной объективности, а именно интерсубъективности – разные люди имеют одинаковые ментальные конструкции. Вершина интерсубъективной объективности – математика. Все люди понимают математические объекты и операции с ними одинаковым образом, в этой области знаний люди чаще всего приходят к единому мнению. В науках о природе люди способны на единое мнение только тогда, когда они рассматривают математические аспекты науки. Как только дело доходит до приложения математических понятий к конкретной реальной ситуации, или когда рассматриваются конкретные суждения о природе – способность к взаимопониманию резко ослабляется.

Существует способ установления взаимопонимания, альтернативный науке, математике. Это авторитаризм. Должен существовать авторитет, к которому будут все прислушиваться. Если каждый будет составлять свои мнения, то никакого единства не получится. Выход – игнорировать собственные суждения и полагаться на авторитет. Спонтанность желанна для человека, но одиночество для него ужасающе. Страх перед одиночеством, как правило, побеждает. Мы принимаем чужие мнения, чтобы не оставаться в одиночестве, чтобы не стать изгоем, или изгнанником. Но спонтанность также желанна, и даже очень желанна. Отсюда возникает желание стать авторитетом, чтобы иметь возможность быть спонтанным, но не становиться изгоем. Авторитет спонтанен, и к нему все прислушиваются, принимают его позицию, так что ни он, ни те, кто к нему прислушиваются, не остаются в одиночестве.

Наука руководствуется общепризнанными мнениями по обеим причинам: и по наличию математики, и по наличию авторитаризма. Науки о природе получили больший авторитет, потому что взяли в свой арсенал математику. Когда борются два претендента на авторитет, то побеждает тот, кто дольше продержался, чьи мнения чаще считали "объективными". С математикой спорить невозможно, поэтому у обладателя математическими знаниями есть существенное преимущество – с частью его суждений придётся согласиться, так что ему не надо прилагать к этому усилий. У такого человека остаётся больше сил на дальнейшую борьбу. А человек, не обладающий математическими знаниями, вскоре выдохнется, так как за каждое своё утверждение приходится бороться.

Когда возникла философия, наука, научное знание? Тогда, когда возникло понятие идиота. Идиот – это человек, придерживающийся неправильного мнения. Идиотов стали делать изгоями, перестали с ними уважительно общаться, презирали их, унижали. С тех пор правильное мнение (или правильное поведение) стало пропуском в цивилизованное общество. Стали появляться учёные (или, просто, умные ребята), которые обладали большим количеством такого пропуска – они становились олигархами знания (правильного поведения), и начинали задавать моду, и единственные имели возможность к спонтанности.