
- •I. Литература и журналистика первых десятилетий 18 века.
- •1) Публицистика петровского времени (Ведомости, слова Феофана Прокоповича).
- •1)Особенности и основные черты литературного процесса 1-го десятилетия 18 века (
- •II. Литература и журналистика 30-50-х годов 18 века.
- •III. Литература и журналистика 60-80-х годов 18 века
- •2)Майков Василий Иванович(1728-1778). «Елисей или раздраженный Вакх»
- •1) Философские оды Державина. («На смерть князя Мещерского», «Бог», «Водопад», «Фелица»)
- •2)Сатирические оды Державина (Фелица, Властителям и судьям, Вельможа).
- •Литература и журналистика последнего десятилетия 18 века
- •2)Журнал Крылова «Зритель» («Похвальная речь в память моему дедушке», (в программе «Каиб»)
Литература и журналистика последнего десятилетия 18 века
Драматургия конца 80-х – начала 90-х гг. (Трагедия Княжнина «Вадим Новгородский»).
«Вадим Новгородский» (1789). Возникновение этой трагедии было вызвано стремлением ответить Екатерине II, написавшей пьесу «Историческое представление о жизни Рурика). Пьеса эта изображает Вадима не противником самодержавной власти, а честолюбцем, жаждущим власти.
Рурик в трагедии Княжнина похож на Рурика в пьесе Екатерины: он благородный и великодушный государь, избранный самим народом за избавление Новгорода от смуты. И тем ярче выступает титаническая фигура Вадима, изображенного Княжниным пламенным патриотом, защитником вольности родного города, идейным противником самодержавной власти как таковой. Самодержавная власть враждебна народу.
Герой-полководец Вадим, вернувшись на родину и застав самодержавное правление Рурика, не может примириться с ним. Он защитник идеи народоправства, он ратует за республику, за древние новгородские вольности. И хотя в новгородской республике главную роль играют идеальные вельможи, аристократы, но они, по мысли Княжнина, равны перед законом со всеми гражданами, они управляют именем народа. Защищая вольность, Вадим организует заговор, а затем восстание. И если поддерживающими его новгородскими посадниками Пренестом и Вигором движут в основном личные интересы: оба претенденты на руку дочери Вадима Рамиды, то Вадим – непоколебимый республиканец, убежденный в необходимости защищать свободу народа от самодержавной власти.
Итак, основной политический конфликт трагедии Княжнина не тиранство монараха, а конфликт, вызванный борьбой за республику против монархии, даже в том случае, если на троне просвещенный монарх. Это первая республиканская трагедия и первый образ стойкого республиканца.
Трагедия Вадима заключается в том, что народ не поддерживает его. Восстание подавлено. Рурик возвращает народу венец – символ своей власти и предлагает его Вадиму, но тот с презрением отказывается. Народ коленопреклонно просит Рурика править им. С негодованием бросает Вадим упрек народу. Видя победу Рурика, Вадим закалывается.
Современники Княжнина видели в его трагедии намеки на живую политическую современность. Исполнена чувства долга и дочь Вадима Рамида, любящая Рурика и любимая им. Угадав намерение отца, она лишает себя жизни. В трагедии большое место занимает тема народа, который осознается исторической силой, способной определять ход событий в стране.
Монархия побеждает, народ верит Рурику, но истинный победитель – Вадим, предпочитающий смерть рабству. И все симпатии на его стороне.
Комедия «Хвастун». Сюжет прост – промотавшийся дворянин с целью поправить свои дела ухаживает за дочерью богатой провинциальной помещицы. Верхолет выдает себя за знатного человека, говорит, что он «попал в случай», стал графом, получил имение «С Торжок или Тверь». Княжнинский Хвастун в какой-то степени прообраз Хлестакова. От Верхолета ждут «милостей» и его дядя Простодум, и желающая сделать дочь графиней помещица Чванкина. Образы этих провинциальных помещиков нарисованы с большим мастерством и знанием жизни. Глупый, невежественный, ничтожный и по умственным и по нравственным качествам Простодум – образ, близкий Скотинину, готов «на брюхе ползать», чтобы стать сенатором. Сенаторство обещано ему Верхолетом. Жестокость и алчность «доброго простака, как его называет один из персонажей комедии, раскрывается и тогда, когда оказывается, что Простодум разбогател, скопив деньги «не хлебом, не скотом, не выводом теляток, но кстати в рекруты торгуючи людьми». Наконец, Хвастун-Верхолет выведен на чистую воду честным небогатым помещиком, отцом Замира, возлюбленного Милены (дочери помещицы). Честон и Замир – идеальные дворяне, для которых честь превыше всего.
Комедия эта разоблачала тип выскочки-вельможи, число которых было велико в екатерининское правление.
Новые черты литературного процесса 90-х годов 18 века («Ябеда» Капниста).
Развитие русской общественной мысли и литературы в 90-х гг. было обусловлено углублением кризиса феодально-крепостнической системы, ростом крестьянских волнений. Разразившаяся в 1789-1794 гг. Французская буржуазная революция, подготовленная идеями франц. Просветителей, оказала сильное воздействие на развитие русской общественной жизни и литературы. В 90-х гг. возникли наиболее радикальные произведения, ставшие вершиной русского просвещения: «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, сатирическая журналистика Крылова, «Ябеда» Капниста, в которых резкой критике была подвергнута самодержавно-крепостническая Россия.
Сложность развития литературного процесса в 90-х гг. была обусловлена противоречиями русской социальной действительности, усилением правительственной реакции в конце царствования Екатерины и недолгого правления Павла I. Напуганное ростом крестьянских волнений и событиями Франц. Революции правительство перешло к жестоким репрессиям.
Исторической предпосылкой развития сентиментализма – господствующего направления в 90-х гг – была реакция на абсолютизм, на кризис феодальной идеологии. В 90-х гг. классицизм еще сохраняет свое влияние, особенно в драматургии.
Капнист «Ябеда»
Одним из значительнейших явлений в русской драматургии конца 18 в. было появление сатирической комедии Капниста «Ябеда». Обличение судопроизводства, взяточничества и других социальных пороков было характерно и для предшествующей литературы: произведений Сумарокова, Новикова, Чулкова, Фонвизина. Капнист затронул один из самых больных вопросов русского дворянского государства и сумел раскрыть это социальное зло как явление типическое. Беззаконие – система всего бюрократического государства. Разгул произвола и грабежа чиновников – тема «Ябеды». То, что Капнисту самому пришлось столкнуться с судебными порядками, когда он приехал в Петербург по тяжебному делу с помещиком Тарновским, придало комедии жизненно правдивый характер.
Сюжет «Ябеды» таков: богатый помещик Праволов, «злой ябедник», старается отнять имение у своего соседа помещика Прямикова. Праволов подкупает чиновников Гражданской палаты, готовясь даже в интересах дела породниться с ее председателем. Несмотря на условность изображения, тип помещика Праволова характерен для русских помещиков-крепостников. Перечисляя преступления Праволова, повытчик Добров характеризует его деяния: «Подлоги, грабежи, разбои разна рода…».
Честный Прямиков сталкивается с целой организованной, власть имеющей шайкой грабителей. Конфликт драматический. На взяточников, живущих по правилу «рука руку моет», кажется, нет никакой управы, ибо и в других гос. Учреждениях царской России царят те же порядки.
«Ябеда» поражала своей жизненной правдивостью, социальной остротой в обличении бюрократического аппарата. В разговоре с Прямиковым честный повытчик (делопроизводитель) Добров характеризует председателя уголовной палаты: «сущий истины Иуда и предатель», жена которого «дань дерет съестным и питьецом». Под стать председателю Кривосудову и его подчиненные. Прокурор – «существеннейший вор». Общественнейшее негодование Капниста с особенной силой звучит в сценах попойки чиновников (3 действие) и судебном заседании (5 действие). Во время попойки прокурор Хватайко допевает песню, дружно подхваченную чиновниками.
«Бери, большой тут нет науки,
Бери, что только можно взять».
Правда, заключительная часть комедии, когда добродетель торжествует, а порок наказан вмешательством свыше, и слова о том, что «законы святы, но исполнители – лихие супостаты», свидетельствуют о том, что радикализм Капниста не шел дальше поэзии дворянского просветительского. И все же нарисованная писателем картина негодности гос. аппарата не оставляет радужных надежд на торжество справедливости. (слова Доброва).
Комедия написана по правилам классицизма: 5 актов, сохраненные единства, разделение персонажей на положительных и отрицательных, комедия классическая и по фамилиям-характеристикам.
Крылов