Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Otvety_2011.docx
Скачиваний:
17
Добавлен:
27.10.2018
Размер:
509.27 Кб
Скачать

29. Проблемы экономического роста в России.

Россия уязвима, т.к. не контролирует мировые цены на нефть. Предыдущие резкие снижения цен на нефть в середине 80-х гг., когда ОПЕК, и главным образом Саудовская Аравия, временно отказалась от регулирования добычи нефти и цен, стали началом конца СССР, который не спасла перестройка. Еще два падения цен на нефть - в 1998 г. и 2008 г. - породили серьезные кризисы в экономике России.

В прогнозных сценариях "углеродное истощение" заложены пессимистические допущения о динамике добычи нефти и газа и допускается, что численность занятых будет снижаться на 0,9% в год. Если добыча нефти достигнет пика в 2011 г., а добыча газа - в 2016-2030 гг., то в зависимости от динамики цен на нефть среднегодовые темпы прироста ВВП в 2011-2050 гг. составляют 1,0-1,9%.

Для сценариев со средними ценами нефти с 2042 г. экономический рост прекращается и Россия вступает в эру экономики "шагреневой кожи" - суженного воспроизводства ВВП. При самых пессимистичных оценках динамики добычи нефти и газа и динамики цен на нефть ВВП достигает пикового значения в 2037-2038 гг., а затем сокращается. Другими словами, "углеводородное истощение" доводит до истощения экономический рост и российская экономика начинает катиться под гору.

При динамичном снижении добычи нефти Россия в середине 30-х или 40-х гг. вынуждена начать импортировать либо нефть для переработки, либо готовые нефтепродукты, либо и то и другое. Начиная с этого момента высокие цены на нефть перестают быть однозначным благом для России. При сохранении привязки цен газа к ценам нефти рост последних позволяет увеличивать доходы от экспорта газа, но ведет к росту расходов на импорт нефти и нефтепродуктов. Низкие уровни добычи нефти и газа при скромных успехах модернизации не обеспечивают ни энергетической, ни экономической безопасности России. Даже при высоких ценах на нефть есть риск остановки роста ВВП и перехода к сжимающейся экономике не как к временному кризисному нарушению роста, а как к новой устойчивой тенденции.

Переломить ее можно только за счет повышения производительности основных факторов производства, ускорения развития нефтегазового экспорта и импортозамещения в процессе модернизации. Зависимость темпов роста ВВП от цен на нефть в этом случае снижается, поскольку снижается доля нефтегазового ВВП примерно до 10% уже к 2017-2024 гг. Значения среднегодовых темпов роста ВВП превышают 3%. Правда, тенденция их падения сохраняется.

На горизонте до 2020 г. и даже до 2030 г. проглядывается лишь проблема снижения темпов экономического роста по сравнению с докризисными. При складывающейся демографической ситуации обеспечение в 40-х гг. роста ВВП выше чем на 2% в год возможно только при одновременном поддержании высоких цен на нефть, предотвращении обвального падения ее добычи и проведении эффективной модернизации.

В дискуссии о необходимости и путях модернизации России не всегда присутствует анализ проблем, которые могут возникнуть при сохранении нынешних институтов, что делает аргументы в пользу модернизации недостаточно убедительными. Плата за неуспешную модернизацию в десятых годах - потеря способности экономики к расширенному воспроизводству в сороковых, а возможно, даже и в тридцатых. Без модернизации оказывается невозможным не только сокращение разрыва в уровнях экономического развития со странами-лидерами и увеличение доли России в глобальном ВВП, но и удержание нынешней.

Важным аспектом модернизации является переключение внимания с внешних на внутренние факторы роста. В фокусе должны быть не гарантии глобальной энергетической безопасности, а гарантии российской энергетической и экономической безопасности. Сложность состоит в том, что титанические усилия нужно предпринимать одновременно по многим направлениям: повышение рождаемости; снижение смертности и продление активной трудовой жизни россиян; реализация грамотной миграционной политики при обеспечении межнационального мира; коренная модернизация технологической основы производства и существенное повышение на этой базе производительности труда, капиталоотдачи и энергоэффективности; предотвращение обвального падения добычи нефти и развитие возобновляемых источников энергии; ускоренное развитие экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Сложность также состоит в том, что для решения проблем отдаленного будущего - проблемы снижения темпов экономического роста в России в 30-х гг. и проблемы возможной полной его остановки в 40-х - нужно предпринимать активные действия уже сегодня. Сложность еще и в формировании коалиций, которые могут, хотят и будут проводить модернизацию. Во всех сценариях доля нефтегазового ВВП устойчиво снижается. Вслед за ней снижается и влияние нефтегазовой элиты на жизнь страны, государство становится все более зависимым от других сфер бизнеса, что неизбежно должно сопровождаться исчезновением иллюзии его всемогущества и непогрешимости и постепенной сменой декоративной демократии на реальную. Но все эти процессы будут запаздывать, поскольку нынешняя элита будет предпринимать все усилия для самосохранения. Модернизация неизбежно будет иметь существенную потенциально конфликтную политическую составляющую.

Без модернизации невозможна даже полная реализация потенциала догоняющего развития на основе технологической имитации, не говоря уже о переходе к развитию на технологической границе, который требует инновационной среды и культуры, включающих демократизацию, устранение коррупции и бюрократизма, развитие конкуренции во всех сферах. Без эффективной модернизации в середине XXI в. в России экономического роста просто не будет!

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]