Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема 3. Личность.Социализация..docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
19.09.2018
Размер:
28.46 Кб
Скачать

Тема 3. Личность. Социализация.

Социализация.

Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчиваю­щийся в глубокой старости процесс освоения социальных ролей и усвоения культурных норм.(т.е. процесс приобщения человека к общественной жизни) Почему социологи не удовлетворились суженным пониманием социализации?

Дело в том, что школьное, университетское, производ­ственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техни­ческое мероприятие, организованное для приобретения знаний. Молодой человек слушает лекции, читает книги, выполняет домашние и семинарские задания, проходит период практики и сдает экзамен. В завершение он получает сертификат, удостове­ряющий его квалификацию в определенной области знаний. Та­кого рода обучение может продолжаться 5 лет, а может всего 2 месяца. Однако обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не мо­гут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому прихо­дится обучаться всю свою жизнь, совершая ошибки и исправ­ляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе пре­емника многие годы, его воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваи­вать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обя­занностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации не применим термин "освоение", а не "обучение". Он шире по содержа­нию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрас­тной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь.

До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, при­вычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Социализация объясняет то, каким образом человек из существа биологичес­кого превращается в существо социальное. Социализация как бы рассказывает, как на индивидуальном уровне проходит то, что происходило с обществом на коллективном. Ведь человек, взрос­лея, в свернутом виде проходит те же самые этапы, какие про­шло общество за 40 тысяч лет своей культурной эволюции, и какие прошел человеческий род за 2 миллиона лет своей биоло­гической эволюции. Ни один биологический вид не научился "свертывать" этапы своего развития. Благодаря социализации слабому человеческому детенышу не надо проходить бесконеч­но долгий путь развития.

Социализация — такой процесс, который не поддается искус­ственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундер­кинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Приме­ров ускоренного обучения множество, но не существует приме­ров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды судьбы. Тем не менее это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ус­корить их прохождение, но удлинить или сократить процесс со­циализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащи­щенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в социальном плане по­гибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уеди­нения и самоизоляции на некоторое время, для углубленных и более размышлений и созерцаний. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Ро­бинзоном Крузо?

Выводы: начальная, или ранняя (дети), и продолженная, или поздняя (взрослые), социализация — качественно разные этапы, но составляющие одного и того же процесса. Первый этап — самый важный и самый трудный. Поэтому дети, изолиро­ванные от себе подобных, погибают, а взрослые нет. Возможны ускоренные обучение и взросление, но невозможна ускоренная социализация. Это кумулятивный процесс, в ходе которого на­капливаются социальные навыки.

АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ. До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуаль­ный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляю­щих, стимулирующих или ограничивающих становление лично­сти человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения зас­тавляют думать, что процесс социализации происходит при чьей- то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники — это люди и учреждения. Их называют агентами социализации.

Агенты социализации — конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей.

Институты социализации — учреждения, влияющие на про­цесс социализации и направляющие его.

Поскольку социализация подразделяется на два вида — пер­вичную и вторичную, постольку агенты и институты социализа­ции делятся на первичных и вторичных.

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, близкие и дальние родственники, приходя­щие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок.

Термин "первичная" относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение челове­ка. Именно в этом смысле социологи говорят о малой группе как первичной. Первичная среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости.

Агенты вторичной социализации — представители администра­ции школы, университета, предприятия, армии, полиции, церк­ви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д.

Термин "вторичная" описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывает менее важное влияние на человека. Контакты с такими агентами происходят реже, они менее про­должительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов. Вторичными группами в социологии называют формальные организа­ции, официальные учреждения.

К институтам социализации относятся именно они. Когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социали­зации, но первичным (как и школу). А когда подразумевают кон­кретно членов семьи и родственников, употребляют понятие "агенты".

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вто­рую половину жизни человека, когда, повзрослевший, он стал­кивается с формальными организациями и учреждениями, на­зываемыми институтами вторичной социализации: производ­ством, государством, средствами массовой информации, арми­ей, судом, церковью и т.д. Именно в сознательном возрасте они влияют на человека особенно сильно.

Первичная социализация — сфера межличностных отноше­ний, вторичная сфера социальных отношений. Одно и то же лицо может быть агентом как первичной, так и вторичной со­циализации.

Учитель, если между ним и учеником доверительные от­ношения, окажется среди агентов первичной социализации. Но если он всего лишь выполняет свою формальную роль, то учитель явится агентом вторичной социализации. Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функ­ций (отец — опекун, администратор, воспитатель, учитель, друг), а вторичной — одну-две. Среди агентов первичной соци­ализации не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социали­зацию, родители находятся в превосходящей позиции. Напро­тив, ровесники равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители: ошибочные решения, нарушение нравственных принципов и социальных норм, бесцеремон­ность и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздей­ствуют на ребенка в противоположных направлениях, и пер­вые сводят на нет усилия вторых [1, с.104|.

Каждая социальная группа может дать индивиду в процес­се социализации, как и каждый вид животных в процессе обу­чения, только то, чему они обучены или социализированы сами.

Иначе говоря, у взрослых ребенок учится тому, как быть взрослым, а у ровесников — как быть ребенком: уметь драть­ся, хитрить, как относиться к противоположному полу, дру­жить и быть справедливым. Поэтому родители часто смотрят на ровесников как на своих конкурентов в борьбе за влияние на ребенка. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию — облегчает переход от состояния зави­симости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли научат тому, как быть лидером или добиться господ­ства над другими.