Добавил:
ilirea@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
(реф) Примеры профессионализма, врачебного долга и высокой ответственности на примере деятельности В.П. Филатова.rtf
Скачиваний:
4
Добавлен:
27.08.2018
Размер:
815.87 Кб
Скачать

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат Примеры профессионализма, врачебного долга и высокой ответственности на примере деятельности в.П. Филатова

Подготовила:

Преподаватель:

Гомель 20.. Содержание

  1. Введение 3

  2. История жизни 3

  3. Заключение 9

  4. Список использованной литературы 10

Введение

Когда в Петербурге в 1806 году была открыта на средства Медико-филантропического общества первая специальная глазная клиника, во всей России существовала одна глазная больница — при Московском университете, открытая за год до этого.

25 сентября 1903 года в Одессе в Новороссийском университете открылась кафедра офтальмологии - одна из немногих самостоятельных офтальмологических кафедр в мире, одна из первых в России. И начать свою деятельность новая кафедра должна была с лекции профессора Голованова «О слепоте в России».

Прошедшая в 1928 году Парижская конференция офтальмологов, посвященная вопросам слепоты, установила приблизительную цифру слепых: на оба глаза — 6 миллионов человек, тяжелых глазных инвалидов — 15 миллионов. Примерно 30 процентов из них обязаны своим несчастьем бельмам. Значит, во всем мире несколько миллионов человек могут прозреть, если им пересадить роговицу. Но это мог сделать только один человек, великий русский офтальмолог Владимир Петрович Филатов, родившийся 15 февраля 1875 года в Симбирске.

История жизни

Владимир Петрович Филатов родился в 1875 году, в селе Михайловке, Саранского уезда, Пензенской губернии в семье земского врача. Вскоре семья переехала в г. Симбирск, где Владимир Петрович учился в гимназии, окончив ее в 1893 году.

Земским врачом, хирургом и окулистом одновременно был и отец Владимира — Петр Федорович Филатов. Высокообразованный человек, беззаветно любящий свою профессию, он был хорошо известен в Симбирске. Работая по хирургии и глазным болезням в Симбирской земской больнице, он первый пробудил в сыне интерес к медицине, в частности - к офтальмологии и передал сыну свою беззаветную любовь и преданность своему делу....

В студенческие годы В.П. Филатов, приезжая домой на каникулы, работал под руководством отца в больнице, помогая ему во время амбулаторного приема больных и ассистируя при операциях. Здесь, в маленькой земской больнице, молодой студент впервые близко познакомился со страданиями больных, теряющих зрение, и полезной практической работой врача-окулиста, в лице своего отца...

Однажды, еще в юности, увидев как-то слепого человека, шедшего с палочкой и простукивающего ею свой путь, Владимир Петрович был потрясен и инстинктивно воскликнул: «Каждый человек должен видеть солнце...» Именно эти слова стали впоследствии девизом его жизни.

В жизни каждого человека бывает пора, когда приходиться серьезно решать вопрос о том, какое место занять в жизни. Такой вопрос возник и перед В.П. Филатовым, когда в 1892 году он окончил гимназию... Но вот 8-летний курс учения в классической гимназии остался позади. Кончено детство. Нужно избрать специальность. Четверо из шести братьев старшего поколения Филатовых посвятили себя врачебной деятельности. А имя детского врача Нила Федоровича Филатова, дяди Владимира, в то время приобрело уже широкую известность не только в России, но и среди мировой медицинской общественности.

Выдающийся клиницист и ученый, Нил Федорович Филатов первый в России начал вливать детям противодифтерийную сыворотку и применил при лечении детских болезней бактериологический метод исследования. Основоположник русской педиатрии, Нил Федорович обогатил русскую и мировую науку замечательными описаниями новых форм заболеваний, ценнейшими клиническими наблюдениями, большим количеством выдающихся научных работ. Н.Ф. Филатов читал курс детских болезней в Московском университете. Туда, на медицинский факультет, поступил в 1892 году Владимир Петрович Филатов.

Будущей врачебной специальностью Владимир Филатов выбрал офтальмологию. Страдания больных, утративших зрение, невозместимость этой утраты наполняли его сердце болью и жалостью. Оригинальная и красивая операция — иридэктомия — была тогда единственным практическим средством, придуманным врачами для борьбы со слепотой, наступающей в результате помутнения роговой оболочки, — иначе говоря, вследствие появления бельма. Именно образование бельма является главной и наиболее распространенной причиной слепоты. Хорошо еще, если бельмо поражает один глаз! А если беловатое пятно, постепенно густеющее, затянет оба зрачка? Тогда наступает полная слепота. Естественно, что основные усилия мировой офтальмологии в борьбе со слепотой были направлены прежде всего на борьбу с бельмами.

Сущность операции в том, что сбоку от мутного бельма делают в радужке новое отверстие, в результате образуется искусственный зрачок. Нужно только разрезать роговую оболочку там, где она не помутнела, вытянуть через этот разрез радужку, вырезать с краю отверстие — дополнительный зрачок — и возвратить остальную часть радужки на место. Свет проникнет через новое отверстие, сделанное под роговой оболочкой в радужке, попадет в старый зрачок, оттуда в хрусталик и т.д., пока не вызовет в мозгу человека зрительных ощущений. Беда заключалась в том, что не всем ослепшим от бельм можно было делать спасительную иридэктомию: тем, у кого роговая оболочка помутнела полностью, так что над радужкой не осталось ни малейшего просвета, иридэктомия не помогала. При полных бельмах человек был обречен на беспросветную тьму.

В учебнике Крюкова есть несколько строк, говоривших как раз о том, что так глубоко заинтересовало студента Филатова: о пересадке роговицы при полных бельмах как о способе восстановления зрения. Тут же был изображен прибор — трепан Гиппеля, с помощью которого можно попробовать сделать человеку пересадку роговицы, взятой от животного, например, от овцы. Сведения были скудными, но было, над чем задуматься.

В 1897 году Филатов окончил медицинский факультет Московского университета. Профессор Крюков оставил (с 1899 года) Владимира Филатова ординатором в глазной клинике Московского университета. Он работает в амбулатории клиники, принимает больных. И с болью душевной наблюдает, как ослепшие от бельм уходят оттуда, не получив никакой помощи, не ободренные даже намеком на надежду. «Почему же не пересаживают роговицу?..» — думал Филатов.

«Пересаженная роговица все равно мутнеет. Сколько раз пробовали… Сам Гиппель пробовал — тот, который изобрел трепан. Наш знаменитый казанский профессор Адамюк и другие, а ничего путного не добились. Операцию делают особым инструментом — трепаном, имеющим вид полого цилиндра с остро отточенным краем. Довольно тяжелым трепаном вырезают в бельме отверстие-окошечко и вставляют в него кусочек роговицы, взятой у животного, — трансплантат. И еще не было случая в мировой практике, чтобы трансплантат не помутнел…»

Вскоре Филатов перешел на работу в Московскую глазную больницу. Здесь, на большом клиническом материале, он три года занимался изучением различных форм заболеваний, совершенствовал свою оперативную технику.

Получив приглашение от профессора С.С. Головина, Филатов в 1903 году переехал в Одессу. Старая клиника глазных болезней медицинского института не могла уже обслужить больных, приезжающих из разных концов страны, а маленькая лаборатория не могла вместить всех работников.

По инициативе В.П. Филатова, учитывая размах, эффективность и важность его научных работ для страны было принято решение о создании в Одессе крупной клинической и экспериментальной базы для научных исследований.

Ординатура и ассистентура в клинике профессора Головина, работа над диссертацией и военная служба на долгие годы отодвинули мысль о пересадке роговицы. Головин был учителем и руководителем Филатова, который с 1906 года состоял его ассистентом.

Темой своей диссертации Владимир Филатов взял «Учение о клеточных ядах в офтальмологии». Обширное исследование должно было быть посвящено влиянию нормальных и ядовитых для клеток сывороток на глаз. Чем глубже он разрабатывал свою тему, чем больше знакомился с клиническим материалом, тем яснее становилась ему причина помутнения трансплантата. Дело было в невозможности существования в организме человека чужой для него ткани, чужих клеток: попадая в человеческий организм, они заранее были обречены на рассасывание. Когда работа над диссертацией подходила к концу, профессор Головин дал Филатову новую книжку «Офтальмологического архива». Там была статья Цирма о причинах неудач с пересадкой роговицы. В статье Цирма был описан первый случай пересадки роговицы от человека к человеку. Пересадка прошла успешно.

В 1908 году Владимир Петрович с блеском защитил диссертацию. Он посвятил ее отцу — своему первому научному руководителю. С этих пор Филатов становится главным помощником Головина. А через год получает приват-доцентский курс на кафедре офтальмологии. Преподавание офтальмологии в Новороссийском университете было поставлено куда более широко, чем в большинстве русских и иностранных университетов.

После того, как в 1908 году профессор Головин перешел в Московский университет, Филатов стал заведующим кафедрой и клиникой глазных болезней. К тому времени уже были известны отдельные случаи успешной частичной пересадки роговицы. Но Владимира Петровича интересовала никем не разрабатываемая проблема полной пересадки роговицы. 28 февраля 1912 года Филатов впервые произвел полную пересадку роговицы. Операция удалась. Но… трансплантат, взятый от человека, все-таки помутнел. Больной ушел из клиники неисцеленным.

Владимир Петрович тяжело переживал неудачу. Через два года он произвел вторую такую же операцию. И результаты были те же — неудача.

С 1911 года, будучи уже профессором, В.П. Филатов являлся бессменным председателем Одесского Офтальмологического Общества, в котором неоднократно выступал с докладами, направляя научную мысль городских окулистов.

В качестве профессора Владимир Петрович уделял много внимания преподаванию глазных болезней студентам и врачам — окулистам. Он тщательно готовился к лекциям, сам рисовал плакаты, таблицы и схемы для лучшего их восприятия.

В 1913 году В.П. Филатов предложил новый метод измерения внутриглазного давления - эластотонометрию. В 1914 году он изобрел очень эффективный метод и способ пластики с помощью круглого стебля, который явился ценнейшим вкладом в современную восстановительную хирургию.

Наконец, в 1924 году им были разработаны методы пересадки роговицы. За этими сухими словами скрываются годы упорного труда, сотни экспериментов, достижений и неудач. И только благодаря сконструированному для проведения этой операции совместно с русским «левшой» Марцинковским специального инструментария, а также использования в качестве пересадочного материала роговицы трупа операция удалась, и трансплантат со временем не помутнел.

Впервые операция пересадки трупной роговицы была произведена Филатовым 6 мая 1931 года. Так началась революция в деле возвращения зрения слепым. Этот день надо считать поворотным пунктом, началом новой эры в судьбе всей проблемы пересадки роговицы.

В 1931 - 1932 годах В.П. Филатов создает при Одесской глазной клинике 1-ю станцию глазной скорой помощи и глаукомотозный диспансер. Широкое развитие исследований В.П. Филатова и работ по проблемам офтальмологии требовало расширения клинической и лабораторной базы.

20 февраля 1931 года был арестован Одесским ГПУ по обвинению в участии в «контрреволюционной военно-офицерской организации». Поводом стали неоднократные высказывания о недовольстве советской властью. Однако 20 апреля того же года он был освобожден и к суду над другими арестованными по делу «организации» не привлекался.

В 1936 году в Одессе был организован Украинский институт экспериментальной офтальмологии, первым директором которого был Владимир Петрович Филатов... Первые два года, не имея еще собственной базы, институт помещался в одном из зданий Второй клинической больницы, которое никак не могло вместить всех больных, желающих оперироваться у В.П. Филатова, и врачей, стремящихся к научной работе под его руководством.

В 1939 году была закончена постройка двух трехэтажных корпусов и ряда подсобных зданий института. Благодаря энергии своего руководителя, институт быстро превратился в одно из лучших офтальмологических учреждений страны. Владимир Петрович получил возможность широкой клинической и лабораторной разработки научных проблем. А через два года война прервала работу института...

В.П. Филатов, с частью своих учеников эвакуировался в Пятигорск, где работал в эвакогоспитале, а затем - в Ташкенте, где, на базе эвакогоспиталя, был восстановлен в сокращенном объеме - Украинский институт глазных болезней.

30 сентября 1944 года Владимир Петрович Филатов возвратился в Одессу вместе с институтом и принялся за восстановление разрушенного и опустошенного института... За один год удалось восстановить часть института, развернуть 120 коек и 6 лабораторий. А уже в 1946 г. В.П. Филатов осуществил еще одну свою мечту — выпуск Офтальмологического журнала, и был его первым главным редактором.

Слава о великом ученом-офтальмологе Владимире Петровиче Филатове разнеслась далеко за пределы Советского Союза. На прием к нему стояли огромные очереди, составлявшиеся с вечера. Для консультаций самых тяжелых пациентов В.П. Филатов три раза в неделю выделял определенные часы. Ученики профессора рассказывали, насколько гуманным был Владимир Петрович и даже безнадежным больным не говорил «нет», считая, что отбирать веру у больного - большой грех. Поэтому неизменно отвечал: «...может быть, наука ведь развивается». Важным принципом для Филатова являлись терапевтическая активность и оптимизм: «Все средства науки для излечения больного. Никогда не опускать рук и бороться до конца». Владимир Петрович уделял достаточно много внимания хирургической подготовке своих последователей, потому как был уверен, что офтальмолог должен уметь оперировать, хорошо обращаться со скальпелем. Мастерски выполняя наиболее сложные и тонкие глазные операции, он ежедневно передавал свои навыки ученикам.

Вся жизнь и деятельность В. П. Филатова была проникнута любовью к науке и тягой к совершенствованию своих знаний. Он был не только ученым, но и врачом клиницистом, блестящим хирургом, одаренным педагогом, талантливым художником, интересным рассказчиком и веселым собеседником.

Основным лозунгом в его работе было: «не клиника для лабораторий, а лаборатории для клиники».

«Я уже несколько лет проповедую лозунг - надо помнить, что медицина есть наука, основанная, прежде всего на наблюдении. Каждый больной человек есть материал, из которого можно почерпнуть много данных, которых не найти ни в пробирке, ни в кролике. Вспомним, что различные терапевтические воздействия, сопровождающиеся надлежащим наблюдением за больным, являются своего рода экспериментом, направленным конечно, для блага самого пациента, дающим ценный научный материал».

Весьма одаренный педагог, он сумел привить своим ученикам любовь к больному, стремление, во что бы то ни стало помочь ему, не останавливаясь перед трудностями. Осмотры больных и обходы, проводимые им, являлись богатой школой для специалистов.

Большой интерес представляли и поучительные беседы Филатова которым он уделял значительную часть, итак напряженного в трудах, времени... Нередко эти беседы превращались в настоящее творчество, в процессе которого рождалась идеи, служившие важными проблемами для научных разработок. Слушая его увлекательные беседы, трудно было провести грань, где кончается врач и педагог, и где начинается научный исследователь...

Клиника и институт им. академика В.П. Филатова стала прекрасной офтальмологической школой, привлекающей к себе окулистов всей страны. Все ученики Филатова, с первых дней пребывания в его школе, приобщались к науке, обогащаясь непрерывным потоком его идеи, получая возможность под его непосредственным руководством выполнять ценные и интересные работы.

Сегодня институт глазных болезней и тканевой терапии имени академика В.П. Филатова АМН Украины — один из ведущих офтальмологических Центров Европы.

За научные и врачебные достижения В.П. Филатов был удостоен высоких Правительственных наград и титулов: академик АМН СССР и АН Украины, Заслуженный деятель науки, Герой Социалистического труда, лауреат Государственных премий, Кавалер 4-х орденов Ленина, ордена Трудового Красного знамени.

Им было опубликовано более 450 научных работ, в т.ч. монографии. Вместе с тем, он проводил и большую общественную работу — избирался делегатом Чрезвычайного Съезда Советов Украины, был депутатом Одесского городского Совета Народных депутатов нескольких созывов, членом редколлегий многих журналов, ответственным редактором «Офтальмологического журнала».

На одном из Одесских съездов, в 1956 году, проходившем под руководством Владимира Филатова, в то время ему был 81-й год, он выступил с отчетом о проделанной работе института за 20 лет. В том же году, 30 октября, академика Владимир Петрович Филатова умер от кровоизлияния в мозг. А в институт продолжали идти письма...