Добавил:
ilirea@mail.ru Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
39
Добавлен:
24.08.2018
Размер:
949.25 Кб
Скачать

Глава 14 о том, что для познания Бога нужно пользоваться путем отрицания

Итак, показав, что есть некое первое сущее, которое мы зовем Богом, нужно исследовать его свойства.

Следует воспользоваться путем отрицания - в особенности в рассмотрении божественной субстанции. Ибо божественная суб­станция превосходит своей непомерностью всякую форму, кото­рой достигает наш ум: поэтому мы не можем постичь Бога, по-

знав, чту он есть. Но некоторое знание о нем мы все же получа­ем, познавая, что он не есть. И тем больше мы приблизимся к его познанию, чем больше [признаков] сможем отделить от него с помощью нашего ума. В самом деле, всякую вещь мы познаем тем совершеннее, чем полнее видим ее отличия от других: ибо всякая вещь обладает в самой себе собственным бытием, отлич­ным от всех прочих вещей. Вот почему, узнавая определения вещей, мы прежде всего помещаем их в [соответствующем] роде, благодаря чему знаем, чту это, вообще; после этого мы добавля­ем отличительные признаки, которыми она отличается от прочих вещей; и так в конце концов получаем полное понятие о субстан­ции вещи.

Но так как при рассмотрении божественной субстанции мы не можем понять, что это, в качестве рода; и не можем понять отли­чие его от других вещей посредством утвердительных отличитель­ных признаков, то мы должны понять его отличие посредством отрицательных отличительных признаков. И подобно тому как утвердительные положительные признаки ограничивают77 друг друга, все более приближаясь к полному обозначению вещи, от­личая ее от все большего [числа других вещей]; так и отрицатель­ные признаки: один ограничивает другой, отличая [исследуемую вещь] от все большего количества [других]. Так, когда мы скажем, что Бог не акциденция, мы тем самым отделим его ото всех акци­денций; когда затем добавим, что он не тело, мы отделим его так­же и от некоторых субстанций; и так по порядку с помощью по­добных отрицаний отличим его от всего, что не есть он. И когда мы познаем его как отличного от всех прочих [вещей], тогда мы будем рассматривать его субстанцию в ее особенности. Однако и это рассмотрение не будет совершенным: ибо мы не узнаем, что он есть сам по себе.

Итак, чтобы двинуться вперед в познании Бога по пути отри­цания, примем за исходный пункт то, что уже выяснено выше с очевидностью, а именно, что Бог совершенно неподвижен. Это подтверждает и авторитет Священного Писания. Ибо сказано: «Я - Господь, Я не изменяюсь» (Малахия, 3:6); «[Отец светов], у Кото­рого нет изменения [и ни тени перемены]» (Иак., 1:17); «Бог не человек,... чтоб Ему изменяться» (Числа, 23:19).

Глава 15 о том, что Бог вечен

Что Бог вечен, явствует из следующего. Все, что начинает или перестает быть, претерпевает это вслед­ствие движения или изменения. Но доказано, что Бог совершенно неизменен (I, 13). Следовательно, он вечен и не имеет ни начала, ни конца.

Далее. Временем измеряются только те [вещи], которые движутся, поскольку «время есть число движения», как объясняется в четвер­той книге Физики. Но Бог всецело лишен движения, как уже до­казано (I, 13). Следовательно, он не измеряется временем. Следо­вательно, применительно к нему недопустимы [высказывания] «раньше» и «после». Значит, он не имеет бытия после небытия, и не может иметь небытие после бытия, и никакой другой последо­вательности в его бытии нельзя обнаружить, ибо никакая после­довательность немыслима без времени. Следовательно, у него нет начала и конца, и всем своим бытием он обладает одновременно. В чем и состоит смысл вечности79.

К тому же. Если его когда-то не было, а потом он был, то кто-то вывел его из небытия в бытие. Но не он сам: ибо то, чего нет, не может что-либо предпринять. Если же другой, то этот другой первее его. Но доказано, что Бог - первая причина. Следователь­но, он не начинал быть. Следовательно, и не прекратит; ибо то, что было всегда, обладает свойством80 быть всегда. Итак, он ве­чен.

Более того. Мы видим в мире некоторые [вещи], способные и быть и не быть, то есть способные рождаться и гибнуть. Но все, способное быть, должно иметь причину: ибо само по себе оно находится в равновесии по отношению к двум [возможностям], то есть [ему все равно], быть или не быть; если оно усвоит себе бы­тие, на это должна быть какая-то причина. Но [число] причин не может быть бесконечным, как доказано выше доводами Аристоте­ля. Значит, нужно предположить, что есть нечто, чье существова­ние необходимо. Но все необходимое либо имеет причину своей необходимости извне, либо нет, но необходимо само по себе. Од­нако и те необходимые [вещи], которые имеют причину своей необходимости извне, не могут быть бесконечны [по количеству].

Значит, нужно предположить некое первое необходимое, которое необходимо само по себе. А это Бог: ибо он - первая причина, как показано. Следовательно, Бог вечен: поскольку все, само по себе необходимое, вечно.

Аристотель помимо того доказывает, что, поскольку время есть всегда, то и движение есть всегда81. В свою очередь, из этого он показывает, что и движущая субстанция есть всегда82. Но первая движущая субстанция есть Бог. Следовательно, он есть всегда. - Если же мы отрицаем, что время и движение есть всегда, то довод в пользу того, что субстанция есть всегда, все равно остается в силе. Ибо если движение имело начало, оно должно было начаться под воздействием какого-то двигателя. Если и этот двигатель имел начало, на него должно было нечто воздействовать. И так либо до бесконечности, либо вплоть до чего-то, что не имело начала.

Эту истину подтверждает своим свидетельством и божественный авторитет. Так, в Псалмах поется: «Но Ты, Господи, пребываешь вовеки» (9:8) и «Но Ты - тот же, и лета Твои не кончатся» (101:28).