
4. Генетические факторы:
О генетической предрасположенности к лейкозам свидетельствуют следующие наблюдения:
развитие заболевания в одной семье и, как правило, либо по линии матери и ее родственников, либо по линии отца;
возникновение хронического лимфолейкоза с интервалом в несколько мес. у братьев - близнецов, не встречавшихся в течение ряда лет (наблюдение И. А. Кассирского);
наличие лейкозной линии мышей, врожденные лейкозы крупного рогатого скота;
развитие у одного и того же больного лейкоза, доброкачественных и/или злокачественных опухолей;
различная частота заболеваемости лимфолейкозом людей различных этнических групп (русских, казахов, евреев).
Нужно сказать, что лейкозы достаточно часто встречаются и в семьях, где обнаруживаются различные генетические дефекты хромосомного аппарата. Так, при болезни Дауна, синдромах Кляйнфельтера, Шерешевского - Тернера и т. д. лейкозы встречаются в 18-20 раз чаще.
Встречаются семейные опухоли кроветворной ткани с дисплазией и с дефектами соединительной ткани.
О генетических факторах свидетельствует и факт использования различных цитогенетических методик для идентификации лейкозов, и в частности, хронического миелолейкоза. Речь идет о филадельфийской хромосоме, обнаруживаемой в метафазных пластинках. Она представляет собой результат сбалансированной транслокации материала между 9 и 22 хромосомами, t(9; 22) (q34; qll). При этой транслокации происходит перенос протоонкогеиа, называемого с-аbl, из обычного положения на хромосоме 9 в новое место на 22 хромосоме, называемое bcr. В результате образуется новый химерный ген bcr/аbl. Белок - продукт этого химерного гена - функционирует как тирозинкиназа, идентичная продукту гена с-abl, но с повышенной ферментативной активностью. У детей чаще встречается ювенильная форма (Ph-негативная) хронического миелолейкоза при тромбоцитопении. В то же время Ph-позитивная форма у детей сопровождается гипертромбоцитозом.
Схема патогенеза лейкозов практически идентична таковой при злокачественных опухолях.
МУТАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ХИМИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО ПАТОГЕНЕЗА ЛЕЙКОЗОВ
↓
Воздействие канцерогенного фактора
↓
Деполимеризация молекулы ДНК
↓
Образование свободных групп нуклеотидов (генов)
↓
Рекомбинация генов
↓
"Самосборка" новой ДНК с новыми свойствами
↓
ВОЗНИКНОВЕНИЕ СПОСОБНОСТИ К БЕЗУДЕРЖНОМУ РОСТУ КЛЕТОК
Опухоли кроветворной системы - гемобластозы - проходят в своем развитии два этапа, что характерно и для большинства опухолей человека.
ПЕРВЫЙ ЭТАП - возникновение мутировавшей клетки и ее автономно пролиферирующего потомства – клона. На этом этапе опухоль состоит из внешне нормальных клеток, не имеющих признаков ни полиморфизма ни атипизма. Сам по себе факт появления мутантной клетки обычно уже предрасполагает ее потомство к повторным мутациям.
На ВТОРОМ ЭТАПЕ в результате повторных мутаций опухолевых клеток появляются новые клоны (субклоны), обычно уже с повышенной склонностью к мутациям, опухоль превращается в поликлоновую. На втором этапе появляется клеточный полиморфизм, обычно грубо нарушается созревание всех или части клеток, возникают атипичные элементы. Закономерно увеличиваются размеры ядра и цитоплазмы патологических клеток. Сами по себе необратимые качественные изменения опухоли характеризуются понятием ОПУХОЛЕВОЙ ПРОГРЕССИИ (Foulds L., 1949).
Диагностика лейкозов, как острых и хронических, так и парапротеинемических гемобластозов и лимфопролиферативных заболеваний, ставится на основании тщательного изучения анализа периферической крови, пунктата костного мозга (трепанобиопсии) и цитохимических реакций.
Hiatus leukaemicus - лейкемическое зияние - отмечается при остром лейкозе, при наличии бластных клеток и зрелых нейтрофилов без промежуточных стадий созревания. Этот признак у детей встречается очень редко. Нужно сказать и гиперлейкоцитоз у детей также достаточно редок при превалировании лейкопенических форм острого лейкоза.
НЕЙРОЛЕЙКОЗ
Впервые был описан A. Burns в 1823 г. Под этой формой понимают лейкозную инфильтрацию в оболочках головного и спинного мозга, в нервных стволах, ганглиях вегетативной нервной системы. На основании патоморфологических исследований установлено, что метастазирование бластных клеток в центральную нервную систему может происходить двумя путями:
Первый - контактный путь, с костей основания черепа и позвоночника на твердую оболочку и дуралъные воронки черепных и спинальных нервов. Об этом свидетельствует частое вовлечение в процесс нервных стволов, преимущественная локализация лейкозных пролифератов в оболочках основания мозга, в твердой мозговой оболочке и строме гассеровых узлов, в оболочках гипофиза, сочетание лейкемидов на коже волосистой части головы с наличием лейкозных инфильтратов на твердой мозговой оболочке конвекса, узур костей черепа.
Второй - диапедезный - через сосуды основания мягкой оболочки в цереброспинальную жидкость и в вещество мозга по пространствам Вирхова—Робена.
Клиническое проявление этих процессов распределяется по нескольким формам - менингоэнцефалическая, менингеальная, диэнцефальный синдром, энцефалическая, миелитическая, по типу полирадикулоневрита, по типу эпидурита. К большой трагедии большинство форм нейролейкоза встречается у детей, и, кроме того, эти формы могут быть дебютом лейкозов, что свидетельствует о крайней запущенности процесса.
Лейкозная инфильтрация яичек, как правило не бывает самостоятельным проявлением, а развивается при рецидивировании лейкоза.
Лейкозная инфильтрация печени и селезенки (отмечается при всех формах лейкоза, за исключением острого промиелоцитарного).
В лейкозную инфильтрацию могут вовлекаться и другие органы.
При характеристике клинического течения лейкоза необходимо пользоваться соответствующими критериями.
РЕМИССИЯ.
Костный мозг - содержание бластных клеток не более 5% при отсутствии анаплазированных бластов, сумма последних с лимфоцитами менее 40 %.
Периферическая кровь - отсутствие бластных клеток, при физикальном обследовании отсутствие признаков лейкозной инфильтрации.
Выздоровлением считается полная ремиссия, сохраняющаяся 5 лет и более. Однако в этом и заключается коварство этих болезней - рецидив может возникнуть через десятилетия.
РЕЦИДИВ:
увеличение содержания в костном мозге свыше 5% бластных клеток;
наличие в периферической крови бластных клеток даже при нормальных показателях красной крови и числа тромбоцитов;
восстановление клинический признаков заболевания.
Для всех форм лейкозов характерны:
1. Анемический синдром.
2. Тромбоцитопения.
3. Геморрагический синдром. Здесь необходимо остановиться отдельно на особенностях острого промиелоцитарного лейкоза. Вследствие повышенной активности тромбопластина аномальных промиелоцитов в большинстве случаев развиваются синдромы диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови. В прошлом смертность этих больных была высокой во время проведения индукционной химиотерапии, однако, пациенты, перенесшие индукционную химиотерапию, имели отличный шанс на долгосрочную безрецидивную выживаемость. В последнее время показано, что ОПЛ отвечает на all-транс-ретиноевую кислоту, лечение которой может привести к полной ремиссии у большинства больных и сопровождается значительно более низкой токсичностью, чем обычная химиотерапия.
4. Синдром интоксикации.
5. Язвенно-некротический синдром.
6. Развитие иммунодефицитных состояний - само по себе наличие опухоли уже свидетельствует о депрессии противоопухолевого иммунитета, кроме того цитостатики в значительной степени обладают иммунодепрессирующей функцией.
7. Присоединение паранеопластических состояний.
Замечания по парапротеинемическим гемобластозам.
На каком этапе нормального развития В - клетки возникает злокачественная трансформация?
При множественной миеломе регионы генов (Н) и легких (L) цепей иммуноглобулина идентичны. Это свидетельствует о том, что злокачественная трансформация происходит до стадии плазматической клетки, на популяции пре-В-клетки или даже раньше. Ввиду того, что злокачественные клетки при миеломе могут иметь черты миелоидной дисплазии и нести множественные антигены, специфические для отдельных гемопоэтических линий (антигены ранних В- или Т-лимфоцитов, НК, миелоидные, эритроидные и мегакариоцитарные маркеры), некоторые исследователи полагают, что миелома возникает на уровне гемопоэтической стволовой клетки.
Какие цитокины являются основными факторами риска миеломы?
Основной фактор риска миеломы – иитерлейкин – 6. Он может использоваться как дифференцировочный фактор для перевода премиеломных клеток в зрелые плазматические клетки. ИЛ-6 вызывает увеличение С-реактивного белка. Этот белок может использоваться как маркер уровня ИЛ-6.
Почему костные поражения при миеломе не выявляются при сканировании костей?
Цитокины из миеломных клеток подавляют развитие кости. Активность остеобластов подавлена, и они не накапливают радионуклидов. При отрицательных результатах радиоизотопного сканирования миеломные поражения можно выявить с помощью КТ и ЯМР.