
http://art.photo-element.ru/analysis/kasyan/kasyan.html
ЕСЛИ СМИ УКРАЛО У ВАС ФОТОГРАФИЮ
Ещё одна украденная фотография: в №27 (471) газеты "Егорьевское утро", за 5 июля 2007года без разрешения автора
опубликована фотография Дмитрия Зимарёва (с изображением детей в песочнице)
Несколько месяцев назад я узнал, что в газете «Комсомольская правда» (г.Москва) были опубликованы две мои репортажные фотографии (причем в рубрике «Фото дня»). Фотографии первоначально были выложены мною в моем блоге в ЖЖ, откуда «Комсомолка» их и взяла.
Разрешения на публикацию у меня они не спросили, фото опубликованы анонимно, и при этом картинки оказались переработаны — при верстке по воле дизайнера одна налезла на краешек другой. Т.е. это классический случай воровства фотоматериалов из сети Интернет.
Я написал в редакцию письмо, где заявил о себе как об авторе и попросил компенсацию в размере 80.000 р. Ответ пришел сразу: газета вину не отрицала и предложила компенсацию в 4.000 р. (напомню, что по закону минимальная компенсация при нарушении авторских прав — это 10.000 р.).
Тогда я собрал документы и подал иск в районный суд. За 4 месяца состоялось 6 заседаний. Адвокат ответчика всячески затягивал дело в надежде, что мне надоест и я отступлюсь. В результате суд вынес решение: мне компенсация 20.000 р. за нарушение авторских прав и 1.000 за моральный ущерб (т.е. по 10.000 р. на каждую фотографию — минимальная ставка по закону).
В красках эта история описана в моем блоге, а здесь я постараюсь дать подробную информацию, как обиженному фотографу отстоять свои права, не прибегая к помощи адвоката (т.к. расходы на адвоката съедят любую компенсацию).
«Комсомолка» нарушила мои права до 01.01.2008, т.е. когда еще действовал закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г. N 5351-1. Сейчас вместо него в силу вступила ч.4 «Гражданского кодекса РФ», соответственно для этой статьи я переделал все документы под новый правовой акт.
Однако имейте в виду, что, по негласно установившейся в последнее время практике (по крайней мере это касается Москвы), какие бы суммы вы в иск ни вписывали, суд не присуждает компенсацию больше чем 35.000 р. за нарушение авторских прав, а компенсация за моральный ущерб вряд ли будет превышать ту самую 1.000 р., что получил я. Я слышал о нелегальных тиражах музыкальных cd, где истец выставлял суммы с шестью нулями (вполне соответствовавшие характеру нарушения) и в результате получал «жалкие» 35.000 р.
§1. Сначала надо попытаться урегулировать конфликт внесудебно.
Я отправил в редакцию претензионное письмо по электронной почте, а (это важно) бумажную копию текста отправил заказным с описью и уведомлением о доставке. Письмо практически дословно совпадало с текстом, который приводит Мария Плешкова, разбирая подобный случай. В качестве приложения к письму шли распечатки двух фотографий (обычный ч/б принтер).
Дальше может начаться торг. В принципе, уважающие себя издания, типа «Коммерсанта», в случае конфуза с контрафактной публикацией сразу выплачивают отступные, которые заведомо превышаю минимальные законные 10.000 р. (известны подобные случаи). Но «Комсомолка» к таковым изданиям не относится, они уперлись на 4.000 р.
§2. Иск в суд.
Подавать иск надо не на журналиста — автора материала, проиллюстрированного вашими кадрами, не на саму газету, а на издательский дом или на учредителя СМИ. Информация по ИД (или учредителю) должна быть указана в выходных сведениях газеты. Если не указано, подавайте на саму газету.
Суд районный. Я подавал по месту нахождения ответчика, и возможно это была ошибка, т.к. там сидит судья, прикрепленный к этому изданию, исков (если издание крупное) много, контакты у судьи с изданием налажены, ну и т.д. Попробуйте сначала сходить в суд по месту вашей прописки и спросить, примут ли они такой иск. В суд надо представить следующие документы (всё сделайте в трех экземплярах — для судьи, для ответчика и для себя).
1. Исковое заявление
2. Копия номера газеты. Ч/б ксерокс — первая полоса и та, где ваша фотография.
3. Копия Претензионного письма и почтовое уведомление о вручении.
4. Копия ответа представителя редакции на Претензионное письмо. Т.е. если вам что-то ответили, и там содержится какая-либо важная информация. В моем случае там указывался интернет-адрес, откуда были взяты картинки, а также предложение 4.000 р. в качестве компенсации.
5. Распечатанные цветные фотографии большого размера. Придется разориться на лабу: 20x30. 6. Скриншоты интернет-страниц, где вы опубликовали фотографии и предположительно откуда их заимствовала газета. На скриншотах должна быть видна дата постинга.
7. Квитанция об уплате госпошлины. Размер пошлины рассчитывается по ст. 333.19 НК РФ. В моем случае получалось 2900 р., что мне показалось слишком большой суммой. Если у вас не очень высокая «белая» зарплата, то можно внести всего лишь 200 р., сопроводив это ходатайством — см. следующий пункт. Узнаёте реквизиты суда (для Москвы это можно сделать тут) и в сберкассе обычным бланком вносите деньги.
8. Ходатайство об уменьшении размера государственной пошлины и справка о заработной плате и других доходах. Справку о доходах за полгода берёте по месту своей работы.
9. Расчет взыскиваемой денежной суммы. Тут, чтобы произвести впечатление на судью, надо красиво расписать пункты и компенсацию по ним. Я просил по 20.000 р. за каждый пункт, получилось 120.000 р.
10. Справка об истце как о фотографе. Тут надо в вольной форме написать как можно больше всего. Что много лет занимаетесь фотографией.
Что вы имеете фотопубликации в таких-то изданиях (сетевых или нет), на таких-то сайтах.
Что имеете авторские страницы на многих известных российских и иностранных фоторесурсах (photo-element.ru, club.foto.ru, www.photographer.ru), на которых размещены ваши произведения (можно указать ник-неймы).
Если являетесь корреспондентом, то и это, само собой.
Что снимаете на такой-то профессиональный фотоаппарат с такими-то объективами (если техника не профессиональная, это совершенно не важно, т.к. судья почти точно не разбирается в подобных материях).
В приемный день относите это всё судье, который закреплен за данным территориальным участком, и вам назначают первое слушание. Напомню, что всё подается в двух экземплярах (для судьи и для ответчика).