
Министерство Образования Республики Беларусь
Белорусский Государственный Университет Транспорта
Кафедра «Философия, История и Политология»
СУРС I
По курсу История Беларуси в сообществе мировых цивилизаций
Студента Дегтерёва Александра Сергеевича
Электротехнического факультета
Группы ЭМ-11
Научный руководитель
Доцент Близнец Галина Ивановна
Гомель 2004г.
Оглавление
Вариант 8
СУРС I
Исторический Портрет Всеслава Чародея……………………………………..стр.
Тест по теме «Города ВКЛ – центры ремесла и торговли …………………стр.
Словарь терминов………………………………………………………………… стр.
Исторический портрет Всеслава Чародея
Беларусь дала уникальный для средневековой истории славян пример, когда два князя - отец и сын - возглавляли государство целое столетие. С 1001 по 1044 год в Полоцке правил Брячислав, а после его смерти, до 1101-го,- Всеслав Брячиславич, прозванный Чародеем. Тайна окутывает уже его появление на свет. Как повествует летопись, мать родила Всеслава "от волхвования", это значит при участии языческих жрецов-волхвов. На голове у младенца имелось загадочное "язвено", которое волхвы приказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Возможно, это была какая-то язва, а возможно, большое родимое пятно, которым отмечает своих избранников небо. Современники и потомки верили, что этого князя небесные силы наделили вещей душой и сверхъестественными способностями превращаться в серого волка, в ясного сокола или в тура с золотыми рогами. Уже при жизни о нем слагали легенды. Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины о Волхе Всеславиче - мудром властелине, смелом воителе, сыне княжны и лютого Змея, победителе индийского царя. Прообраз Волха - полоцкий князь-волхв. Так считает и знаток славянской древности академик Дмитрий Лихачев. Если верить былинам, Всеслав стал князем в пятнадцать лет. Таким образом, волхвы держали на руках младенца в 1029 году. Летописцы сообщают, что, выполняя волю волхвов, князь всю жизнь так и носил на голове перевязь. Спрятанному под ней таинственному "язвену" приписывали "немилосердность Всеслава на кровопролитие". Чародей действительно пролил немало вражеской крови, но большая часть его долгого княжения была все же посвящена мирным заботам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять с его сыном, киевским князем Изяславом, которому полочане помогали воевать с кочевниками - торками. Как раз с тех мирных времен, с середины XI века, плывет над Двиной величественный корабль Софийского собора. Всеслав возвел храм в честь святой Софии, чтобы заявить о равенстве с Киевом и Новгородом, где такие соборы появились несколько раньше. Новый храм стал сердцем древне-белорусского государства. В Софии не только молились - принимали послов, объявляли войну и подписывали мир, хранили княжескую казну и основанную сыном Рогнеды Изяславом библиотеку, скрепляли печатью стольного града торговые соглашения. Тут ученые монахи выводили строки Полоцкой летописи (отрывки из нее в XVIII веке еше читал российский историк Василий Татищев). Мирная жизнь кривичского властелина с соседями закончилась в 1065 году, когда полоцкая дружина совершила поход на Псков. Под 1066 годом киевский летописец оставил следующую запись: "Пришел Всеслав и взял Новгород с женщинами и с детьми, и колокола снял со святой Софии".
Сведения о битве 1067 года, воспроизводятся только в редакции одной из противоборствующих сторон – киевлян, естественно, заинтересованных в приукрашивании себя и представлении противника в невыгодном свете. Представьте, что мы изучали бы историю Великой Отечественной войны только по материалам немецкой пропаганды. Картина событий была бы, мягко говоря, не совсем объективной. Иногда в киевской летописи желаемое выдаётся за действительное так грубо, что нелепость видна даже неспециалисту. Так, например, описывается «сокрушительная победа» киевлян над полоцким князем Брячиславом (отцом Всеслава) на реке Судоме. После «победы» киевляне «на всякий случай» отступили и сдали Брячиславу стратегически важные города Витебск и Усвяты, через которые проходили волоки торгового пути «из Варяг в Греки».
Пролить свет на события древности могут летописи наших предков. Однако Полоцкая летопись был вывезена в Российскую империю, где её скрыли от глаз историков, возможно, потому что она противоречила официальной версии истории, согласно которой белорусский народ всегда был неудачником. Последний кто видел летопись – это Татищев. Согласно официальным данным, Полоцкая летопись погибла при пожаре Москвы в 1812 году. По неофициальным, возможно, хранится и сейчас в запасниках Эрмитажа или более серьёзных организаций. Её опубликование, возможно, перевернуло бы официальную историю. Умышленное утаивание, а возможно и уничтожение белорусских летописей демонстрирует неуверенность российских властителей в достоверности официальной версии исторических событий, а также проявляет истинное отношение к «братскому» белорусскому народу. Создание препятствий для возвращения в Беларусь её исторических и культурных ценностей, проблему исторической справедливости из разряда теоретических споров о давно минувших событиях переводит в плоскость реального противостояния российскому империализму. Следует также заметить, что с многих летописей делались копии, которые, возможно, сохранились в архивах и хранилищах западноевропейских стран.
Но даже по версии событий, имеющей хождение теперь, основанной на киевской летописи Нестора, при более внимательном прочтении вырисовывается картина победы наших предков на Немиге. В одиннадцатом веке Менск занимал значительно меньшую площадь, чем теперь и был пограничным городом Полоцкого княжества. Основной торговой артерией между северной и южной Европой в то время был «путь из Варяг в Греки». Проходил он из Балтийского моря по Двине до Витебска. Потом ладьи и дракары тянули волоком по суше. Далее по Днепру – в Чёрное море. В столице Восточноримской империи (позже Византийской) – Константинополе (теперь Стамбуле) находился один из главных символов христианства – собор святой Софии (сейчас – мечеть Аль-София). Ещё до разделения христианства на католицизм и православие (в 1054 году), в 40-х годах XI века, были построены храмы святой Софии в соперничавших Полоцке, Новгороде и Киеве. Это были не просто культовые сооружения. Они играли большую политическую роль, символизируя равенство со Вторым Римом – Константинополем. В 1066 году полоцкий князь Всеслав Чародей взял приступом Новгород и снял с Софийского собора колокола. Своё место они нашли на звоннице Софии Полоцкой. Зимой 1066-1067 Всеслав двинулся на Новогрудок. Киевские князья – Ярославичи не стали дожидаться, когда придёт их черёд, решились пойти в поход на Полоцк первыми. Их путь преграждал пограничный Менск. Несмотря на неравенство сил, запугать минчан не удалось. Горожане отказались от сдачи и решили защищать свой город до подхода армии. Судя по летописи, сопротивление не было символическим. Свирепость захватчиков, не пощадивших «… ни челядина, ни скотину», свидетельствует о стойкости горожан. Всеслав, совершив марш-бросок от Новогрудка к Менску, застал уже пепелище. Две армии долго стояли в снегу друг против друга. Состоявшаяся битва отличалась крайней жестокостью. Киевский летописец пишет о том, что Всеслав Полоцкий был побеждён и с ним были начаты переговоры. Если Всеслава победили, зачем вести с ним переговоры? О чём? По военным канонам того времени, победителем считался тот, кто остался стоять на поле боя, «на костях», т.е. Всеслав. Киевляне отступили. Победа досталась дорогой ценой. Менск пришлось отстраивать заново.
Спустя несколько месяцев, летом 1067 года, Ярославичи повторили попытку поставить Полоцкое княжество в зависимость от Киевской Руси. На этот раз по Днепру их войско дошло до Орши. Опять две армии долго стояли друг напротив друга. Никто не решался под обстрелом противника переправляться через реку. Явным преимуществом не обладала ни одна из сторон и Ярославичи предложили мирные переговоры. Для этого они пригласили Всеслава переплыть в лодке на их берег. Как гарантию безопасности, на виду обеих армий, братья Ярославичи целовали крест. Как только челн Всеслава с сыновьями причалил к берегу, они были схвачены. В киевской темнице – порубе, Всеслав пробыл не долго. То ли Бог наказал Ярославичей за клятвопреступление, то ли киевляне устали от их алчности, но в 1068 князья были изгнаны. Освобожденного Всеслава киевляне пригласили на престол. Под властью полоцкого князя Всеслава Чародея оказалась огромная территория от Балтийского до Чёрного моря. Позже, идея создания государства от моря до моря, охватывающего весь торговый путь «из Варяг в Греки» была реализовано в виде могущественной империи – Великого княжества Литовского.
Летописцы пишут о том, что даже в Киеве «Всеслав слышал звон колоколов Софии Полоцкой», т.е. тосковал по родине. Скорее всего, речь идет не только об эмоциях, но и о безопасности власти. В Полоцке он был не только на родных землях, но и являлся легитимным правителем. Верховной властью в государстве обладало вече и покушения на князя не имели смысла, так как узурпатор на престоле не был бы признан. В Киеве, в любой момент в результате действия яда или удара кинжала, на его месте мог оказаться кто-то другой. С риском для жизни было связано не только занятие киевского престола, но и уход с него. Всеслав вывел киевлян в поход на польского короля Болеслава, а сам с отрядом верных людей поскакал в Полоцк.
При Всеславе Чародее кривичская земля достигла вершины своего могущества. По своей территории Полоцкое княжество не уступало таким тогдашним европейским странам, как герцогство Баварское или королевство Португальское. Кроме столицы, где жило около 10 тысяч человек, оно насчитывало шестнадцать городов: Витебск, Браслав, Заславль, Усвят, Копысь, Орша, Менск, Лукомль, Логойск, Борисов, Друцк, Голотическ, Стрежев, Городец, Ордск и Кривич-город (на месте современной Вильни). Власть Полоцка распространялась на Нижнее Подвинье до самого Балтийского, или, как его тогда называли, Варяжского, моря. На землях, где жили предки современных латышей, стояли города Герсика и Кукенойс, которыми правили полоцкие вассалы. Кому-то, возможно, покажется, что все равно это были задворки Европы. Однако родство полоцкой династии Рогволодовичей с домом византийских императоров Комнинов свидетельствует о высоком международном авторитете Полоцкой земли. Многие историки считают, что дочь Всеслава Чародея была женой византийского кесаря Алексея. Эти династические связи имели далекие политические и культурные последствия. Земной путь Всеслава завершился в 1101 году. Значение его личности в славянском мире подчеркивает удивительно точная запись летописца: "Умер Всеслав, князь полоцкий, месяца апреля на четырнадцатый день, в девятом часу дня, в среду". Всеслав Чародей оставил на генеалогическом древе полоцких князей мощную ветвь. Кроме дочери, благодаря которой в жилах византийских императоров текла кривичская кровь, у него было шестеро сыновей: Борис, Рогволод, Давыд, Глеб, Роман, Святослав-Георгий и Ростислав. У кривичей уже не было единой сильной руки. Менск, Витебск, Друцк, Логойск становятся столицами удельных княжеств, где правят Всеславичи. Однако тот, кто считает дробление государства проявлением его слабости, ошибается. Разделение на отдельные княжества было исторически неизбежно. Первой на востоке Европы на этот путь вступила Полоцая земля, что свидетельствует о более высокой ступени ее исторического развития.
Список литературы:
http://litvin.org
http://library.by
http://litvin.org/glavy/5.htm
http://solschool4.narod.ru/help/history/index.html
«Десять веков белорусской истории 862-1918», Вильня изд. «Наша Будучыня» 2001
Тест по теме:
«Города ВКЛ – центры ремесла и торговли»
1. Как назывались торгово-ремесленные жители городов ВКЛ?
-
Купцы p=1
-
Горожане
-
Месчане
-
Торговцы
2. Минску магдебургское право было дано в …
-
1458 p=1
-
1499
-
1500
-
1498
3. Купцы в городах ВКЛ образовывали гильдии, которые назывались
-
Гильдии p=1
-
Партии
-
Объединения
-
Союзы (Братства)
4. В каком документе впервые упоминается о цехах в городах ВКЛ?
-
Повесть временных лет p=1
-
Королевская грамота Минску за 1552 год
-
Хроника Польши
5. Как называлось право на самоуправление города в ВКЛ?
-
Либериум Вета p=1
-
Статут ВКЛ
-
Магдебургское право
-
Кревская уния
Ответы к тестам
1. в) Месчане
2. б) 1499
3. г) Союзы (Братства)
4. б) Королевская грамота Минску за 1552 год
5. в) Магдебургское право
Список литературы:
Т.1 с.350 Энциклопедия истории Беларуси, Мн. 1995
Словарь терминов
«Белая Русь» - название северо-восточной Руси в 12-15 веках и Беларуси с 14 века. Термин «Белая Русь» в отношении земель Беларуси был впервые употреблён в 14 веке канцлером Польши Я. Чернковским в «Хроники Польши». [1. с. 65]
Восточные славяне – поляне, ильминские славяне, древляне, северяне, кривичи, дриговичи, вятичи, родимичи, волыняне, дулебы, бужане, тиверцы, усичи, белые хорваты. [1. с. 693]
Этнос – исторически сформировавшаяся устойчивая социальная группировка людей (народность, нация).[2. с. 770]
Миграция – перемещение населения в пределах одной страны или из одной страны в другую.[с. 360]
Список литературы:
1. Белорусская ССР. Краткая Энциклопедия.
2. Словарь русского языка.