Добавил:
kostikboritski@gmail.com Выполнение курсовых, РГР технических предметов Механического факультета. Так же чертежи по инженерной графике для МФ, УПП. Писать на почту. Дипломы по кафедре Вагоны Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история / история Б / 1 курс / сурсы / СУРС 1 История варин.8.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
21.08.2017
Размер:
76.29 Кб
Скачать

Содержание

  1. Имена в истории. Доклад на тему:

«Исторический портрет Всеслава Чародея»  

2. Тест по теме:

«Города ВКЛ – центры ремесла и торговли»  

3. Словарь терминов  

4. Литература V

1.Исторический портрет Всеслава Чародея

Наибольшего могущества и наивысшей степени независимости Полоцкое княжество достигло во второй половине  в. при Всеславе Брячиславиче, княжившем с 1044 по 1101. 1.с.19

Попробуйте найти в ранней истории восточных славян, да и не только их, пример, когда бы два князя, - отец и сын - правили бы целое столетие. Кто-то скажет, что такого не могло быть: бывало, князь на престоле и двух лет не засиживался - кого братья зарежут, кого племянники в могилу сведут. А вот и могло. С 1001 до 1044 года в Полоцке правил Брячислав, а после его смерти до 1101-го - знаменитейший из полоцких князей Всеслав Брячиславович. Современникам Всеслав был известен еще и как князь-чародей. Прозванный Чародеем, кстати, не даром. Тайной окутано само его рождение. Как сказано в летописи, мать родила его "от волхвования", то есть, при участии паганских колдунов. На голове новорожденного было загадочное пятно, которое колдуны заказали матери завязать, чтобы сын носил его до смерти. Может, это была какая-то язва или большое родимое пятно, которым отмечает своих избранников небо? Современники и потомки верили, что этого князя небеса наделили волшебной силой, что он мог превратиться в серого волка, в ясного сокола или в оленя с золотыми рогами. Уже при жизни о нем слагали предания. Легенды о нем стали распространяться среди народа, попали в письменные памятники – летописи и даже в «Слово о полку Игоревым»: «Всеслав князь людеме суды судяше, князем грады рядеше, а сам в ночь волком рыскаше: из Киева дорыскаше, до кур, Тьмуторокани; великому Хорсови волком путь прерыскаше. Тому в Полотьсте позвонише заутреннюю рано у святые Софии, а он в Киеве звон слышаше»2.с.38.

Во всех восточнославянских землях из поколения в поколение передавались былины про Волха Всеславовича - мудрого правителя, смелого воина, сына княгини и лютого Змея, победителя индийского царя. Прообраз Волха - полоцкий князь. Как считают, память о подвигах Всеслава хранят и многочисленные сказания об Илье Муромце.

Летописи свидетельствуют, что исполняя волю предсказателей, князь всю жизнь носил на голове перявизь. Спрятанному пой ней таинственному пятну приписывали "жажду Всеславом крови". Чародей действительно пролил немало крови, однако большая часть его княжения была отдана мирных хлопотам. Десять лет он жил в согласии с Ярославом Мудрым, потом еще десять - с его сыном, киевским князем Изеславом, которому полочане помогли воевать с кочевниками-турками. Как раз с этого времени, с половины XI столетия, плывет над Двиной величественный корабль софийского собора. Всеслав возводил храм в честь святой Софии, чтобы доказать миру равенство Полоцка с Новгородом и Киевом, где такие соборы появились несколько раньше. До этого белокаменных храмов полочане не стоили, поэтому князь пригласил в город византийских архитекторов. К ним, на ходу осваивая строительные секреты, добавились местные мастера: нельзя же было, чтобы главный собор Полоцкой земли возводили руками чужеземцев.

Греческое слово "София" означает - мудрость, мастерство. Предки объясняли его шире - как великое человеческое братство, объединенное общими заботами и стремлениями. Собор должен был стать символом единства всех жителей княжства. Его строили всем обществом. На установленном у крыльца огромном валуне, который через несколько столетий станет музейным экспонатом, старинный полоцкие мастера оставили свои имена: Давыд, Тума, Микула, Копысь, Варышка. Ширина фундамента крыльца почти соотвествовала толщине стен - от 1,5 до 2,5 метров. Храм получился на то время грандиозный. 5.с.51

Трое сыновей Ярослава Мудрого создали союз, который был нацелен против самостоятельного полоцкого княжества. Расширяя самостоятельность княжества, Всеслав провел подряд три похода. В 1065 году пошел на Псков, который продержал в осаде, но не взял. В 1067 году на берегу реки Черехи он разбил князя Новгородского Мстислава Изяславича и занял Новгород, расплатившись за уничтожение Полоцка в 980 году. Новгород наполовину был сожжен. Всеслав захватил пленных и снял с Новгородской Софии колокола. И, наконец, в начале 1067 года он отправился на Новогрудок, откуда выбил отряд киевлян, подчинил город себе, сделав его центром полоцкой колонии на литовских землях.

Такая активность Всеслава казалась очень опасной Ярославичам, - Изеславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому. Их войска вторглись на Полотчину. Глубокой зимой 1067 г. объединенными силами был осажден Минск. – один из важнейших городов Полоцкого княжества. Жители Минска, очевидно ожидая скорого прихода Всеслава с войском, решили обороняться. Они, как свидетельствует летопись, «затворишася в граде». Однако минчане не смогли устоять против могущества всей южной Руси, и Ярославичи взяли город. Почти все его жители – мужчины, женщины и дети – были либо убиты, либо взяты «на щит», т.е. в плен.

Всеслав Полоцкий, узнав, что Минск находится в руках Ярославичей, поспешили на помощь. 3 марта 1067 г. в снегопад состоялась битва, которая получила всемирную известность, благодаря гению автора "Слова о полку Игоревом". Вот что он написал: « На Немиге снопы стелят головами, молотят цепами стальными, жизнь кладут на току, душу веют от тела. Немиги кровавые берега не добром были засеяны, засеяны были костями сынов русских »4.с.81 Трудно сказать, сколько воинов было с каждой стороны, кто отличился доблестью, сколько тысяч полегло; Всеслав вернулся в Полоцк, а Ярославичи не имели сил на погоню.

Битва на Немиге была одной из самых трагических вех в борьбе Полоцкого княжества как за усиление своего политического влияния, так и за право независимого существования. В соответствии с традициями того времени южнорусские князья после этой важной для них победы «область Полоцкуюразоряли». Всеслав, «видя свое ослабление», послал к Изяславу Киевскому просить мира. Зная об исключительности личности Всеслава, о его высоком авторитете у своего населения, победители решили обманом взять его в плен.

Ровно через 4 месяца, 10 июня противники встретились снова, однако на этот раз для мирных переговоров. Встреча состоялась возле Орши. На левом берегу Днепра стояли Ярославичи, на правом- Всеслав. Последний, с двумя сыновьями, переплыл на лодке реку. Гарантией его безопасности и неприкосновенности было слово и целование креста, которое прилюдно сделали братья Ярославичи "Приходи к нам, не сделаем тебе зла". Когда же Изяслав, идя впереди, ввел Всеслава к себе в шатер, его люди кинулись на полоцкого князя и скрутили его. Потом Ярославичи отправились в Киев, где заточили пленников в тюрьму. По сути, судьба князя была решена, каждую минуту его и сыновей могли убить.

Однако история распорядилась так, что Всеслав Полоцкий, просидел в заточении более года, вышел из него в ореоле славы, как народный герой. В 1068г. началось нашествие половцев во главе с ханом Шаруканом. Проиграв битву га р.Альте, Изяслав с братьями бежал, оставив Киев без защиты. 15 сентября 1068 года киевляне, разграбив дом и подворье Изяслава, освободили Всеслава и провозгласили его великим князем Киевским.Летописи не донесли до нас подробностей семимесячной деятельности Всеслава на киевском престоле.

Когда изгнанный киевлянами Изяслав с войском польского короля Болеслава Храброго пошел на Киев отвоевывать свой престол, Всеслав, чтобы преградить ему путь, подошел к Белгороду. Здесь он выбрал удобный момент и ночью тайно направился в Полоцк (апрель 069 г.). Изяслав, овладев Киевом, выгнал Всеслава из Полоцка и посадил там своего сына Мстислава (вскоре умершего и замененного братом Святополком). Всеслав бежал, по-видимому, к води (вожанам), набрал из нее войско и 23 октября того же года появился у Новгорода, но был на голову разбит. Вскоре Всеслав с новой дружиной еще раз был разбит у Голотьчска на этот раз Ярополком Изяславичем, но затем все-таки овладел родным Полоцком.

В 1077 г. Владимир Мономах совершил два похода на Полотчину. В 1078 г. он снова появился под стенами Полоцка с силами не только южной, но и северной Руси, подкрепленными еще и ордою половцев. Однако, как и предыдущий раз, благодаря воинскому искусству Всеслава, стойкости его войска и полочан, город взят не был. В отместку Мономах вместе с новгородским князем Святополком сжег окрестности Полоцка и других городов.

В ответ Всеслав осенью 1078 г. совершил нападение на Смоленск и «ожьже» его, т.е. сделал с ним то, что Мономах с Полоцком. Весть об этом застала Мономаха, скорее всего, в Чернигове, так как именно с черниговцами он погнался за Всеславом. Однако догнать полоцкого князя не удалось. В 1084 г. Мономах совершил очередной поход на Минск, своеобразный форпост Полоцкому княжеству на его южных рубежах. В «Поучении детям» Мономах писал об этом: «На ту осень идохом с черниговци и с половци, с читеевичи, к Меньску: изъехахом город, и не оставихом у него ни челядина, ни скотины» 3.с.141.

После бурных событий Всеслав правил Полоцким княжеством еще три десятилетия, но уже успокоился, поняв, что Киев не согласится с укреплением Полотчины и тем более не сможет стерпеть ее территориального прироста за счет смоленских, новгородских или туровских земель. Поэтому он проводил освоение исторических литовских земель.

Даже неоднократные военные поражения и неудачи Всеслава как государственного деятеля не могут умалить его славу и заслуги перед Полоцкой землей.

О том, что в Киеве внимательно следили за событиями, за деятельностью Всеслава, свидетельствует и летописное сообщение о его смерти: «В лето 6609(1101) преставился Всеслав, Полоцкий князь, месяца апреля, в 14 день, в 9 час дня, в среду». По отношению к другим князьям такая хронологическая точность почти не встречается. 6.с.25.

Именно его политика обеспечила самостоятельность Полоцкому княжеству.