- РАЗДЕЛ IX
БЕЛАРУСЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941 - 1945)
§ 1. Беларусь в начальный период войны
Нападение
фашистской
Германии на СССР
22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вторглись на территорию СССР. Началась война, которая вошла в историю как Великая Отечественная война народов Советского Союза $а свою свободу и независимость.
Разрабатывая планы нападения, фашистский тоталитарный режим, существовавший тогда в Германии, ставил цель ликвидировать советское государство, захватить новые земли, уничтожить или вытеснить из европейской части-СССР миллионы людей. Правители Германии были убеждены в слабости Красной Армии, непрочности советского государственного строя и предполагали, что при первых же неудачах СССР как многонациональное государство развалится и рухнет. Согласно плану «Барбаросса», разработанному в конце 1940 г., они рассчитывали еще до наступления зимы разгромить основные силы Красной Армии и победоносно закончить войну. Самоуверенные фашистские генералы спорили о сроках разгрома СССР, называя от 9 до 17 недель. Генеральный штаб вермахта обещал фюреру победу максимум через 16 недель. Сам же Гитлер хвастливо заявлял, что с Советским Союзом будет покончено в течение шести, а может быть, и трех недель.
К началу войны против СССР Германия располагала огромной военной мощью. Она опиралась на экономический потенциал почти всей Западной Европы. Ее вооруженные силы к июню 1941 г. превышали 8,5 млн солдат и офицеров. Для войны против Советского Союза Германия выделила 153, а вместе со своими союзниками — 188 дивизий. Их поддерживали 4 немецких военно-воздушных флота, авиация Румынии и Финляндии. В общей сложности для военных действий на Восточном фронте Германией была направлена 5,5-миллионная армия, имевшая на вооружении 3580 танков (из них 1634 - новейших моделей), до 30 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. боевых самолетов.
Войска западных военных округов Советского Союза насчитывали перед началом войны 170 дивизий и 2 бригады (около 2,7 млн человек личного состава). На вооружении они имели 8,8 тыс. танков (из них 1475 новых типов), 7,4 тыс. боевых самолетов (из них 1540 новых типов), 46800 стволов артиллерии и минометов. То есть по количеству вооружений, размещенных у западных границ, Красная Армия не уступала немецкой [39. С. 345].
_--------_™_™ 371Однако война с самого начала сложилась для советской стороны очень неблагоприятно. На всем фронте от Балтийского до Черного морей Красная Армия вынуждена была отступать и нести тяжелые потери. Фашистская Германия использовала свои преимущества, полученные в результате милитаризации экономики и всей жизни страны, двухлетнего опыта военных действий на Западе, превосходства в вооружениях и численности войск на намеченных стратегических участках. Немаловажную роль в неудачах в первоначальный период войны сыграла также обычная нераспорядительность и неорганизованность партийных и государственных органов, особенно командования Красной Армии.
Учитывая неизбежность войны с фашистскими агрессорами, советское правительство предпринимало в предвоенные годы серьезные меры по укреплению экономического и военного могущества страны. Однако полностью завершить подготовку к обороне не удалось. Наряду с этим, партийно-государственным и военным руководством СССР были допущены серьезные просчеты в оценке внешнеполитической и военно-стратегической ситуации. Войска приграничных округов не были приведены в должную боевую готовность. Несмотря на концентрацию немецких войск на границе, И. Сталин и его окружение игнбрировали многочисленные аналитические и разведывательные данные о готовящемся нападении и делали все, чтобы, как они считали, не спровоцировать нападение Германии на СССР.
На боеспособности Красной Армии отрицательно сказались массовые репрессии против военных кадров в конце 30-х - начале 40-х годов. Накануне войны только 7 % командиров имели высшее военное образование, а 37 % не прошли полного курса обучения даже в средних военных учебных заведениях. В некоторых случаях дивизиями командовали капитаны, потому что все более опытные старшие по званию офицеры были арестованы [40. С. 88].
Исключительно тяжелые бои развернулись с первых же дней войны на территории Беларуси. Придавая первостепенное значение наступлению своих армий в направлении Минск - Смоленск - Москва, германское командование против 46 дивизий (26 стрелковых, 12 танковых, 6 моторизованных и 2 кавалерийских) Западного особого военного округа бросило группу армий «Центр» в составе 50 дивизий, в том числе 15 танковых и моторизованных [39. С. 346]. В нападении участвовал второй военно-воздушный флот, а также большое количество артиллерийских, саперных, инженерно-строительных и других частей и подразделений.
Одновременно с сильным артиллерийским обстрелом пограничных районов немецкая авиация подвергла ударам места расположения советских войск, аэродромы, железнодорожные узлы в Гродно, Белостоке, Бресте, Волковыске, Барановичах, Лиде и других городах. В результате этого в первый же день войны на Западном фронте было выведено из строя 738 самолетов (из них 528 уничтожено на земле), что составило 38 % боевых машин военно-воздушных сил Западного фронта.
-------------------.--------------372Сопротивление
•рагу.
Массовый героизм советских воинов
Уже в первые часы войны советские воины совершили многочисленные мужественные и героические поступки, беспримерные подвиги. В районе Гродно застава пограничников во главе с лейтенантом В. Усовым в течение десяти часов отбивала атаки целого батальона гитлеровцев. Утром
22 июня лейтенант П. Рябцев таранил вражеский самолет над Брестом, младший лейтенант Д. Кокарев совершил такой же подвиг в районе Зем-бров, старший политрук А. Данилов - в районе Гродно. В первый же день войны было сбито более 100 вражеских самолетов. Героически сражался гарнизон Брестской крепости. Отдельные группы ее защитников продолжали сопротивление почти месяц. На одной из стен сохранилась надпись «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина! 20. VII. 1941 г.». За бессмертный подвиг защитников Брестской крепости ей в 1965 г. было присвоено звание « Крепость- герой».
Стойкое сопротивление врагу было оказано в районе Жабинки, где 23 июня танкисты 22-й дивизии разгромили колонну немецких войск. Артиллеристы 235-го полка подбили 21 вражеский танк и бронетранспортер в районе Малориты. 30-я танковая дивизия героически сдерживала в районе Пружан две танковые дивизии врага. Сильный контрудар предприняли из района южнее Гродно части 3-й и 10-й армий. Чтобы ликвидировать прорыв, враг бросил сюда два корпуса и повернул некоторые танковые части с Вильнюсского направления. Однако командование Западного фронта потеряло управление войсками. В первые часы войны не имели реального представления о положении дел на западной границе ни политическое руководство страны, ни высшее военное командование. В конце первого дня войны из Москвы пришла директива наркома обороны С. Тимошенко, требовавшая неотложно начать наступательные действия «с целью разгрома немецких группировок в районах, где они нарушили государственную границу». Сухопутным войскам приказывалось при этом: «...до особого приказа границу не переходить». Авиации предлагалось «мощными ударами уничтожить немецкую авиацию на ее аэродромах» [33. С. 269].
Через несколько дней ожесточенные сражения развернулись в Минском укрепленном районе у Радошковичей, Рогове, на подступах к За-славлю. В ходе трехдневных боев воинами 64-й дивизии было уничтожено около 300 танков, броне- и автомашин противника [1. С. 372]. Широкую известность во всей стране в это время получил подвиг экипажа самолета в составе капитана Н. Гастелло, лейтенантов А. Бурденюка, Г. Скоробогатого и старшего сержанта А. Калинина, направивших 26 июня в районе Радошковичей свой горящий самолет на вражескую колонну танков и автоцистерн.
28 июня 1941 г. Минск был захвачен вражескими войсками. На запад от города в окружении оказались соединения 3-й и 10-й армий, часть сил
3734-й армии, две дивизии 13-й армии, которые до конца первой декады июля сковывали до 25 немецких дивизий. Часть советских войск пробилась из окружения, но многие красноармейцы и командиры были взяты в плен. По данным иностранных источников, в ходе боев западнее Минска немцы взяли в плен 330 тыс. советских бойцов и командиров, захватили много боевой техники и вооружений [33. С. 271]. Кроме того, в результате быстрого продвижения танковых и моторизованных соединений противника по всей территории Беларуси большое число советских воинов попало в окружение, плен, было рассеяно по лесам.
В конце июня напряженные бои шли на Бобруйском и Борисовском направлениях. Севернее Бобруйска оборонялся 4-й воздушно-десантный корпус, в районе Борисова - прибывшие из резерва ставки Верховного Главного командования полки Московской мотострелковой дивизии, курсанты Борисовского танкового училища и другие части. Три дня под Борисовом шли тяжелые бои. Враг потерял здесь около 70 танков.
В результате выхода немецких войск в междуречье Березины и Днепра положение войск Западного фронта еще больше осложнилось. Ставка Верховного Главного командования создала новую линию обороны в составе трех армий (19-й, 20-й и 22-й) на рубеже Западная Двина-Днепр с целью остановить продвижение врага. 1 июля командующим Западным фронтом был назначен маршал С. Тимошенко. Бывшее командование фронта и некоторых его соединений - генералы Д. Павлов, В. Климов-ских, А. Таюрский, А. Григорьев, А. Коробков, С. Аборин и другие - за «бездеятельность» и «трусость» было осуждено и расстреляно.
Утром 6 июля 20-я армия силами двух механизированных корпусов нанесла контрудар в направлении Сенно-Лепель. С обеих сторон в боях здесь участвовало 1500 танков. К 8 июля советские войска отбросили неприятеля на 30-40 км, однако 8-9 июля оказались почти в полном окружении. Многие воины попали в плен, в том числе и сын И. Сталина Я. Джугашвили. Только отдельные группы солдат смогли пробиться в район Орши.
Героически защищала Витебск 153-я стрелковая дивизия. Около месяца она вела бои в окружении, затем, прорвав линию фронта, пробилась к своим. Напряженными были бои на рубеже Днепра, особенно в районе Могилева и Орши. Под Оршей 14 июля немцы впервые испытали на себе мощь удара батареи реактивных установок (позже названных «катюшами»), которой командовал капитан И. Флеров.
23 дня продолжалась оборона Могилева. Особо ожесточенные бои шли на участке 474-го и 388-го стрелковых полков. Только 12 июля в 14-часовом бою возле д. Буйничи воинь! последнего подбили 39 танков противника [1. С. 377]. 16 июля враг окружил город, 10 дней красноармейцы стойко сражались в окружении. Вместе с ними бились отряды народного ополчения фабрики искусственного шелка, кожевенного и труболитейного заводов. Шесть суток отбивал атаки врага батальон милиции в составе
.....................................—............................._ 374250 бойцов под командованием капитана К. Владимирова. Более 230 работников милиции вместе с командиром погибли [73. С. 19].
На Гомельском направлении оборонялись соединения 12-й армии. В разгар битвы за Могилев и Смоленск они нанесли контрудар в направлении Бобруйска. Был форсирован Днепр, освобождены Жлобин и Рогачев. 12-дневный рейд в тыл противника западнее Бобруйска совершила кавалерийская группа в составе 3 дивизий генерала О. Городовикова. Она освободила Глуск, Старые Дороги, ударила на Осиповичи. Эти действия отвлекали на себя крупные силы противника, имели большое морально-мобилизующее значение.
Встретив героическое сопротивление Красной Армии на территории Беларуси, в конце июля немецко-фашистские войска вынуждены были приостановить наступление, перейти к обороне и укреплению флангов группы армий «Центр». 4 августа 1941 г. Гитлер, заслушав в Борисове доклад о больших потерях немецких войск, отметил, что если бы он перед войной в достаточной мере был проинформирован о силе Красной Армии, то .принять решение о нападении на СССР ему было бы гораздо сложнее [33. С. 275].~
В начале августа немецкие войска силами 25 дивизий стали теснить войска Центрального фронта и 19 августа ворвались в Гомель. К началу сентября 1941 г. вся территория Беларуси была полностью оккупирована.
Бои в Беларуси сыграли большую роль в срыве гитлеровских планов «молниеносной войны», позволили Ставке ВГК укрепить оборону на Московском направлении.
В первые недели войны партийно-государственным руководством Беларуси осуществлялись меры по организации жизни республики в военных условиях. 2 млн человек в это время участвовало в строительстве оборонительных сооружений [1.С. 375]. Из добровольцев, не подлежавших призыву в армию, было создано 78 истребительных батальонов и более 200 формирований народного ополчения. В них входило 46 тыс. человек [1. С. 376]. Они вели борьбу с диверсантами, шпионами, парашютными десантами, охраняли промышленные объекты, железнодорожные узлы. В четырех из 10 областей - Витебской, Могилевской, Гомельской и Полесской - в основном успешно была проведена мобилизация военнообязанных. В июне-августе в ряды Красной Армии из БССР влилось более 500 тыс. человек. Армии было передано 2,5 тыс. автомашин, 35 тыс. лошадей [33. С. 277].
В относительно короткий срок на восток страны было эвакуировано более 1,5 млн гражданского населения, 190 детских учреждений. Удалось вывезти много материальных ценностей: более 120 предприятий, 3200 металлообрабатывающих станков, почти 9 тыс. моторов, 9 тыс. единиц оборудования и машин легкой промышленности, почти 4 тыс. вагонов продукции и сырья. Из восточных областей было отправлено 5 тыс. тракто-
Мобилизация
людских
и материальных
ресурсов
375Оккупация Беларуси,
Установление «нового порядка»
ров, 223 комбайна, 136 молотилок, перегнано 674 тыс. голов крупного рогатого скота, вывезено 94 тыс. т зерна [33. С. 277].
В первые недели войны партийные и советские органы проделали значительную работу по созданию подполья и партизанских отрядов. 1 июля 1941 г. под Могилевом было проведено совещание работников, направлявшихся в тыл врага. В нем участвовали первый секретарь ЦК КП(б)Б П. Пономаренко, маршалы Советского Союза К. Ворошилов и Б. Шапошников. ЦК и обкомы КП(б)Б направили на работу в тылу врага 1215 коммунистов, сформировали десятки отрядов и сотни диверсионных групп. Большинство из них достигло своих мест назначения [1. С. 379].
Захватив территорию Беларуси, гитлеровцы установили здесь оккупационный режим, так называемый «новый порядок», целями которого были ликвидация советского государственного и общественного строя, грабеж природных ресурсов и национального богатства. По отношению к населению «новый порядок» обернулся режимом невиданного геноцида, террора и насилия. В соответствии с планом «Ост» захватчики предполагали оставить в Беларуси только 25 % населения для использования в качестве рабочей силы. Остальные 75 % подлежали уничтожению или высылке. Национал-социалист Гитлер руководствовался при этом теорией расового превосходства немцев, необходимости расширения для них жизненного пространства и правомерности эксплуатации ими других народов.
Было установлено новое административно-территориальное деление Беларуси. Восточная ее часть была отнесена к «области армейского тыла». Власть здесь осуществлялась военными и полицейскими органами, подчиненными штабу тыла группы армий «Центр». Южная часть Беларуси была отнесена к рейхс-комиссариату Украины. Северо-восточную часть немцы включили в состав Пруссии и генерального округа «Литва». Примерно третья часть республики вошла в так называемый генеральный округ «Беларусь». Высшим властным органом здесь являлся «Генеральный комиссариат Беларуси». При проведении своей политики гитлеровцы создавали на местах вспомогательный административный и полицейский аппарат из противников советской власти, изменников Родины и прочих коллаборационистов. В оснойном они верно служили гитлеровцам, зачастую превосходя их в жестокости, насилии и издевательствах над белорусским народом.
Вооруженной опорой фашистского режима на захваченных территориях являлись оккупационные войска вермахта - охранные дивизии. В 1941 г. их на территории Беларуси было 5 [33. С. 281]. Общая же численность военно-полицейских сил доходила до 160 тыс. человек. К тому же осенью фашисты направили в Беларусь несколько профашистских, так называемых «украинских» формирований и «литовский» батальон, которые использовались для охраны коммуникаций, борьбы с партизанами, унич-
376г
тожения евреев. В частности, «литовский» батальон только с 5 октября по 7 ноября 1941 г. уничтожил в Беларуси 43 тыс. человек [33. С. 282].
На территории Беларуси действовало более 260 лагерей смерти, их филиалов и отделений. Только в Тростенецком лагере смерти под Минском было уничтожено 206500 человек. Это больше, чем в любом другой подобном лагере во время второй мировой войны, кроме Освенцима, Майданека и Треблинки.
