`начало демократизации войска. Приказом санкционировалось создание выборных солдатских комитетов и Советов рабочих и солдатских депутатов, подчинение им политического движения в армии при сохранении в руках командования всей полноты власти по чисто военным вопросам. Солдаты уравнивались в правах со всеми гражданами страны [5, с. 459].
Временное правительство и командование армии вынуждены были согласится с приказом №1. Ставка Верховного главнокомандующего телегреммой от 11 марта рекомендовала штабу Западного фронта стать на путь компромисов с Советами рабочих депутатов, которые состояли из умеренных элементов и признавали необходимость продолжать войну до победы. Телеграмма требовала от командиров частей установить контроль над выборами в Советы и добиваться избрания в качестве депутатов умеренных офицеров, которые проводили бы проправительственную линию [5, с. 459].
Согласно постановлению Минского Совета, принятого в конце марта 1917 г., солдатские комитеты должны были обеспечивать возможность для солдат участвовать в политической жизни страны и в перестройке её на новых основах, содействовать росту культурного уровня и политического сознания солдатской массы и с этой целью создавать политические клубы, кружки самообразования, библиотеки, читальни, школы, лекции, спектакли. Совет высказался за необходимость реформ, направленных на улучшение быта солдат, рабочих и крестьян, всех граждан России, и вместе с тем за установление в войсках на новых свободных основах порядка и дисциплины.
Выборы солдатских комитетов начались в марте – апреле. В конце августа на Западном фронте действовали 7284 комитета, в том числе 60 дивизионных, 15 корпусных и 3 армейских [3, с. 141]. Разграничить политические и военные вопросы они не могли, поскольку политика и война переплетались на каждом шагу, даже на бытовом уровне. Защищая гражданские права солдат, данные революцией, комитеты постоянно вмешивались в их взаимоотношения с офицерами и часто высказывали недоверие последним. Нередки были случаи отстранения от должности и арестов офицеров и генералов. Учитывая настроения солдатской массы, военный министр заменил даже командующего Западным фронтом и ввёл новую должность комиссара фронта, на которую назначил меньшевика В. Жданова [3, с. 146 – 147]. Тем не менее взаимоотношения между солдатами и офицерами продолжали обостряться. Всё чаще случались случаи отказа целых дивизий подчиняться командованию, ещё более массовым стало дезертирство.
Таким образом, приказ №1 Петроградского Совета и соответствующие постановления местных Советов, горячо поддержанные большевиками, привели к появлению в войсках двоевластия и ускорили их разложение. Наиболее активно и целенаправленно занимались такой деятельностью большевики, которые по инициативе В. Ленина в апреле 1917 г. взяли курс на социалистическую революцию, на завоевание власти. Часто политическое и просветительно-культурное движение, которое пытались организовать в войсках Советы, очень скоро переплелось с антивоенным, непосредственно направленным против офицерского корпуса, который в преобладающем большинстве выступал за продолжение войны и требовал восстановления дисциплины в армии. В результате солдатское движение выходило (в значительной мере стихийно) за те пределы, которые определялись решениями Советов рабочих и солдатских депутатов [5, с. 460].
7 – 17 апреля 1917 г. в Минске состоялся I съезд военных и рабочих депутатов армии и тыла Западного фронта. Участвовало в нём более 700 человек. Одним из главных организаторов съезда был Минский Совет рабочих и солдатских депутатов. Неслучайно его председателя Б. Позерна выбали председателем съезда. На съезд были приглашены лидеры Петроградского Совета и эсеро-меньшевиков Чхеидзе, Церетели, Скобелев, Гвоздев. Государственная дума послала на съезд М. В. Родзянко и Ф. И. Родичева [3, с. 159]. По партийному составу депутатов съезд в большинстве был эсеро-меньшевистским. Приметную роль играли и большевики [5, с. 460].
По вопросу о войне съезд вслед за Советами поддержал заявление Временного правительства от 28 марта, в котором декларировалось, что цель свободной России – «не господство над другими народами, не отнятие у них национального их достояния, не насильственный захват чужих территорий, но утверждение прочного мира на основе самоопределения народов» [3, с. 162]. Съезд призвал все народы, которые участвовали в войне, добиваться от своих правительств перехода на такие же позиции в отношении войны и мира. А пока признал необходимым для России продолжать войну с целью защиты революции. Как и Советы, съезд разделял принцип условной поддержки политики Временного правительства и признал необходимым постоянный его контроль со стороны Петроградского Совета [5, с. 460].
Съезд утвердил Положение о солдатских комитетах, которые должны были объединять солдатов и офицеров в ротах, полках, дивизиях, корпусах и в масштабах фронта. На уровне армий создавались Советы солдатских депутатов. Фронтовой комитет в политическом отношении подчинялся Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов. На солдатские организации возлагалась задача содействовать повышению боеспособности революционной армии, управлять политическим движением солдат как части революционной демократии, обеспечивать их общественные, политические и культурно-бытовые потребности. В пределах своей 䐺омпетенции солдатские комитеты получали возможность влиять на командный состав войск путём письменной аттестации командиров. Отрицательная аттестация, если она утверждалась более высоким органом солдатского самоуправления, являлась основанием для отстранения командира от должности. Выборы командиров не допускались. В тыловых гарнизонах солдатские организации имели непосредственное представительство в Советах рабочих и солдатских депутатов и в политическом отношении им подчинялись. Исполнительный комитет фронта получил право контроля за деятельностью фронтового командования и должен был обеспечивать соответствие её интересам революционной армии и народа [5, с. 460 – 461].
Съезд высказался за предоставление солдатам всех прав и свобод, которые получили российские граждане в результате революции, в том числе свободы слова, печати, собраний, союзов, совести. Он отменил некоторые суды и меры наказания для солдат, а также различные ограничения их прав вне сужбы. Вместе с тем съезд подчеркнул необходимость сохранения строгой военной дисциплины на службе, осудил дезертирство как позор и измену революции и призвал дезертиров добровольно вернуться в свои части. Местным Советам был адресован призыв принять соответствующие меры к тем дезертирам, которые не хотели возвращаться на военную службу. На съезде были приняты решения, направленные на обеспечение армии всем необходимым, на улучшение материального положения военных и их семей, прежде всего фронтовиков. Показательно и то, что съезд высказался за государственное финансирование Советов [3, с. 170 – 172].
Съезд признал свободу классовой борьбы и классовых объединений рабочих и их права на организацию забастовок, собраний, уличных манифестаций и демонстраций. по раБочему вопросу он предложил правительству выдать декреты об установлению минимума заработной платы и повышении её в соответствии с ростом дороговизны, о введении 8-часового рабочего дня без уменьшения заработка, о распространении надзора инспекции труда на все сферы применения наёмного труда и др. Вместе с тем съезд выступил против установления 8-часового рабочего дня явочным порядком и призвал рабочих и всех граждан внести свой вклад в защиту завоеваний российской революции [5, с. 462].
На фронтовом съезде был рассмотрен и аграрно-крестьянский вопрос. Съезд принял предложения об упразднении сословий и установлении полного гражданского равноправия крестьян, о неотложной конфискации церковных и монастырских земель. окончательное решение аграрного вопроса откладывалось до Учредительного собрания, для которого были сформулированы рекомендации, основанные на программе эсеров. Съезд выступил против самовольных захватов земли [5, с. 462].
Таким образом, съезд военных и рабочих депутатов амий и тыла Западного фронта своими решениями закрепил победу буржуазно-демократической революции в войсках, которые находились в Беларуси. Лучшие их представители целиком поддержали демократические преобразования в стране, засведетельствовали понимание сложной ситуации и задач, которые стояли в то время перед народом. Съезд выступил против стихийного, самовольного решения рабочими и крестьянами наболевших вопросов, принял определённые меры, направленные на недопущение разложения армии, повышение политического и гражданского сознания солдатской массы, её организованности и роли в демократическом обновлении страны и войск.
