Добавил:
kostikboritski@gmail.com Выполнение курсовых, РГР технических предметов Механического факультета. Так же чертежи по инженерной графике для МФ, УПП. Писать на почту. Дипломы по кафедре Вагоны Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВОВ / ВОВ / 1 курс / СУРСЫ / Освобождение Беларуси от немецких оккупантов2.doc
Скачиваний:
199
Добавлен:
14.08.2017
Размер:
105.98 Кб
Скачать

Освобождение Беларуси от немецких оккупантов.

В Результате стратегического наступления Красной армии в I943 г- Фронт приблизился к Белару - си 22 сентября был освобожден первый районный Центр БССР - Комарин, а к концу месяца ашисты

были выбиты из Хотимска, Климович, Кричева.

26 ноября 1943 г. был освобожден Гомель, куда сразу же переехали ЦККП(б)Б, СНК БССР и БШПД. Зимой 1943-1944 гг. советские войска велибои за освобождение восточной части Беларуси. Главные события разворачивались на Витебском и Бобруйском направлениях. В январе-марте 1944 г. была проведена Калинковичско-Мозырская операция с участием Гомельского, Полесского и Минского партизанских соединений. 14 января были освобождены Мозырь и Калинковичи.

Немцы упорно искали способы и пути сдерживания наступления советских войск. Они пытались еще активнее привлекать на свою сторону тех, кто сотрудничал с ними, расширить их ряды, помешать начавшемуся переходу на сторону партизан своих помощников - членов разных вспомогательных и полицейских формирований. В феврале 1943 г. к витебским партизанам перешла большая часть волго-татарского батальона, созданного фашистами из военнопленных татар, башкир и других народов Поволжья. В августе к партизанам присоединилась так называемая русская национальная бригада В. Гиль-Родионова общей численностью около 2 тыс. человек. Все более массовым становилось индивидуальное дезертирство полицаев, особенно после объявления амнистии тем их них, кто лично не был замешан в убийствах и казнях советских граждан.

В сентябре - ноябре 1943 г. путем принудительной мобилизации начали интенсивно формироваться, в том числе из членов «Союза белорусской молодежи», белорусские полицейские батальоны под непосредственным началом немецких офицеров. К февралю 1944 г. было создано 7 таких батальонов общей численностью около 4 тыс. человек. Одновременно была предпринята попытка создавать так называемые оборонные деревни, в которых селились семьи как местных полицейских, так и отступивших вместе с немцами их пособников из других регионов. Было создано несколько десятков таких деревень, преимущественно в западной части Беларуси.

В декабре 1943 г. немцы попытались создать видимость сформирования белорусского национального правительства. Было объявлено о создании Белорусской центральной рады с правами совещательного органа. Президентом ее стал Р. Островский. Рада развернула активную деятельность. В округах создавались наместничества или отделы. Они помогали гитлеровцам бороться против партизан, выколачивать из населения поставки для немецкой армии. С марта 1944 г. путем мобилизации создавалась так называемая Белорусская краевая оборона, в которой руководство рады видело будущее национальное войско. За неявку призывавшихся в назначенное время и место предусматривалась смертная казнь. К концу марта было мобилизовано в эти формирования примерно 24-25 тыс. человек. Главное командование Белорусской краевой обороны возглавлял майор Ф. Кушель. Для ее офицеров и подофицеров налаживалась трехнедельная подготовка. К середине апреля было создано 36 пехотных и 6 саперных батальонов. В основном они выполняли охранные функции. Однако отдельные из них принимали участие и в вооруженной борьбе против партизан.

27 июня 1944 г. Белорусской центральной радой в Минске было проведено мероприятие, которое его участники объявили Вторым всебело-русским конгрессом. В нем участвовали бургомистры, начальники полиции, члены различных профашистских организаций. Конгресс объявил себя «полноправным и наивысшим представителем белорусского народа», избрал Р. Островского президентом рады, высказал непризнание БССР как формы белорусской государственности, объявил недействительными все польско-советские соглашения, касавшиеся Беларуси. Поскольку Красная Армия уже приближалась к Минску, участники конгресса, не завершив работу, перебрались в Германию.

Утром 23 июня 1944 г. началась операция по разгрому немецко-фашистских войск в Беларуси, получившая название «Багратион». Н

Освобождение осуществляли 1-й, 2-й и 3-й Белорусские, 1-й При- балтийский фронты, 1-я армия Войска Польского и другие формирования.

Ситуация на фронтах:

Продолжая один на один сражаться с главными силами фашистской Германии и её союзниками, зимой 1944 года Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам тяжёлое поражение. Были полностью уничтожены 30 дивизий и 6 бригад, 142 дивизии и 1 бригада потеряли от половины до двух третей боевого состава. Для пополнения своих войск немецкому командованию пришлось перебросить на советско-германский фронт 40 дивизий и 4 бригады из Германии и других стран Западной Европы. Красная Армия освободила колоссальную территорию почти 330 тысяч квадратных километров, на которой до войны проживало около 19 миллионов человек.

Однако немецкие войска всё ещё представляли большую силу.

В июле 1944 года германская промышленность достигла высшей точки развития за годы войны. За первое полугодие заводы выпустили более 16 тысяч самолётов, 8,3 тысячи танков и штурмовых орудий.1

Выжимая последние силы из страны и народа, лихорадочно стремясь отсрочить неминуемое поражение, гитлеровское руководство проводило мобилизацию за мобилизацией, нанося огромный ущерб немецкой нации. В составе армий фашистской Германии насчитывалось 324дивизии и 5 бригад.По-прежнему основная часть наиболее боеспособных соединений находилась на советско-германском фронте. Здесь нам противостояло 179 хорошо укомплектованных немецких дивизий и 5 бригад, а также 49 дивизий и 12 бригад союзников Германии. В этих войсках было 4,3 миллиона человек, 59 тысяч орудий и миномётов, 7,8 тысяч танков и штурмовых орудий, около 3,2 тысячи боевых самолётов.

В рядах действующей Красной Армии было около 12,9 тысяч боевых самолётов.

История не знает примеров, чтобы страна, ведя колоссальное сражение на всём стратегическом фронте, одновременно восстанавливалась столь высокими темпами и в таком масштабе разрушенное хозяйство. Зимой и весной 1944 года Советский Союз достиг значительных успехов в увеличении своей экономической мощи. В первом полугодии было произведено 16,3 тысячи средних и тяжёлых танков и самоходно-артиллерийских установок, свыше 119 миллионов снарядов, авиабомб и мин. Усилия народа, объединённого партией, обеспечивали всё необходимое для разгрома врага.

Операция «багратион»:

Генеральное наступление было начато 23 июня войсками 1-го Прибалтийского фронта (командующий генерал-полковник И.Х. Баграмян, член Военного совета генерал Д.С. Леонов, начальник штаба генерал В.В. Курасов), войсками 3-го Белорусского фронта (командующий генерал-полковник И.Д. Черняхов, член Военного совета генерал В.Е. Макаров, начальник штаба генерал А.П. Покровский) и войсками 2-го Белорусского фронта под командованием генерал-полковника Г.Ф. Захарова. На другой день перешли в наступление войска 1-го Белорусского фронта под командованием генерала армии К.К. Рокоссовского.

В тылу врага партизанские отряды, части и соединения начали активные операции, заранее увязанные с действиями фронтов. При штабах фронтов действовали отделы по руководству партизанским движением. Они осуществляли большую работу по связи, материально-техническому обеспечению партизанских частей и координации их действий. Надо сказать, что в Белорусской операции партизанские части и отряды развернули исключительно большую активность. Этому в значительной степени способствовал лесистый характер местности. В этих местах больше, чем где-либо, осталось солдат и офицеров при отступлении наших войск в 1941 году.

С первых же дней наступления в Белоруссии на всех направлениях разгорелись ожесточённые сражения на земле и в воздухе, хотя метеорологические условия несколько ограничивали действия авиации обеих сторон. Хорошо пошли дела с прорывом обороны противника у А.М. Василевского. Так же хорошие результаты были достигнуты и 2-м Белорусским фронтом, где 49-я армия генерала И.Т. Гришина, успешно прорвав оборону на могилёвском направлении, с ходу захватила плацдарм на Днепре.

Удар 1-го Белорусского фронта на Парачи развивался в соответствии с планом. 1-й танковый корпус генерала М.Ф. Панова, войдя в прорыв, в первый же день углубил его в сторону Бобруйска до 20 километров. Это дало возможность с утра следующего дня ввести в дело конно-механизированную группу генерала И.А. Плиева.

25 июня группа И.А. Плиева и корпус М.Ф. Панова, сбивая части отступающего противника, начали быстро продвигаться вперёд. Уверенно развивали удар 28-я и 65-я армии. Танковые и артиллерийские части, преодолев на парачском направлении лесистый участок, так разворотили и размесили заболоченные места, что они даже для тягачей стали труднопроходимыми.

Инженерные части и бойцы всех родов войск, воодушевлённые успехами прорыва, напрягали все силы, чтобы как можно быстрее сделать бревенчатую дорогу. И она вскоре была построена, что значительно облегчило работу тыловых органов.

Началось сражение. Прорыв обороны противника развивался медленно. Видя это, А.В. Горбатов обратился с просьбой разрешить ему выполнить свой первоначальный план и нанести удар танковым корпусом севернее. Его предложение было поддержано. Операция вполне удалась. Противник был опрокинут, и танкисты Б.С. Бахарова, выигрывая фланг группировки противника, стремительно двинулись к Бобруйску, отрезая немцам единственный путь отхода через Березину.

После этого удачного манёвра наших войск противник начал отход с рубежа Жлобин-Рогачёв, но было уже поздно. Единственный мост у Бобруйска 26 июня был в руках танкистов Б.С. Бахарова.

Танковый корпус М.Ф. Панова, выйдя в район северо-западнее Бобруйска, отрезал все пути отхода противнику, находившемуся в самом городе. Таким образом, 27 июня в районе Бобруйска образовалось два котла, в которых оказались немецкие войска 35-го армейского и 41-го танкового корпусов общей численностью до 40 тысяч человек. Сотни бомбардировщиков 16-й армии С.И. Руденко, взаимодействуя с 48-й армией, наносили удар за ударом по группе противника. На поле боя возникали сильные пожары: горели многие десятки машин, танков, горюче-смазочные материалы. Всё поле боя было озарено зловещим огнём. Ориентируясь по нему, подходили всё новые и новые эшелоны наших бомбардировщиков, сбрасывая на противника бомбы разных калибров.

Немецкие солдаты, как обезумевшие, бросались во все стороны, и те, кто не желал сдаться в плен, тут же гибли. Гибли сотни и тысячи немецких солдат, обманутых Гитлером, обещавшим им молниеносную победу над Советским Союзом. В числе сдавшихся в плен оказался командир 35-го армейского немецкого корпуса генерал Лютцов.

Окончательная ликвидация противника в районе Бобруйска была возложена на 48-ю армию П.Л. Романенко и 105-й стрелковый корпус 65-й армии. 3-й, 65-й армиям, 9-му и 1-му гвардейским танковым корпусам было приказано, не задерживаясь в районе Бобруйска, стремительно наступать в общем направлении на Осиповичи. Город был освобождён 28 июня. А 29 окончательно был очищен от противника и город Бобруйск.

На Слуцк стремительно наступала 28-я армия генерала А.А. Лучинского и конно-механизированная группа генерала И.А. Плиева.

После разгрома противника в районе Витебска и Бобруйска фланговые группировки наших войск значительно продвинулись вперёд, создавая прямую угрозу окружения основных сил армий «Центр».

Не правильно проанализировав сложившуюся ситуацию, немецкое командование совершила одну из своих роковых ошибок, которая обрекла войска на катастрофический исход. Вместо быстрого отхода на тыловые рубежи и выброски сильных группировок к своим флангам, которым угрожали советские ударные группировки, немецкие войска втягивались в затяжные фронтальные сражения восточнее и северо-восточнее Минска.