Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

neobuddizm

.pdf
Скачиваний:
13
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
154.62 Кб
Скачать

НЕОБУДДИСТСКИЕ СЕКТЫ: РЕАЛЬНОСТЬ УГРОЗЫ

Оговоримся сразу, речь в данной публикации пойдет не о традиционном буддизме, который во многих странах Азии является стержнем государственной идеологии. Поскольку там буддистское вероучение культивировалось тысячелетиями и глубоко внедрилось в структуру и менталитет общества, стало скорее образом жизни, нежели религией.

В наших же условиях буддизм часто проявляется в форме модернистских сект, адепты которых используют лишь отдельные элементы буддистского вероучения и формы его культовой практики. Эти организации, с их высоким эмоциональным воздействием на новообращённых, очень быстро укрепляют свои позиции в странах, где подорван авторитет старых религий.

Специалисты – религиоведы смотрят на экспансию необуддизма с большой тревогой. Ведь цель верующего буддиста – достижение состояния нирваны, что означает «освобождение от страданий, желаний и смертной оболочки». В модернизированных буддистских учениях этот догмат гипертрофируется в полное отрицание ценности человеческой жизни – как своей, так и чужой. Если в большинстве религий самоубийство считается величайшим грехом, то для сторонников новых буддистских сект – это один из возможных способов достижения нирваны, путь освобождения от неизбежности новых рождений и от закона кармы. К тому же большинство необуддистских объединений практикует обожествление живого лидера – «гуру» (учителя). Например, члены клубов восточных единоборств, которые нередко используются в качестве «крыш» для буддистских сект, при появлении своего наставника обязаны отдавать ему почести, упав ниц и отбивая поклоны. Причем не имеет значения, где это происходит: в спортивном зале, офисе фирмы на улице или в метро.

Большинство буддистских сект сформировалась в результате смешения буддизма махаянистского толка (в отличие от более раннего течения хинаяны, целью махаяны является «отказ от личного спасения ради помощи и освобождения всех живых существ») и местных религиозных верований., а

1

потому имеют национальный оттенок тех стран, где они возникли. Поэтому им чужды интересы стран пребывания. Соответственно воспитываются и новые члены сект из числа местных граждан, которым навязывается идея превалирования корпоративных интересов над гражданскими, возможность игнорирования существующего законодательства.

Учитывая рост на територии Украины численности выходцев из Вьетнама (только в Киеве их численность превышает 1500 человек), следует принимать во внимание популярность в среде представителей вьетнамской диаспоры буддистских сект «Као – дай» и «Хоа – хао», возникших в Индокитае в период борьбы с колониализмом. Высший их этический принцип – верность долгу, т.е. «братству». Замкнутые организационных структур этих сект пытаются распространять своё влияние на соплеменников под предлогом «оказания защиты и опеки».

В прошлом году в Китае произошли массовые столкновения приверженцев секты «Фалуньгун» с органами общественной безопасности, завершившиеся арестами сотен необуддистов. После этого власти КНР объявили о запрете деятельности секты и выдвинули требование госдепартаменту США осуществить экстрадицию руководителя «Фалуньгун» Ли Хунчжи в Китай. Влияние идей этой секты на китайскую диаспору в Украине пока ничтожно. Хотя в Киеве насчитывается более 3000 китайских граждан, однако ряды местной организации секты пока пополняются, как ни странно, исключительно гражданами нашего государства. Однако действия сектантов свидетельствуют об их решимости отстаивать свои идеи любыми методами, не останавливаясь при этом перед совершением правонарушений.

Уходящие корнями в традиционную японскую культуру многочисленные секты «Нитирэн», «Реюкай», «Сокка – гаккай» не признают других религий и имеют ярко выраженную националистическую окраску, что не мешает им создавать свои ячейки в других странах, где компактно проживают лица японской национальности.

После применения 20 марта 1995 года в токийском метро боевого отравляющего вещества «зарин», когда пострадали сотни ни в чём не повинных

2

людей (включая 12 погибших), скандальную известность приобрела секта «АУМ Синрикё», созданная в 1987 году специалистом по иглоукалыванию Тидзуо Мацумото, более известным под именем Сёко Асахара. Новоявленный «гуру» провозгласил себя «аватарой» – очередным воплощением Христа на Земле. В результате тщательного обыска на принадлежавшем секте участке земли возле Токио полицией были выявлены свыше тысячи бочек с компонентами для производства смертоносных газов, в количестве достаточном для гибели 10 миллионов людей. Кроме того, найдены специальная литература, штаммы вирусов и технологические установки, необходимые для производства бактериологического оружия. 6 апреля в центре Токио были арестованы аумовцы и в багажнике их автомобиля обнаружены 10 пистолетов и специальное снаряжение, находящееся на вооружении специальных отрядов полиции. Цель руководства секты была очевидной – в рамках назначенного Асахарой «Армагеддона» (третьей мировой войны) и последующего за ним «конца света» создать в Японии обстановку страха и паники с целью вызвать цепную реакцию и в других странах, где расположены центры «АУМ».

Чтобы понять мотивы, движущие представителями «АУМ», нужно обратиться к постулатам её вероучения. В центре его стоит идея «спасения человечества» представляет соединение модернизированного буддизма с элементами индуизма и христианства. Члены секты делятся на «самана» (отказавшихся от мирской жизни) и простых мирян. Основным заданием последних является сбор средств (практика жертвования) на распространение учения «АУМ» и налаживание связей с представителями органов власти. В зависимости от размеров пожертвований и количества новообращённых, верующий получал особые отличия в виде различных инициаций: например, ему вручалась фотография «гуру». Как сообщила газета «Иомиури», на момент происшедших событий Асахара только в Японии обладал земельными участками общей площадью 136 тыс. кв. метров, 16 зданиями в Токио и других префектурах страны.

3

С момента основания центры «АУМ Синрикё» появились в США, Германии, Шри – Ланке и других странах. Но наиболее многочисленным стал российский филиал, насчитывавший одно время около 35 тысяч членов. Ещё весной 1995 года на радиостанции «Маяк» в лучшее эфирное время выходили передачи, возвещавшие «Учение истины АУМ» на постсоветское пространство. Анкета поступавших в секту (как правило, молодых людей) напоминала анкету поступавшего в подпольную диверсионную группу. В ней требовалось указать группу крови, наличие водительских прав, область интересов (24 пункта, включая мореплавание и металоведение) и особо: куда можно звонить открыто, куда звонить не называя себя, а также звонить в случае особой необходимости.

Фактически роль структуры «АУМ» выполнял Российско – японский университет, который непосредственно курировал секретарь Совета безопасности при президенте России О.Лобов. Японская полиция установила, что в России секта внесла денежные пожертвования на сумму 5 млн. долларов в фонд университета, который фактически стал ширмой для деятельности «АУМ». После химической атаки в Токио органы безопасности Японии составили сводный список высокопоставленных «контактов» руководителей секты, в который попали многие яркие российские политики того времени (Лобов, Руцкой, Хасбулатов), руководители Минздрава, Министерства социальной защиты населения, Минатома, представители провинциального истеблишмента, «отец» лазерной техники академик Басов. Тележурналисты японской компании Эн – Эйч – Кэй обратили внимание на странное обстоятельство – лидерам секты был открыт доступ в закрытое для всех остальных учебное заведение – МИФИ, где готовятся кадры для российской секретной науки, и прежде всего ядерной индустрии.

Арестованный в 1995 году японской полицией «министр строительства» теневого правительства «АУМ» Хаякава Киехиде (известный в религиозных кругах как «Тироппа») имел многочисленные связи в российских коридорах власти. Он уделял большое внимание вопросам возможного приобретения оружия и боевой подготовки в России и в Украине членов секты с целью создания собственных «полицейских сил». Для выполнения деликатных миссий

4

при московском филиале «АУМ Синрикё» была учреждена охранная компания «АУМ протект», По личному распоряжению министра обороны Грачёва, представители секты закупили российский военно – транспортный вертолёт. Как свидетельствует токийская газета «Майнити», в 1995 году на основе произведённого в СССР автомата АК – 47 японские аумовцы тайно изготовляли своё стрелковое оружие.

Хаякава осуществил в 1991 –1995 г.г. более 20 поездок в Россию, однако не обнаружено никаких признаков того, что он принимал участие в религиозной деятельности секты. Но, вместе с тем, в конфискованной у него тетради отмечены такие слова, как «ядерная боеголовка», «танк», «автомат». Согласно информации японских спецслужб, «министр строительства» часто встречался с дилерами, которые имеют деловые связи в Украине, на предмет получения из нашей страны образцов сложной военной техники. Характерная деталь – в окружении упомянутых дилеров и их украинских визави фигурировали представители компаний недвижимости, связанных с японской гангстерской организацией «Инагава – кай».

Кстати, некоторые время спецслужбами проверялся российский след химических составляющих аумовских отравляющих веществ. Поэтому не случайно эта буддистская секта причислена правительством США к числу наиболее опасных террористических организаций.

На территории Украины учение Асахары тоже получило распространение, хотя и в меньших масштабах чем в России. В 1994 году, только учитывая неопределённость отдельных уставных положений и печальный опыт деятельности «Белого братства», городское Управление по делам религий отказало киевским аумовцам в регистрации религиозной общины. Прибывшие из Москвы в апреле 1995 года миссионеры «АУМ» попытались, правда безуспешно, зарегистрировать в Киеве «Общество по изучению и популяризации восточных культур «УРАУМГ» («Аум» в названии завуалировано, но прочитывается).

Три года спустя в Киеве были пресечены нарушения налогового законодательства и проведение под прикрытием коммерческой фирмы

5

религиозной деятельности со стороны руководства общества с ограниченной ответственностью «Саттва». Как оказалось, его отделения функционировали также в Днепропетровске, Одессе, Львове и других городах Украины. Деятельность общества координировалась из Москвы через фирму «Кали», которая была специально создана функционерами секты для проведения коммерческих и пропагандистских операций. В ходе обыска были изъяты и конфискованы несколько тысяч единиц видео – и аудио – продукции пропагандистского толка, которую сектанты планировали распространять на территории постсоветских государств в рамках подготовки к очередному «концу света». Руководитель фирмы Винник А.М. привлечён к уголовной ответственности и приговорён за финансовые злоупотребления Подольским районным судом города к 5 годам лишения свободы (условно) по ст.155\.3 УК Украины .

В1998 году одного из лидеров «АУМ Синрикё» Оути Тисиясу, который имел намерение посетить Украину с целью активизации местных единомышленников, в пути арестовала кипрская полиция за убийство в Токио одного из сектантов, после чего его депортировали в Японию. Впрочем, и в Украине, куда он собирался приехать по подложной визе, его ожидала аналогичная процедура, благодаря информации оперативно переданной «Интерполом» украинским правоохранителям.

Впоследние месяцы в зарубежной прессе вновь появились сообщения об активизации в Японии структур «АУМ». Согласно данных местной полиции, в 1999 году число членов секты фактически достигло своей первоначальной численности, т.е. 5,5 – 10 тысяч человек. Действуют 15 офисов и 100 центров для проведения различных религиозных действ. Расширяется материальная база: в 1998 году объёмы торговли магазинов, которые принадлежат «АУМ», составили 4 млрд. иен (около 20 млн. долларов США), а лекции и семинары дали чистую прибыль на 176 тысяч долларов. Адепты секты проводят эффективную вербовочную работу во многих элитных университетах страны, рабочих общежитиях, в полицейских и военных казармах, через газеты и журналы, имеют собственную страничку в Интернете. Возраст большинства

6

членов – от 20 до 30 лет. Агенство общественной безопасности Японии, 1700 следователей которого следят за деятельностью секты, в 1998 году подало запрос о её запрете по Закону о подрывной деятельности от 1952 года, однако получило отказ под предлогом того, что «АУМ» якобы не представляет более угрозы.

Представители секты, несмотря на арест и осуждение руководителей, не исключают проведение акта, имитирующего «конец света». В этом году должен выйти на свободу харизматический член высшего звена «АУМ» Фахиморо Джоджу, который взял на себя руководство организацией после ареста Асахары. Во Владимирской области Российской Федерации целая деревня перешла под контроль сектанов – жителей Москвы, а в Крыму действует тайный аумовский «монастырь». Даже ужесточение Закона «О свободе совести» и необходимость перерегистрации религиозных организаций привели не к сворачиванию деятельности в России «АУМ», а лишь к смене вывески – теперь секта является «Обществом любителей японской культуры».

Многие секты стараются проникнуть из религиозной сферы в сферу культуры, образования, спорта, медицины. Свидетельством чему является разнообразие форм проявления необуддизма. Напрасно вы будете искать в уставах этих культурно – просветительских организаций или клубов восточных единоборств какие – то призывы к насилию. Наоборот, цели благие – «духовное самосовершенствование, изучение восточных культурных традиций». Истинные побудительные мотивы их деятельности знают лишь немногие «избранные», а остальным членам секты предназначена роль бездумных исполнителей.

В 1987 году житель Черкасс В.И.Скубаев легализовал в родном городе клуб буддистов «Белый Лотос» – филиал лаосской школы кунг – фу «Ша – фут

– фань». По словам Скубаева, местное «братство» существовало в подполье к тому времени на протяжении 10 лет, а сам он несколько лет «духовно совершенствовался» в Лаосе. В 1991 году им уже была зарегистрирована религиозная община, насчитывающая 200 – 250 «воинов света». Вскоре был построен внушительный «монастырь – ашрам», стены которого способны

7

выдержать длительную осаду. Организация имеет разветвлённую сеть филиалов в Киеве, Одессе, Харькове, Полтаве, Херсоне, Луганске, Ялте, Днепропетровске, Луцке и Львове. За пределами Украины её руководители поддерживают тесные связи с единомышленниками в России, Казахстане и странах Индокитая.

Устав организации предусматривает жёсткую иерархию и дисциплину, воспитание членов в духе фанатичной преданности «учителю» Скубаеву и наставникам, в готовности к самопожертвованию «ради идей школы». Предполагая «беспощадную борьбу с врагами», руководители «Белого Лотоса» постоянно поддерживали среди единомышленников убеждённость в необходимости держать в тайне информацию о деятельности школы, культивировали доносительство и постоянный страх наказания. Для зачисления в школу кандидат подавал заявление, где указывал о своём добровольном отказе от гражданских прав и свобод, а также просил считать его собственностью «Белого Лотоса». Выход из секты допускался только в случае выплаты «учителю» значительной суммы отступного.

Даже после изъятия правоохранительными органами из помещений клуба незаконно хранящегося там оружия и проведённых профилактических мероприятий члены «Белого лотоса», продолжали поддерживать тесные связи с представителями криминального мира, В отношении некоторых из них были возбуждены уголовные дела по статьям 80 (сокрытие валютной выручки), 196,ч.2 (нарушение правил административного наблюдения со стороны ранее осуждённых), 222 (незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление и сбыт оружия) КК Украины. Если добавить к этому, что Скубаев планировал создать политическое объединение под характерным названием «Партия арийского единства» и стремился продвинуть «своих» людей в органы местной власти, то пожалуй картина происходящего будет исчерпывающей.

Руководители киевской общины «Белого Лотоса» в 1992 – 1993 г.г. пытались создать силовую структуру с жёсткой внутренней дисциплиной. С этой целью ими было организовано несколько спортивных секций для подготовки специалистов по рукопашному бою. Впрочем, в силу некоторых

8

причин массовый набор к ним не получился. Поэтому члены организации посетили ряд местных коммерческих структур с предложением предоставить охранные услуги в обмен на финансовую «помощь» общине, но ни одна из фирм не дала на это своего согласия. В связи с рассмотрением в Черкасском городском суде в начале 1993 года вопроса об отказе в регистрации обществу «Белый Лотос», его киевский филиал сменил название и устав, зарегистрировавшись в Печерском районе столицы как частная школа кунг – фу «Меу – Дам» с юридическим адресом по ул.Грушевского,28\2. Руководят школой жители Черкасс С.М.Гончар и М.А.Бабенко. Группа существует за счёт платного обучения восточным боевым искусствам и насчитывает около 30 учеников.

Исходя из вышеизложенного, возникает закономерный вопрос: сколько ещё фанатиков из числа представителей экзотических для нас религий, которые пока не привлекли к себе внимание общества, вынашивают преступные планы? Ещё памятны угрозы лидера печально известного «Белого братства» Ю.Кривоногова «уничтожить человечество» в случае непризнания «живого бога Марии Дэви Христос». Стоит напомнить: только в Киеве функционируют десятки незарегистрированных религиозных организаций, что впрочем не противоречит действующему законодательству Украины. Подобное расхождение де – факто и де – юре не может не тревожить.

К тому же, в свете ужесточения российского законодательства в религиозной сфере существует реальная угроза перемещения из соседней страны региональных центров некоторых деструктивных культов в Украину сект, прибытие в Киев во время празднования 2000 – летия Рождества Христова новоявленных «мессий». Поскольку в свете ужесточения российского законодательства существует реальная угроза перемещения из соседней страны региональных центров некоторых сект, что свидетельствует об угрозе проникновения деструктивных культов в сферу культуры, образования, спорта и медицины.

9

Это даёт серьёзные основания компетентным органам проявлять повышенный оперативный интерес к этим структурам с целью предупреждения и пресечения деяний, опасных для общества и его граждан.

Контроль со стороны государства за деятельностью буддистских сект и прочих неорелигиозных течений, которые, как правило, действуют тайно или отрицают свою религиозную сущность, труден и сопряжён с возможными обвинениями в посягательстве на свободу совести. Однако обвинения в адрес правоохранительных органов относительно их бездействия перед лицом существующей угрозы безосновательны. Профилактика преступлений (т.е. ликвидация предпосылок их возникновения) менее эффектна, чем пресечение открытых преступных проявлений и борьба с их последствиями, но более эффективна. Можно уверенно утверждать о высокой квалификации в этой сфере наших силовых структур. Стоит напомнить, что штурмы баз религиозных сект «Народный храм» (1978 год) и «Ветвь Давидова» (1993 год) подразделениями американского спецназа и сотрудниками ФБР имели своим следствием сотни жертв. В то же время, проведённые в Киеве «Белым братством» осенью 1993 года массовые акции по случаю провозглашённого его лидерами «конца света», только спровоцировали нервные расстройства впечатлительных граждан после сенсационных публикаций в СМИ и не привели к гибели людей.

10