Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
УК_комм_Громов_2007.doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
2.29 Mб
Скачать

Глава 15.1. Конфискация имущества

24 марта 2006 года Государственная Дума ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма. Помимо России Конвенцию уже подписали 26 государств, в том числе Великобритания, Италия и Испания. От имени России документ был подписан 17 ноября в Страсбурге. В соответствии с требованиями Конвенции, государства-участники обязаны осуществлять тесное международное сотрудничество, с тем чтобы обеспечить неотвратимость ответственности за террористическую деятельность. Также документом предусмотрены обязательства участников по обмену соответствующей информацией, проведению расследований и оказанию друг другу правовой помощи.

Основной новацией документа является криминализация публичного подстрекательства к совершению террористических преступлений, вербовке и обучению лиц для совершения террористических преступлений. Государства-участники, согласно Конвенции, обязаны принимать меры по предотвращению терроризма, задействовав для этого СМИ, неправительственные общественные организации и гражданское общество в целом.

Среди мер, предполагаемых к применению в целях борьбы с терроризмом, в Конвенции присутствуют и те, которые до последнего времени отсутствовали в российском уголовном законодательстве. В первую очередь это относится к такой мере, как конфискация имущества.

Надо сказать, что у данного вида уголовного наказания в российском законодательстве в последние годы была сложная судьба. Конфискация имущества как вид наказания активно применялась правоохранительными органами в советское время (ст. 35 Уголовного кодекса РСФСР от 27 октября 1960 г.), в качестве дополнительного наказания она предусматривалась практически за все экономические преступления, а также за многие тяжкие преступления и некоторые преступления средней тяжести. Насколько обоснованными были такие меры в каждом конкретном случае, сейчас уже сложно сказать, но следует учитывать, что конфискация предусматривалась и за шпионаж, и за измену Родине, а, как известно, по этим статьям иногда преследовались инакомыслие и борьба за гражданские права и политические свободы.

В Уголовном кодексе РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ конфискация имущества как вид наказания сохранилась, его понятие в целом осталось прежним, но изменились принципы его применения (ст. 52). Теперь конфискация имущества могла быть установлена только за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Это правило определяло основную цель назначения такого наказания - борьба с экономическими и иными преступлениями, совершаемыми из корыстных побуждений. В этом, помимо прочего, выразилась деидеологизация уголовного законодательства, произошедшая после распада Советского Союза.

Однако у такой радикальной меры, как конфискация у осужденных их имущества, нашлось немало противников, причем были они и в стане центристского большинства, и в стане либеральной оппозиции. Первые, являющиеся представителями чиновничества разных уровней, опасались за сохранность имущества этой группы, приобретающей в последнее время все более серьезные активы. Либералы же мотивировали свое негативное отношение к конфискации имущества в первую очередь заботой о защите прав и свобод человека. Они неоднократно критиковали судебную систему России и заявляли, что конфискация имущества в условиях отсутствия полной независимости судебного корпуса является в первую очередь инструментом отъема имущества у отдельных бизнесменов, попавших в немилость к властям. В первую очередь это касается пресловутого "дела Юкоса".

Поскольку число противников конфискации имущества было значительным, а ее защитников было немного, был принят Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", которым в Уголовный кодекс РФ были внесены изменения, статья 52 УК была исключена, а из текста Особенной части были удалены все упоминания о конфискации имущества. При этом была сохранена возможность применения уголовно-процессуальной (в соответствии со ст. 81 УПК РФ) конфискации вещественных доказательств, а именно: орудий преступления, принадлежащих обвиняемому; предметов, запрещенных к обращению; денег или иных ценностей, нажитых преступным путем. Кроме того, никак не изменилась норма Гражданского кодекса, посвященная конфискации имущества, отдельные ее положения "повисли в воздухе". В соответствии с частью 1 статьи 243 ГК в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). То есть Гражданский кодекс продолжал ссылаться на несуществующую норму.

Исключение из Уголовного кодекса РФ нормы, предусматривающей возможность конфискации имущества осужденного, неоднократно критиковалось впоследствии в прессе и в Государственной Думе, делались заявления о том, что отсутствие этой нормы существенно осложняет борьбу с коррупцией, с налоговыми и иными преступлениями, где возможны присвоения крупных имущественных активов, а также борьбу с террористической деятельностью. Дело в том, что уголовные законы развитых стран предусматривают конфискацию имущества как уголовное наказание. Более того, в последние годы в рамках борьбы с коррупцией, легализацией доходов, полученных преступным путем, и террористической деятельностью наметилась тенденция к расширению сферы применения этой меры. Россия же по не совсем понятному стечению обстоятельств двинулась в обратном направлении, причем весьма радикально и явно непродуманно.

Однако, будучи участником многих международных процессов, Россия была вынуждена вернуться к применению конфискации имущества в уголовном праве спустя всего два с половиной года после ее отмены, приняв Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ. Правда, теперь конфискация имущества не является наказанием за совершение преступления, а относится к так называемым "иным мерам уголовно-правового характера", в число которых до последнего времени входили только принудительные меры медицинского характера. Логически такой ход объяснить нетрудно - в случае применения конфискации в виде наказания государство легко можно было обвинить в нарушении презумпции невиновности. Ведь при конфискации, особенно когда изымалось все имущество осужденного, вне зависимости от наличия доказательств, фактически делался вывод о том, что данное имущество приобретено незаконно или на средства, полученные в результате незаконной деятельности.

После отмены возможности применения конфискации как наказания и возвращения ее в уголовный закон в качестве меры уголовно-правового характера такие упреки уже не будут иметь под собой почвы, ведь цель такой меры не в наказании за совершение преступления, а в изъятии незаконно приобретенного имущества либо имущества, направляемого на совершение террористической деятельности. Последнее, в свою очередь, возможно только в случае наличия необходимых доказательств.

Статья 104.1. Конфискация имущества

Комментарий к статье 104.1

Статья дает определение конфискации имущества и перечень имущества, на которое она может быть обращена, а также перечень преступлений (ссылок на статьи УК, которыми эти преступления предусмотрены), в случае совершения которых может применяться конфискация. В отличие от статьи 35 УК РСФСР и статьи 52 УК РФ новая норма не предусматривает конфискации всего имущества осужденного, но сохраняет основные принципы, определяющие суть конфискации: принудительность, безвозмездность и указание на государство как выгодоприобретателя в процессе конфискации.

По новым правилам конфискация имущества может быть применена не только в случае совершения тяжких преступлений, но и преступлений небольшой и средней тяжести, как, например, предусмотренных статьей 147 УК. Конфискация имущества теперь прямо предусмотрена в случае совершения преступлений, предусмотренных 45-ю статьями Уголовного кодекса. Правда, следует заметить, что цели применения данной меры опять изменились, что нашло отражение в перечне преступлений, за которые оно может быть назначено.

Если в первоначальной редакции Уголовного кодекса РФ основной упор был сделан на борьбу с преступлениями, совершенными из корыстных мотивов, то теперь явно заметно стремление бороться с организованной преступностью вне зависимости от того, какие цели преследует та или иная преступная группа. Снова появилась возможность применять конфискацию имущества за шпионаж и измену Родине и иные преступления против основ государственного строя и безопасности государства. Предусмотрена конфискация и в случае совершения всех преступлений, связанных с осуществлением террористической деятельности, за исключением только заведомо ложного сообщения об акте терроризма. Это является прямым следствием ратификации Россией названной выше Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, законодатели просто привели в соответствие уголовное законодательство с обязательствами, принятыми государством в результате подписания этого документа.

Законодатель не стал ограничивать суд в возможности применения конфискации только имущества, непосредственно полученного от преступной деятельности. Конфискации подлежат также следующие виды имущества:

1) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

2) деньги, ценности и иное имущество, используемые или предназначенные для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

3) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому.

В Уголовном кодексе РСФСР и первоначальной редакции Уголовного кодекса РФ предусматривались перечни имущества, на которое не может быть обращено взыскание. В первом случае данный перечень содержался в самом уголовном законе, во втором - имелась ссылка на приложение к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ указанное выше приложение было отменено, новым же законом исключения не предусмотрены, имеются только оговорки относительно рамок, в соответствии с которыми производится конфискация.

Не обращается взыскание на имущество, подлежащее возвращению законному владельцу. Также в том случае, если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Статья 104.2. Конфискация денежной суммы взамен имущества

Комментарий к статье 104.2

Поскольку имущество, подлежащее конфискации, не всегда возможно изъять и обратить в доход государства, статья вводит правило, в соответствии с которым взамен конфискации имущества может быть конфискована денежная сумма, соответствующая стоимости указанного выше имущества.

Статья 104.3. Возмещение причиненного ущерба

Комментарий к статье 104.3

Статья регулирует вопросы, связанные с возмещением ущерба, причиненного преступлением, а именно очередность удовлетворения требований потерпевшего и государства. Первому отдается безусловный приоритет, конфискация производится только после возмещения вреда потерпевшему.