- •Минимальные границы заработной платы. Эффективный контракт
- •Определение понятия "минимальная заработная плата" Международный уровень
- •Национальный уровень
- •Методика установления мрот Международный уровень
- •Национальный уровень
- •Метод (процедура) установления мрот
- •Дифференциация мрот
- •Исключение определенных категорий работников из положений о мрот
- •Интервал и база для расчета мрот
- •Обеспечение соблюдения норм о мрот
- •Отказ от установления мрот как элемент внутренней политики
- •Тенденции развития правового регулирования мрот
- •1.1.1.2. Актуальные проблемы правового регулирования минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
- •Глава 2. Мировой опыт правового регулирования минимальной оплаты труда на региональном уровне
- •2.1. Исторические прообразы регионального установления мрот
- •2.2. Дискуссия о целесообразности децентрализации регулирования мрот
- •2.3. Региональный мрот и проблема дискриминации
- •2.4. Основания установления региональных мрот Международно-правовое регулирование
- •Национальное регулирование
- •Методы регулирования мрот
- •Органы, устанавливающие мрот на региональном уровне
- •Критерии для расчета уровня мрот
- •Частота пересмотра величины регионального мрот
- •Дифференциация региональных мрот
- •Глава 3. Правовой анализ практики установления минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации
- •Глава 4. Минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации и реформа мрот: выводы и предложения
- •II. Актуальные вопросы перехода на эффективный контракт Глава 5. Реформа оплаты труда в бюджетной сфере: проблемы перехода на "эффективный контракт"
- •Глава 6. Мировой опыт правового обеспечения эффективности труда работников бюджетной сферы
- •6.1. Предпосылки реформирования управления бюджетной сферой
- •6.2. Проблема целесообразности реформы управления бюджетным сектором и систем оплаты труда его работников
- •6.3. Особенности реализации концепции "нового управления" бюджетной сферой в зарубежных странах
- •6.4. Правовое обеспечение эффективности труда работников бюджетной сферы за рубежом на современном этапе
- •Глава 7. Эффективный контракт
- •7.1. Проблемы применения примерной формы трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения
- •7.2. Дополнительная работа в государственных (муниципальных) учреждениях в свете доктрины "эффективного контракта"
- •7.3. Работа по совместительству в государственных (муниципальных) учреждениях в контексте перехода на "эффективный контракт"
- •Глава 8. Программа поэтапного совершенствования систем оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждения на 2012-2018 годы
- •8.1. Правовая характеристика программы
- •8.3. Предложения по совершенствованию правового регулирования эффективного контракта
- •Список использованных источников
Глава 6. Мировой опыт правового обеспечения эффективности труда работников бюджетной сферы
6.1. Предпосылки реформирования управления бюджетной сферой
Во второй половине ХХ века наиболее экономически благополучные западные страны столкнулись с проблемой неэффективности бюджетного сектора, низкого качества предоставляемых им услуг и недостаточной квалификации его работников. В рамках общей политики сокращения бюджетных затрат была поставлена задача оптимизации управления бюджетным сектором.
Для сбора данных и анализа проблем в большинстве стран были созданы правительственные комиссии: так, в США эту работу проводила Комиссия по организации исполнительной ветви власти (т.н. первая и вторая комиссии Гувера, соответственно 1947-1949 и 1953-1955 гг.), в Канаде - Королевская комиссия по организации правительства (т.н. комиссия Гласско, 1960-1962 гг.) и Королевская комиссия по финансовому менеджменту и отчетности (т.н. комиссия Ламберта, 1976-1979 гг.), в Великобритании - Секция по эффективности, подотчётная премьер-министру (1979-1983 гг.) и др.*(193)
Работа комиссий показала, что в бюджетной сфере царит неразбериха, бюджетные средства расходуются неэффективно, сотрудники набираются и используются бессистемно, повышение квалификации сотрудников не рассматривается руководством как интегральная часть управленческой деятельности, а отчетность нерегулярна и фрагментарна.
Кроме того, системы оплаты труда и методы мотивации персонала были недостаточно скоординированы с задачами учреждений и ведомств, а квалификационно-тарифные сетки и процедуры - избыточно усложнены. Было очевидно, что в управлении бюджетной сферой необходимы безотлагательные реформы.
Реформы, осуществленные по результатам данных исследований, затронули как законодательство, так и организационно-административные аспекты управления.
Основная часть изменений пришлась на период конца 1970-х-1990 гг. В их основу была положена возникшая в начале 1980-х гг. и стремительно набиравшая популярность концепция так называемого "нового управления бюджетной сферой"*(194) (New Public Management, NPM).
Эта концепция заключалась в заимствовании методов корпоративного управления, применяемых в частном секторе экономики: децентрализации принятия решений, снижении иерархичности, повышении гибкости, выстраивании механизмов обратной связи с работниками и клиентами, стимулировании конкуренции, диверсификации поощрительных выплат и др.*(195)
Предполагалось, что с помощью новых методов удастся повысить качество услуг, предоставляемых соответствующими учреждениями, оптимизировать численность их персонала и снизить финансовую нагрузку на бюджет. Изменения должны были носить системный характер, поскольку в значительной части зарубежных стран понятием "бюджетная" (публичная) сфера*(196) объединяются не только традиционно "бюджетные" в российском восприятии области деятельности (образование, здравоохранение, социальное обслуживание, публичные библиотеки и др.), но и область государственной гражданской (невоенной) службы, а также область деятельности государственных компаний, предоставляющих существенные услуги (электро-, газо- и водоснабжение, пожарная служба, МЧС, почта, телекоммуникации и др.) и органы, выполняющие так называемые "силовые функции" (органы общественной и государственной безопасности, военная служба и др.).
Так, например, в 2012 г. уполномоченный по правам человека Европейского Союза утвердил Принципы публичной службы для гражданских служащих ЕС, в Сингапуре гражданская служба относится к Отделу публичной службы канцелярии премьер-министра, в Канаде гражданские служащие федеральных органов власти именуются "федеральными публичными служащими" (federal public servants/ fonctionnaires), а сама служба - "гражданской" или "публичной" (civil service, public service / fonction civil, fonction publique). В Швеции ни государственные гражданские служащие, ни работники бюджетной сферы в целом не имеют особого статуса и никак не выделены юридически из общей массы работающих по трудовому договору, их труд регулируется нормами трудового права.
Соответственно, реформы, проходившие постепенно и иногда охватывавшие одно-два десятилетия, могли начинаться с любого из этих секторов.
Чаще всего на авансцене реформ оказывались государственные служащие (к обязанностям, ответственности и уровню оплаты труда бывает достаточно претензий практически в любое время и в любой стране), а также сферы здравоохранения и образования, с деятельностью которых в течение жизни постоянно сталкивается большинство населения. При этом концептуальная основа используемых подходов во всех секторах совпадала.
Введение реформ происходило путем принятия специального закона общенационального (для федеративных государств - федерального) уровня.
Так, в США Законом о реформе гражданской службы 1978 г. были впервые введены бонусы, надбавка (премия) за результаты и вознаграждения за эффективность для руководителей учреждений государственной гражданской службы. Впоследствии этот же мотивационный инструментарий был использован и для реформирования управления в остальных секторах бюджетной сферы США.
Канадские реформы передали управление персоналом бюджетных учреждений на уровень департаментов, ввели в практику коллективные переговоры для гражданских служащих и утвердили новую, более строгую систему найма работников (Закон об отношениях персонала в 1967 г., Закон о найме в бюджетной сфере 1967 г.), а в 1992 г. Законом о реформе бюджетной сферы дополнили эти акты, расширив полномочия линейных менеджеров по выявлению оперативных потребностей подразделений и своевременному обеспечению повышения квалификации персоналом в соответствии с такими потребностями. Этим же законом для бюджетников впервые были введены стандарты компетентности, направленные на упрощение оценки персонала и повышение измеряемости эффективности его труда.
В странах Юго-Восточной Азии, Южной Америки и Восточной Европы реформы управления затронули бюджетную сферу значительно позже, в середине 1990-х гг., а африканские страны восприняли эту практику еще на десятилетие позднее. При этом, как правило, такие государства при проведении данной реформы в той или иной степени заимствовали уже существующие модели ее реализации в западных странах.
Так, в Японии Совет по проведению административной реформы был создан в 1994 г., Базовый Закон о реформировании министерств и ведомств центрального правительства был принят в 1999 г., Закон о коллективной децентрализации - в 2000 г., а в 2001 г. правительство выпустило Руководство по реформе системы публичной службы и План по реорганизации и рационализации специализированных государственных учреждений.
В Сингапуре на 1990 г. пришлось выделение в структуре Комиссии по вопросам публичной службы Комиссий по образовательной деятельности и по деятельности полиции и сил обороны. В 1993 г. на основе принципов "нового управления" была проведена масштабная реформа ряда ключевых бюджетных учреждений (телекоммуникации, радиотрансляции, коммунального хозяйства), а в 2001 г. - принята программа "Публичная служба 21 века", закрепившая стандарты обслуживания для бюджетных учреждений (вежливость, клиентоориентированность, высокое качество предоставляемых услуг и др.) и направленная на дальнейшее повышение эффективности труда в данной сфере. Аналогичные процессы в те же годы можно было наблюдать в Гонконге, Южной Корее, чуть позднее в Китае и т.д.*(197)
В странах Ближнего Востока дискуссия о необходимости реформ бюджетной сферы ведётся с середины 1970-х гг., однако недостаточная стабильность региона и отсутствие серьезной политической воли для проведения необходимых изменений обусловливает и отсутствие существенных шагов в этом направлении.
Так, в Израиле и Катаре первые правительственные документы о проведении реформ появились лишь в нынешнем тысячелетии, а единственной реализованной израильтянами реформой стала приватизация части государственных учреждений, позволившая сократить персонал в бюджетной сфере и провести её структурные изменения*(198).
