
- •Раздел III. Преобразование осадков (диагенез)
- •10. Факторы диагенеза
- •Химический состав подземной воды (северо- запад Беларуси, средний девон, гл. 251 м)
- •Классификация природных вод по величине минерализации (по и.К. Зайцеву, н.И. Толстихину, е.В. Пиннекеру и др.)
- •11. Общая схема диагенеза н.М. Страхова
- •12. Диагенез терригенных осадков
- •12.1. Преобразование глинистого материала
- •12.2. Преобразование алевритового, песчаного и гравийного материала
- •13. Диагенез карбонатных осадков
- •13.1. Надприливная зона
- •13.2. Межприливная зона
- •13.3. Мелководная подприливная зона
- •13.4. Рифы
- •13.5. Глубоководная зона
- •14. Диагенез эвапоритовых осадков
- •15. Конкрециеобразование
- •15.1. Кремневые конкреции
- •15.2. Карбонатные конкреции
- •15.3. Сульфидные конкреции
13.5. Глубоководная зона
Диагенез осадков этой зоны наименее доступен для изучения. Однако материалы глубоководного бурения дают возможность говорить о двух резко различных случаях литификации отложений.
П
Рис. 23. Схема
воздействия рассолов испарения на
плейстоценовые карбонатные отложения
клифа Мэй, о-в Сан-Андрес (по М. Косэко): 1 — направление
движения рассолов; 2 — направление
движения метеорных вод
Затяжная литификация.Этот случай присущ наиболее глубоким частям океанической пелагиали, где влияние источников сноса практически никак не сказывается на ходе осадконакопления.
Надо иметь в виду, что в связи с физико-химическими причинами (давление, температура, концентрация углекислоты в водной толще) ниже определенной глубины карбонатные осадки не накапливаются. Эта, так называемая критическая глубина карбонатонакопления (или лизоклин), в Тихом океане колеблется в интервале 4000—5100 м, в Индийском — 4500—5100 м, в Атлантическом — 3650—6000 м.
В пелагических областях глубоководного карбонатонакопления протекает медленная литификация осадков при движении вниз по разрезу, и их превращение в плотные породы происходит на очень больших глубинах от дна океана. Например, в скважине глубиной 1172 м, пробуренной на поднятии Магеллана в Тихом океане через пелагические карбонатные отложения, литифицированные известняки начались лишь с глубины 825 м. По мере превращения пелагических известковых илов в известняки остатки микрофауны и нанопланктона частично растворяются, теряют свою структуру и преобразуются в пелитоморфный карбонат, пронизанный кристаллами кальцита разного размера.
14. Диагенез эвапоритовых осадков
Поскольку геология эвапоритовых отложений — это отдельная и большая область исследований, работа в которой требует специфических знаний сложных законов растворимости большого числа разноообразных минералов в весьма концентрированных водно-солевых растворах, отметим лишь самое главное, что отражает специфику диагенеза эвапоритовых отложений.
Напомним, что слово “эвапориты” означает продукты испарения, а процесс накопления эвапоритов называется галогенезом. В результате этого процесса образуются жидкие и твердые продукты: высокоминерализованные рассолы и разнообразные минералы. К последним относятся ангидрит (СаSO4), гипс (CaSO4·2H2O), галит (NaCl), сильвин (KCl), карналлит (KMgCl3·6H2O), бишофит (MgCl2·6H2O), тахгидрит (CaMg2Cl6·12H2O), мирабилит (Na2SO4·10H2O), лангбейнит [K2Mg2(SO4)3], кизерит (MgSO4·H2O), тенардит (Na2SO4), эпсомит (MgSO4·7H2O), шортит (Na2CO3), нахколит (NaHCO3), трона (Na2CO3·NaHCO3·2H2O) и многие другие. Эвапоритовые минералы начинают кристаллизоваться по достижении некоторой пороговой минерализации рассола, или определенной стадии его концентрирования (сгущения). Например, выпадение гипса начинается при общей минерализации рассола примерно 140—150 г/л, галита — при 280—300 г/л, а сильвина — при 380 г/л.
Из-за высокой способности к растворению и повторному осаждению эвапоритовые минералы уже в диагенезе подвергаются крупномасштабным и часто очень сложным изменениям. Нередко трудно определить, какие минералы изучаемой породы осадились в процессе седиментации, а какие образовались на стадии диагенеза или катагенеза.
Соляные и сульфатные осадки обладают высокой первичной пористостью (50 %). Поры заполнены межкристальной рапой, т. е. тем высокоминерализованным рассолом, из которого выпадал осадок на поверхности и который захоронился вместе с осадком. Соляной осадок представляет собой систему, которая довольно легко уплотняется. Однако главным фактором литификации солей является не механическое (гравитационное) уплотнение, а образование скелетно-каркасных связей между кристаллами соляных минералов, которые выпадают в порах осадка, образуя цемент. Количество новообразованного диагенетического материала может быть весьма велико. Например, при формировании отложений каменной соли 30—60 % всего галита образуется в результате диагенетической докристаллизации.
Какие же причины кристаллизации и растворения минералов в соляном осадке? В нем захороняется рассол, из которого выпадал осадок на поверхности. Поэтому иловый рассол изначально находится в равновесии с осадком, но оно может нарушиться по ряду причин.
В только что выпавший соляной осадок могут поступить растворы иного состава и иной минерализации по сравнению с имеющимися в осадке. Это нередко происходит в результате кратковременного и незначительного опреснения бассейна галогенеза. О существовании таких эпизодов мы судим по наличию в солях тонких прослоек глинистого вещества, которое поступало с континентальным стоком. Поступление рассолов с составом, отличным от состава рассола, находящегося в осадке, может произойти также в результате отжима в рассматриваемый соляной осадок рассола снизу или сбоку из соляного осадка несколько иного минералогического состава. В результате внедрения в осадок “чуждых” ему растворов физико-химическая система осадка выйдет из равновесия. Начнется или растворение соляных минералов, что в дальнейшем вызовет их повторное выпадение (перекристаллизация), или непосредственная кристаллизация минералов в порах осадка. Диагенетическим процессом, который имеет существенные практические следствия, является замещение сильвина (главного минерала калийных руд) галитом в результате отжима рассолов галитовой стадии сгущения из осадков каменной соли в сильвинитовый осадок. Это приводит к растворению сильвина и отложению на его месте галита. Геологам, которые занимаются поисками и разведкой калийных солей, важно знать условия этого процесса и распространение зон замещения сильвинита галитом.
Факторами минералообразования и растворения в соляном осадке являются также колебания температуры, от которой сильно зависит растворимость минералов, и биохимические процессы, связанные с разложением органического вещества, которое часто в обилии захороняется в эвапоритовых осадках (например, восстановление сульфатов с образованием пирита). Важной причиной диагенетических превращений, в первую очередь кристаллизации минералов в соляном осадке, может быть испарение порового раствора в результате вывода осадка на дневную поверхность при перерывах в осадконакоплении. Такое явление особенно характерно для областей мелководной седиментации и надприливных равнин (сабкх). Испарение порового раствора приводит к еще большему его концентрированию и минералообразованию. С такого рода явлением связано образование желваковых (нодулярных) сульфатных пород на сабкхах. В карбонатном или глинистом осадке, содержащем сгущенную в результате внутригрунтового испарения морскую воду, кристаллизуются не только отдельные кристаллы гипса, но формируются также его желваки размером 1—2 см. Их количество может быть столь велико, что осадок, а потом порода представляют собой массовое скопление сульфатных желваков. Такие породы встречаются в девонском разрезе Беларуси; белорусские литологи называют их ангидритами с текстурой “каменной кладки” (рис. 24).
Существенное влияние на ход диагенетических процессов в эвапоритовых осадках оказывает то, что многие эвапоритовые минералы являются кристаллогидратами, т. е. в их кристаллических решетках содержится кристаллизационная вода. При растворении и кристаллизации минералов и превращении одного минерала в другой либо кристаллизационная вода (а она солей не содержит) пополняет поровый раствор, либо часть воды из порового раствора используется для построения кристаллических решеток вновь формируемых минералов. И в том и в другом случае изменяется состав илового раствора, его минерализация или снижается, или возрастает, т. е. поддерживается неравновесность системы. Возникает как бы цепная реакция: диагенетическое минералообразование или, наоборот, растворение минералов сами по себе провоцируют продолжение процессов взаимодействия между иловым раствором и осадком.
Н
Рис. 24. Ангидрит
с текстурой “каменной кладки”
(между сульфатными желваками —
карбонатно-глинистый материал),
Припятский прогиб, скв. Сосновская, 28,
гл. 3334—3372 м,
верхний девон, керн, ум. 2
На стадии диагенеза изменениями затрагиваются преимущественно основные минералы эвапоритового осадка. Например, с диагенетическими процессами в толщах калийных солей связано возникновение крупных идиоморфных кристаллов галита, сильвина, лангбейнита и других минералов, образующих порфиробласты, формирование радиально-лучистых агрегатов ангидрита, сферолитов полигалита. В этот период возникает весьма разнообразная и яркая цветовая гамма, присущая многим эвапоритовым минералам.
В процессе диагенеза эвапоритовых осадков кристаллизуются также доломит, магнезит, кальцит, целестин, барит, кварц, глинистые минералы. Чаще всего они развиваются на тех зародышах, которые образовались еще на стадии седиментации. Кристаллизация осуществляется в межкристальном пространстве, вблизи и внутри пропластков терригенного материала. Возникающие диагенетические кристаллы часто идиоморфны, иногда образуют шестообразные и почковидные агрегаты.