Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
59
Добавлен:
27.04.2017
Размер:
1.39 Mб
Скачать

3. Сульфидные конкреции.

Из материалов изучения сульфидных конкреций в угленосных отложениях можно извлечь интересную информацию о литогенетической истории угленосных отложений. Покажем это на примере угленосных отложений Беларуси. На её территории установлено три этажа угленосности: карбоновый, юрский и неогеновый. Практически все угленосные толщи находятся в Припятском прогибе. И в карбоновых, и в юрских, и в неогеновых отложениях имеются сульфидные конкреции. Это стяжения пирита размером (1–5 см) массивной, реже радиально–лучистой текстуры с песчано–алевритовой примесью. В разрезе пиритовые конкреции тяготеют к угольным пластам или даже размещены в них. Неогеновые конкреции нами детально не изучались, а вот, что касается карбоновых и юрских, то интересно вот что.

Литологическими и палеогеографическими исследованиями установлено, что карбоновые угли паралические, т.е. прибрежно–морские, а юрские угли — континентальные (фации пойм рек и зарастающих озёрных водоёмов). Вместе с тем, изучение современных торфяных болот по всему земному шару, которые являются тем местом, где зарождаются угольные бассейны, показало, что сульфидные конкреции встречаются только в приморских болотах, а в болотах, расположенных на континенте, сульфидов нет. В частности, почти нет сульфидных минералов и в многочисленных белорусских болотах. Указанная особенность вполне понятна: для того, чтобы образовались сульфиды, а они в осадочных условиях образуются в процессе сульфат–редукции, нужны органическое вещество (оно есть и в морских, и в континентальных обстановках), и сульфатная сера, или сульфат–ионы (в морских и приморских обстановках сульфатов много, в континентальных, пресноводных — очень мало).

Почему же тогда есть (и немало) сульфидные конкреции в континентальных юрских отложениях?

Разобраться в этом вопросе опять же помогли данные изотопного анализа, на этот раз серы в сульфидных конкрециях. Изотопный состав серы пиритов из юрской толщи оказался существенно более лёгким, чем из карбоновой. Величина 34S чаще всего укладывается в пределы: для юрских пиритов –34,6...–24,8 ‰, а для карбоновых пиритов — –19,4...–9,2 ‰. Фракционирование (разделение) изотопов серы в процессе сульфат–редукции таково, что образующийся сульфид обогащается лёгким изотопом (32S), причём, чем более вяло протекает процесс редукции, тем разделение сильнее, тем сульфид изотопно более лёгкий. Может ли это дать какую–то подсказку нам для решения поставленного вопроса, почему в юрских углях есть пиритные конкреции, хотя их здесь, как–будто, быть не должно? Можно рассуждать так. Торфяные залежи карбона, которые потом в недрах дали буроугольные пласты, были насыщены морской водой практически с самого начала (прибрежно–морское угленакопление). Свежий торф исключительно активный материал, сульфат–редукция здесь протекала очень интенсивно. Юрские торфяные залежи образовались в пресной воде, потом они были погребены на некоторую глубину, началась углефикация, при этом реакционная сопособность торфяного или уже угольного материала была существенно снижена. Способность участвовать в активной сульфат–редукции у этого материала была сильно уменьшена. И только потом, через миллионы и десятки миллионов лет, этот материал получил возможность контактировать с морской водой, которая поступала сюда из морских бассейнов, отложения которых установлены в разрезах выше угленосных пластов и имеют на разных участках территории различный возраст, в том числе меловой и эоценовый. Поэтому понятно, что сульфат–редукция в юрских углях протекала вяло и привела к значительно более лёгкому изотопному составу серы образованных сульфидных минералов по сравнению с карбоновыми сульфидами, которые формировались в условиях исключительно интенсивного восстановления сульфатов.

Целью этой лекции было не только рассказать какие и как образуются конкреции, но и показать, какие методы применяются для их исследований, какие выводы при этом можно получить, какие далёкие причинно–следственные связи между геологическими явлениями выявляются при изучении конкреций.