Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Метилдопа

.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
19.11.2016
Размер:
39.94 Кб
Скачать

Метилдопа

Этот препарат относится к классу В в соответствии с классификацией FDA. Ему отдают предпочтение как средству первой очереди многие клиницисты, основываясь на докладах о ста­бильности маточно-плацентарного кровотока и гемодинамики плода, а также на основании 7,5 лет наблюдения с ограниченным числом детей, не имеющих никаких отсроченных неблагоприятных эффектов развития после назначения метилдопы во время беременности их мамам.

Преимущества метилдопы:

не ухудшает маточно-плацентарный кровоток и гемодинамику плода;

не дает отсроченных неблагоприятных эффектов развития детей после назначения во время бе­ременности их матерям;

снижает перинатальную смертность;

безопасна для матери и для плода.

Недостатки метилдопы:

не рекомендуется применять на 16–20-й неделе (возможно влияние на содержание допамина в нервной системе плода);

непереносимость: у 22 % наблюдается депрессия, седация, ортостатическая гипотензия.

Адекватных и строго контролированных исследований по другим группам гипотензивных пре­паратов при беременности не проводилось. Даже при объединении результатов исследований в ме­таанализ нет четких доказательств эффективности и безопасности гипотензивных препаратов при беременности.

β-адреноблокаторы

Большинство из опубликованных материалов по гипотензивной терапии у беременных поступают в результате исследований эффектов адреноблокаторов, включая β-блокаторы и α-β-блокатор лабеталол. Существует мнение, что β-блокаторы, назначенные на ранних сроках беременности, в особенности атенолол, могут вызывать задержку роста плода. При этом ни один из этих препаратов не давал серьезных побочных эффектов; хотя для того чтобы утверждать это с полной уверенностью, не достает длительного контрольного наблюдения.

Преимущество β-блокаторов — постепенное начало гипотензивного действия, характеризую­щееся снижением частоты протеинурии, отсутствием влияния на ОЦК, отсутствием постуральной гипотензии, уменьшением частоты респираторного дистресс-синдрома у новорожденного.

Недостатки β-блокаторов заключаются в снижении массы новорожденного и плаценты в связи с повышенным сопротивлением сосудов при их назначении в ранние сроки беременности.

В соответствии с классификацией FDA атенолол, метопролол, тимолол окспренолол, пропрано­лол, лабетолол относятся к классу С, пиндолол, ацебутолол — к классу В.

Dadelszen в 2000 г. провел «свежий» метаанализ клинических исследований по β-блокаторам и сделал очень интересные выводы. Задержка внутриутробного развития плода обусловлена не эф­фектом β-блокаторов, а снижением АД в результате гипотензивной терапии любым препаратом. Все гипотензивные препараты одинаково снижали риск развития тяжелой гипертензии в 2 раза в сравнении с плацебо. При сравнении различных гипотензивных средств между собой каких-либо преимуществ, касающихся влияния на конечные точки (развитие тяжелой АГ, материнская и пери­натальная летальность), не было выявлено.

α-блокаторы используются при лечении АГ беременных, но адекватных и строго контролируе­мых исследований у человека не проводилось. При ограниченном неконтролируемом применении празозина и β-блокатора у 44 беременных женщин не было выявлено неблагоприятных эффектов. Применение празозина в III триместре у 8 женщин с АГ не выявило клинических осложнений че­рез 6–30 мес, дети развивались нормально.

Преимущества этой группы препаратов следующие:

эффективное снижение АД (используют в комбинации с β-блокаторами);

не влияют на ОЦК;

отсутствие неблагоприятных эффектов (по результатам клинических исследований у небольшого количества женщин).

Недостатки:

резкое снижение АД;

возможные ортостатические реакции;

отсутствие адекватных и строго контролируемых исследований у человека.

В соответствии с классификацией FDA празозин, теразозин относятся к классу С, доксазозин — к классу В. В нашей стране, согласно инструкциям Фармацевтического комитета РФ, при АГ у бе­ременных α-блокаторы не применяются.

Антагонисты кальция. Опыт применения антагонистов кальция ограничен их назначением в основном в III триместре беременности. Однако мультицентровое проспективное когортное иссле­дование по применению этих препаратов в I триместре беременности не выявило тератогенности. Недавнее мультицентровое рандомизированное исследование с медленновысвобождающимся ни­федипином во II триместре не выявило ни положительных, ни отрицательных эффектов препарата при сравнении с контрольной группой, не получавшей лечения.

Преимущества антагонистов кальция:

масса плода у женщин, принимавших нифедипин выше, чем у женщин, принимавших гидрала­зин;

раннее применение снижает частоту развития тяжелого гестоза и других осложнений у матери и плода (однако в ряде исследований с использованием нифедипина во II триместре не было выявле­но ни положительных, ни отрицательных эффектов препарата при сравнении с контрольной груп­пой, не получавшей лечения);

отсутствие (по результатам клинических исследований) эмбриотоксичности у человека;

антиагрегантный эффект;

при использовании в I триместре беременности отсутствие тератогенных эффектов (в исследова­ниях не выявлено).

Недостатки антагонистов кальция:

эмбриотоксичность антагонистов кальция у животных;

быстрое снижение АД может привести к ухудшению маточно-плацентарного кровотока (поэтому нифедипин для купирования гипертонического криза у беременных лучше принимать перорально, чем сублингвально);

побочные эффекты: отеки ног, тошнота, тяжесть в эпигастрии, аллергические реакции.

В соответствии с классификацией FDA нифедипин, амлодипин, фелодипин, нифедипин SR, ис­радипин, дилтиазем относятся к классу С.

Диуретики (гипотиазид 25–100 мг/сут). Мнения по поводу применения диуретиков при беременности противоречивы. Обеспокоенность медиков в основном понятна. Известно, что гестоз ассоциирован с уменьшением объема плазмы и прогноз для плода хуже у женщин с хронической гипертензией, у которых не произошло увеличение ОЦК. Дегидратация может ухудшить маточно-плацентарное кровообращение.

На фоне лечения могут развиваться электролитные нарушения, повышение уровня мочевой ки­слоты (а значит, этот показатель нельзя использовать для определения тяжести гестоза). У жен­щин, принимающих диуретики, с начала беременности не происходит увеличения ОЦК до нор­мальных величин. По этой причине из теоретических опасений диуретики обычно не назначаются в первую очередь. Метаанализ девяти рандомизированных исследований, в которых приняли уча­стие более 7000 испытуемых, получавших диуретики, выявил тенденцию к уменьшению развития отеков и/или гипертензии с подтвержденным отсутствием увеличения неблагоприятных исходов для плода. При этом, если их применение оправдано, они проявляют себя как безопасные и эффек­тивные средства, способные заметно потенцировать действие других гипотензивных средств, и не противопоказаны при беременности, кроме случаев снижения маточно-плацентарного кровотока (гестоз и задержка внутриутробного развития плода). Ряд экспертов считают, что беременность не является противопоказанием для приема диуретиков у женщин с эссенциальной гипертензией, предшествовавшей зачатию или манифестировавшей до середины беременности. Однако данных, касающихся применения диуретиков для снижения АД у беременных с АГ, недостаточно.

В соответствии с классификацией FDA гипотиазид относится к классу В. Однако инструкции фармацевтического комитета РФ гласят, что гипотиазид противопоказан в I триместре беременно­сти, во II и III триместрах назначается по строгим показаниям.

Клонидин — центральный α2-адреномиметик имеет ограничения к применению при беременно­сти, а при приеме в послеродовом периоде следует воздерживаться от грудного вскармливания. Препарат не имеет преимуществ перед β-блокаторами. Выявлены расстройства сна у детей, чьи матери получали во время беременности клонидин. При использовании на ранних сроках беременности выявлена эмбриотоксичность.

Миотропные спазмолитики в настоящее время не используют для плановой терапии. Они на­значаются только в экстренных ситуациях — при гипертоническом кризе. Гидралазин (апрессин) при длительном применении может вызвать: головную боль, тахикардию, задержку жидкости, волчаночноподобный синдром. Диазоксид (гиперстат) при длительном лечении может вызвать за­держку натрия и воды у матери, гипоксию, гипергликемию, гипербилирубинемию, тромбоцитопе­нию у плода. Натрия нитропруссид может вызывать цианидную интоксикацию при многочасовом применении.

Ингибиторы ангиотензинпревращающего фермента (АПФ) противопоказаны при беременно­сти в связи с высоким риском задержки внутриутробного развития плода, развития костных дис­плазий с нарушением оссификации свода черепа, укорочением конечностей, олигогидрамниона (маловодия), неонатальной почечной несостоятельности (дизгенезия почек, острой почечной не­достаточности у плода или новорожденного), гибели плода.

Хотя не накоплено данных, касающихся применения антагонистов рецепторов к ангиотензину II, их неблагоприятные эффекты, очевидно, будут сходными с таковыми у ингибиторов АПФ, по­этому стоит избегать назначения и этих препаратов.