Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Инфляционное таргетирование в Италии

.docx
Скачиваний:
22
Добавлен:
17.10.2016
Размер:
30.03 Кб
Скачать

Италия – высокоразвитая индустриально-аграрная страна. Денежная единица – евро, с 2002 года. Для экономики страны традиционно характерны большие региональные различия по уровню доходов и экономической специализации. После мирового финансового кризиса в 2008 году, страна оказалась втянута в долговременную рецессию, характеризующуюся ростом внешнего долга, увеличением безработицы до рекордных значений спадом производства и прочей деловой активности. Преимущественно индустриальный и высокоразвитый север и бедный, аграрный юг.

В начале своей деятельности Банк Италии использовал практику монетарного таргетирования.

Монетарное таргетирование в основном использовалось странами, чьи экономики были достаточно велики. Среди развитых государств Евросоюза таковыми являлись Великобритания, Германия и Италия. Банк Италии в 1980-е годы успешно таргетировал денежный агрегат М2, однако в 1990-е годы из-за изменения структуры экономики, что повлияло на денежный спрос, корреляция между М2 и ценами заметно снизилась. Итальянский денежный регулятор вышел из трудного положения, начав на различных временных отрезках менять веса переменной М2 в макроэкономической модели, использующейся в денежно-кредитном анализе. Тем самым он сумел сохранить ценовую стабильность, однако в действительности проблему низкой эффективности денежно-кредитной политики ему решить не удалось - фактические и проектные темпы прироста М2 в 1990-е годы ни разу не совпали.

Вторая половина 60-х годов протекала в обстановке нарастающего напряжения в мировой капиталистической валютной системе, функционирование которой все чаще прерывалось кризисными потрясениями. Это выразилось, в частности, в девальвации английского фунта и французского франка, в образовании двух параллельных рынков золота. В ряде стран участились вспышки инфляции, первых признаков инфляционной эпидемии, разразившейся в 70-х годах.1

Итальянская денежная система ранее других начала испытывать приступы инфляционной лихорадки. Так, в 1962 и 1963 гг. розничные цены выросли соответственно на 6 и 8%, что вызвало серьезное беспокойство руководства стран «Общего рынка», опасавшихся негативного влияния итальянской инфляции на конъюнктуру в других государствах Сообщества. Специальная комиссия ЕЭС рекомендовала итальянскому правительству сократить государственные расходы и принять меры к ограничению кредитной экспансии. Антиинфляционная политика в 60-е годы сводилась к контролю за поступившей в обращение денежной массой, разбухание которой протекало особенно интенсивно в связи с широким финансированием государственных программ, в частности индустриализации Юга, а также из-за усиления денежной инъекции, осуществляемой через кредитную систему. В соответствии с рекомендациями комиссии итальянское правительство приняло ряд дефляционных мер, которые содействовали в 1964 и 1965 гг. резкому замедлению темпов экономического развития. Италия очутилась перед критической альтернативой: инфляция или экономический спад. Антиинфляционная политика была одной из причин того, что в течение полутора лет итальянская экономика переживала серьезные трудности, которые в западной прессе получили название «дефляционного кризиса».

В 70-е годы положение еще больше ухудшилось. Помимо традиционных факторов, инфляции способствовали валютный и энергетический кризисы. «Мир поражен тяжелой болезнью - инфляцией, - с тревогой констатировал орган итальянских промышленников «Солеope», - из ползучей она угрожает стать галопирующей и вызывает валютные ураганы».

Валютный кризис вынудил Италию ввести в 1973 г. «плавающий» курс лиры, приведший к девальвации итальянской валюты к концу этого же года примерно на 25%, что, естественно, отразилось на импортных ценах и на повышении общего индекса цен. Сырьевой и нефтяной кризисы затронули Италию в большей степени, чем ряд других стран, поскольку Италия является крупным импортером как сырья, так и энергоносителей. Так, индекс оптовых цен увеличился в 1974 г. на 40%. Это произошло в основном из-за удорожания импортного сырья. Дело, однако, не только в ломке мировых цен и ее влиянии на внутренние цены. Следует иметь в виду и то, что ситуацию, которая создалась на мировых рынках, использовали в своих целях монополии. В Италии это выразилось в массовых закупках сырьевых и продовольственных товаров и вызвало резкое спекулятивное повышение цен. В 1973 г. правительство пыталось установить прямой контроль над ценами, однако эта попытка оказалась безуспешной.

Что касается влияния количества денег на развитие инфляционного процесса в Италии, то в отдельных случаях денежные факторы стимулировали рост цен. В то же время происходило и обратное воздействие повышения цен, не связанного с монетарными причинами (энергетический кризис и др.), на динамику денежной базы. Дело в том, что обесцениваются не только деньги, выступающие в роли покупательных средств, но и банковские депозиты, используемые для кредитных операций. Поэтому в периоды повышенного спроса на кредит со стороны хозяйства коммерческие банки вынуждены в больших масштабах (при прежних темпах кредитной экспансии) обращаться к Банку Италии и таким образом ускорять рост денежной массы. В этом случае образуется следующая цепь причинно-следственных звеньев: автономное повышение цен - обесценение банковских депозитов - ускорение прироста денежной массы.

Характерным явлением в последние годы стала все нарастающая дороговизна при замедлении роста производства и ухудшении деловой конъюнктуры. Итальянский журнал «Эуропео» писал: «Экономисты приходят в отчаяние и уже заявляют, что мы наблюдаем крах некоторых законов инфляции, тщательно перечисленных в учебниках». Действительно, в Италии заметный рост цен отмечался даже в кризисные 1971 и 1975 гг. Естественно, такое «поведение» цен уже нельзя объяснить только антикризисной инфляционной политикой. Пример Италии показывает, что современная инфляция, рассматриваемая как процесс непрерывного снижения покупательной способности денег, является постоянно действующим фактором. В условиях государственно-монополистического регулирования сфера цен стала своеобразным резервуаром, в котором концентрируются противоречия всех областей хозяйственной системы. Увеличение непроизводительных государственных расходов (в первую очередь военных), финансирование государственных программ по устранению наиболее опасных диспропорций в социально-экономической жизни страны, меры по поддержанию уровня деловой активности, кризис международной валютной системы - все это находит свое отражение в обострении инфляционного процесса.

Считается, что инфляционное таргетирование эффективнее, чем денежное, влияет на ожидания участников рынка и ценообразование. Соответственно ускоряется их ответная реакция, отсюда - и катализаторные свойства инфляционного таргетирования. Однако специалисты Банка Италии, изучив инфляционное таргетирование, пришли к выводу, что оно не обладает выраженными сигнально-катализаторными свойствами". По их мнению, сигнальный процесс не будет протекать нормально, поскольку инфляционное таргетирование не может преодолеть влияния изменения цен под воздействием упомянутых факторов. Они полагают, что сигнально-катализаторные свойства присущи инфляционному таргетированию в меньшей степени, чем таргетированию денежных агрегатов. По сути, мы вернулись к проблеме управляемости. Замкнутый круг может быть разорван, если центральный банк пользуется высоким авторитетом среди рыночных игроков. Чем выше доверие к денежным властям, тем заметнее проявляются сигнально-катализаторные свойства независимо от того, насколько управляем процесс достижения конечной цели. Соответственно в краткосрочном периоде выбор более управляемой и понятной для рынка цели денежно-кредитной политики подходит для центрального банка, пользующегося низким авторитетом, а менее управляемой и объяснимой - для центрального банка с высоким уровнем доверия. Однако на практике наблюдается обратная картина: к инфляционному таргетированию прибегли центральные банки, испытывавшие ощутимый недостаток доверия и не сумевшие справиться с более простым таргетированием денежных агрегатов и валютного курса.

В сентябре 2013 года в Италии была зафиксирована дефляция на фоне падения цен на энергоносители. Об этом свидетельствуют предварительные данные Национального статистического института Istat. Инфляция в Италии замедлилась до минимума за 3 года.

Потребительские цены в Италии в октябре 2015 года (по национальным стандартам СPI) повысились на 0,3% в годовом исчислении после роста на 0,2% месяцем ранее. Такие предварительные данные сегодня приводит статистическое агентство страны Istat.

Относительно предыдущего месяца инфляция в октябре составила 0,2%.

Потребительские цены в Италии, рассчитанные по стандартам Европейского союза (HICP), поднялись в октябре на 0,3% в годовом выражении и на 0,5% к предыдущему месяцу.

Безработица в Италии в сентябре 2015 года составила 11,8% после 11,9% в предыдущем месяце. Как отмечает ведомство, численность безработных в Италии составила в сентябре 3,016 млн человек, уменьшившись относительно сентября прошлого года на 8,1%.

При этом уровень занятости населения составил за отчетный период 56,5%.

Анализируя данные по инфляции Италии, можно сделать вывод о том, что режим инфляционного таргетирования эффективен.

1 [Электронный ресурс] / http://forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Finance/l1097

Соседние файлы в предмете Финансы, денежное обращение и кредит